ВИВЕС Хуан Луис

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВИВЕС (Vives) Хуан Луис
род. 6 марта 1492, Валенсия - ум. 6 мая 1540, Брюгге) - исп. философ-гуманист и педагог; был профессором в Лувенском католическом и Оксфордском ун-тах. В своем осн. психологическом соч. "De anima et vita" (1538; "О душе и жизни") выдвинул требование: нужно стремиться исследовать не то. что есть душа, а каковы ее свойства и как она действует; поэтому Вивес считается "отцом новой эмпирической психологии". Кроме того, он (одним из первых) предпринял попытку написать историю философии ("De unitiis, sectis et laudibus philosophae", 1518). Был противником схоластики и сторонником эмпиризма - непосредственного наблюдения и эксперимента. Его педагогические идеи оказали влияние на Я. А. Коменского и А. Лойолу.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВИВЕС Хуан Луис
6.3.1492, Валенсия -6.5. 1540, Брюгге), исп. философ, гуманист и педагог. Проф. в ун-тах Лувена и Оксфорда. Автор ок. 60 работ на лат. яз. Выл в дружеских отношениях с Эразмом Роттердамским и Мором. Изгнан Генрихом VIII из Англии, жил в Брюгге (Бельгия). Выступая против схоластики и видя основу познания в непосредств. наблюдении и эксперименте, В. во многом предварил опытный метод Ф. Бэкона. В. проложил новые пути в психологии («О душе и жизни», «De anima et vita», 1538) и педагогике, считая главным вопрос не о том, что есть душа, а каковы ее проявления. Обстоятельно рассмотрел вопрос об ассоциации идей и природе памяти. В. оказал влияние на Я. А. Коменского, а также на педагогич. теорию И. Лойолы. Дальнейшее развитие идеи В. получили в творчестве исп. философаматериалиста Уарте.

Источник: Советский философский словарь

ВИВЕС Хуан Луис
философ-гуманист и педагог; р. 6.3.1492 (Валенсия) — ум. 6.5.1540 (Брюгге); был профессором в Лувенском и Оксфордском университетах. В своем основном психологическом сочинении «De anima et vita» [«О душе и жизни»] (1538) выдвинул требование: нужно стремиться исследовать не то, что есть душа, а каковы ее свойства и как она действует; поэтому Вивес считается «отцом новой эмпирической психологии». Кроме того, он (одним из первых) предпринял попытку написать историю философии («De initiis, sectis et laudibus philosophae», 1518). Был протавником схоластаки и сторонником эмпиризма — непосредственного наблюдения и эксперимента. Осн. соч. (кроме названных): Pseudodialecticos, 1519; Kommentar «Caritas Dei» (von Augustinus), 1522; Satellitium animi vel Symbola, 1524; Die Dialoge, 1897; Briefe, 1928. Собр. соч.: Opera omnia, I—II, 1555; Opera, I—VIII, 1782—1790, 1964. G. Hoppe. Die Psychologie des V, 1901; T. G. A. Kater. V. und seine Stellung zu Aristoteles, 1908; P. Ilg. Die Selbsttätigkeit als Bildungsprinzip bei J. L. V, 1931 ; A. Buck (Hg.). J. L. V.-Vorträge, 1981; A. Comparût. Amour et vérité. Paris, 1983.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ВИВЕС Хуан Луис
Vives) (6 марта 1492, Валенсия мая 1540, Брухос) — испанский философ, просветитель, гуманист. Учился в Валенсии, продолжил образование в Париже и Лувене. С 1520—профессор литературы университета в Лувене. Получил степень доктора прав в Оксфорде, где преподавал право и другие гуманитарные дисциплины. Автор более 60 работ на латинском языке. Поддерживал тесные связи с Эразмом Роттердамским и Томасом Мором, с которым его связывала и личная дружба.
Определяя философию как знание о божественных и человеческих делах, Вивес считал теологию лишь частью философии. В Сочинениях «Против псевдодиалектиков» (Adversus pseudodialecticos, 1519), «О науках» (De disciplinis, 1531), «О спорах» (De disputatione, 1531) критиковал схоластику, во многом предварил опытный метод Ф. Бэкона. Отвергая теорию врожденных идей, основой знания считал ощущения, сущность же вещей познается разумом. В работе «О душе и жизни» (De anima et vita, 1538) считал главным вопрос не о том, что есть душа, но каковы ее проявления и действия, постигаемые посредством опытного наблюдения. Сформулировал принцип ассоциации идей, разрабатывал теорию аффектов. Учение Вивеса о форме и материи, о Боге как первопричине и основе мира изложено в его работе «Первая философия...» (De prima philosophia.., 1531). Автор работ по логике («Средства вероятного». De insrtumento probabilitatis), по проблемам морали. Оказал влияние на Я. А. Каменского, на педагогическую теорию И. Лойолы.

Источник: Новая философская энциклопедия

ВИВЕС ХУАН ЛУИС

Vives), Хуан Луис (6 марта 1492 – 6 мая 1540) – исп. философ, просветитель и гуманист. Учился в своем родном городе – Валенсии, продолжил образование в Париже и Лувене. С 1520 – проф. лит-ры ун-та в Лувене, получил степень доктора прав в Оксфорде, где преподавал право и др. гуманитарные науки. Им написано около 60 работ на лат. яз. В. поддерживал тесные связи с Эразмом Роттердамским и Т. Мором. В. был типичным философом Возрождения. Его филос. идеи, в к-рых переплетались материалистич. и религ. тенденции, были направлены против религ. схоластики. В вопросе о взаимоотношении науки и религии В., преодолевая теорию "двойственной истины", определял философию как "знание о божественных и человеческих делах" (Obras completas, Madrid, 1947–48, t. 1, p. 567) и считал теологию лишь частью философии. Наибольшее значение имели гносеологич. работы В., в к-рых он во многом предварял и подготавливал опытный метод Ф. Бэкона. В соч. "О душе и жизни" ("De anima et vita", 1538), "О науках" ("De disciplinis", 1531), "О cпорах" ("De disputatione", 1531), "Против псевдодиалектиков" ("Adversus pseudodialecticos", [1519]) и др. В. исходил из необходимости заменить преклонение перед авторитетами логич. доказательством, веру – знанием. В. критиковал основы теории познания Платона и теорию врожденных идей. Он отвергал релятивизм Протагора и высказывания софистов, к-рые, по его мнению, "не стремятся к истине" (Obras completas, t. 2, p. 838). О ср.-век. схоластах В. писал, что их силлогизмы подобны "настоящим головоломкам" (там же, р. 295), и отвергал псевдонауки – магию, астрологию и др. (там же, р. 352). Ощущения он называл "дверьми к познанию" (там же, р. 1064–65) и "первыми учителями человека" (там же, р. 1207), полагая, что они дают знание о явлении; сущность же познается с помощью разума. Утверждение связи чувств, и разумного познания подводило В. к идее рефлекса (там же, р. 1167). Мышление он рассматривал как атрибут бессмертной души человека, действиям к-рой пытался дать физиологическое истолкование. Познание, по В., должно опираться на опыт. Он писал, что "трудовой опыт постепенно осветил разные искусства" и что духовная деятельность человека "питается трудом" (там же, р. 344). Однако в целом опыт, по В., – это процесс пассивного созерцания природы. В. считал математич. метод "наиболее верным" (там же, t. 1, р. 567) и отличал "поспешную" и "примитивную" индукцию от подлинно научной, к-рую он называл "аргументацией согласно природе" (там же, t. 2, р. 834). Учение В. о л о г и к е изложено в его работе "Средства вероятного" ("De instrumento probabilitatis"). В. стремился превратить логику из орудия риторич. споров в орудие приращения человеч. знаний. По В., категории и формы мысли должны отражать объективную действительность. В. требовал, чтобы в мышлении не было противоречий. От "естественных" суждений В. отличал "искусственные", или "произвольные", не соответствующие истине. Учение В. о первоначалах мира связано еще со ср.-век. филос. традицией. Оно изложено в его работе "Первая философия, или Внутренняя деятельность природы" ("De prima philosophia...", 1531). В. писал, что "Материя покоится в глубине всех вещей" (Obras completas, t. 2, p. 1177). Материя, по В., является инертной, пассивной массой, обладающей протяженностью. Теоретически она делима до бесконечности, хотя на практике пределом служит ограниченность органов чувств и орудий человека. Форму вещей В. определял как сущностную силу, действующую на материю и определяющую качества вещей и в то же время имманентную ей. Бог является, по В., "первопричиной, основой, источником, началом, главой всех вещей" (там же, р. 1104); он создал материю и наделил ее силой форм. Бог осуществляет свое постоянное руководство миром с помощью духовных сил, принимающих форму ангелов и душ. В. не занимался вопросами теологии и считал, что бог "окружен темнотой и мраком" (там же, р. 1057), преодоление к-рых познанию недоступно. В. определял н е о б х о д и м о с т ь как то, что "не может существовать иначе, чем оно существует" (там же, р. 1095), возможность – как внутренне присущее вещам напряжение, "динамизм и потенция" (там же, р. 988). По В., в природе все причинно обусловлено, причины и следствия взаимно связаны между собой. В. допускал существование причины "цели", заложенной в вещах богом. В то же время он стремился объяснить движение "естественными" причинами и считал действия духов "трудно объяснимыми" (там же, р. 1116). Отрицая существование внутр. противоречий, В., в конце концов, ссылался на бога как на источник движения. В. заложил основы новой, гуманистич. п е д а г о г и к и , считая ее наукой о всестороннем воспитании человеч. личности, основанном на проявлении и развитии природных дарований людей. В. утверждал, что преподавание должно следовать от простого к сложному, быть наглядным и ясным. Учение В. о м о р а л и изложено в работах "Об умиротворении" ("De pacificatione", 1529), "О согласии и раздорах человеческого рода" ("De Concordia et Discordia in humano genere", 1529) и др. Просвещение людей является, по В., условием их нравств. поведения. Стремление человека к добру и миру – "естественное" влечение, соответствующее его природе. В. считал интересы общества – высшими; им должны подчиняться частные интересы. Он допускал возможность того, что именно люди, к-рые "ничем не обладают", могут с наибольшим успехом способствовать умиротворению общества (Obras completas, t. 2, p. 261). Этика В., клеймившая человеч. пороки и утверждавшая жизнь, творч. познание мира и стремление к человеч. счастью, нередко освящена именем бога. Счастье, по В., возможно лишь в обществе, построенном на принципах справедливости. В. полагал, что во главе общества должен стоять просвещ. монарх, обязанный служить интересам "человеческой массы" (там же, р. 214). Он допускал неповиновение народа королю, если король отказывается от исполнения своих обязанностей, и высказывался против режима террора и насилия (там же, р. 78). В работе "Об общности благ" ("De communione rerum", 1535) В. оправдывал экономич. неравенство между людьми различием в их дарованиях и потребностях. Одновременно В. требовал, чтобы "каждый получал то, в чем он нуждается" (Obras completas, t. 1, p. 1422). Непосредств. развитие философия В. получила в творчестве исп. философа-материалиста X. Уарте. Соч.: Путеводитель к премудрости, пер. с лат., СПБ, 1768. Лит.: Александров Г., Из истории испанской философии, "Под знаменем марксизма", 1939, No 2; История философии, т. 1, М., 1957, с. 308–10; Всемирная история, т. 4, М., 1958, с. 268; Ланге ?. ?., История материализма и критика его значения в настоящем, пер. с нем., т. 1, Киев–Харьков, [1899–1900]; Вonilla y san Martin ?., Luis Vives y la filosofia del renacimiento..., 2 ed., v. 1–3, Madrid, 1929; Mara??n G., Luis Vives, Madrid, 1942; Ortega y Gasset J., Obras completas, 2 ed., t. 5, Madrid, 1947; Xirau J., El pensamiento vivo de Juan Luis Vives, Buenos Aires, 1944; Urmeneta F. de, La doctrine psicol?gica y pedag?gica de Luis Vives, Barcelona, 1949; Men?ndez Pelayo M., La filosofia espa?ola, Madrid, 1955. Д. Претель. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.