ок. 1480—86, Витория—12 августа 1546, Саламанка)— представитель испанской схоластики. Вступил в доминиканский орден в монастыре св. Павла в Бургосе, с 1504 продолжил обучение в Парижском университете. С 1526 преподавал в университете г. Саламанка. Сочинение «Relecciones teologicas», (1557), представляющее собой запись его лекций, опубликовано посмертно в Лионе. Виториа сыграл видную роль в осмыслении этических и юридических вопросов, возникших в связи с колонизацией Америки. Настаивая в духе схоластической традиции, на различении естественного и сверхъестественного порядка вещей, Виториа утверждал, что человек, будучи сотворенным существом, душой и телом принадлежит природному порядку и обладает совокупностью фундаментальных прав, неотделимых от личности. Ввиду того, что божественный порядок не нарушает порядка естественного, он не может ни нарушить, ни уничтожить законов и прав, присущих человеческой природе: права на жизнь, собственность, религиозную свободу. Свободное право человека на то, чтобы мыслить и верить, делает, по мнению Виториа, бессмысленными и несправедливыми религиозные войны. Нельзя заставить человека поверить силой, а грех неверия не дает права церковным властям воевать против неверующих и лишать их владений. Эти идеи заложили основы для создания современного международного права.
Соч.: Relecciones teologicas. Madrid, I960 (»Biblioteca de Autores Cristianos»).
Лит.: Garcia Treues С. Francisco Vitoria, fundador de derecho Intemacional modemo. ValladoUd, 1928; Getino L. 0. P. El maestro Francisco Vuoria, su vida, su doctrina, su influencia. Madrid, 1930; Caslillo Urbano F. El pensamiento de Francisco de Vitoria: filosofia, politica e indio americano. Barcelona, 1992; Abellan J. L. El descubruniento de America.—Historia critica del pensamiento espanol. Madrid, 1992, t. 2, p. 492—542; Ocana Garcia M. El hombre y sus derechos en Francisco de Vitoria. Madrid, 1996. M. А. Бургете