ВИТАЛЬ ДЮ ФУР

Найдено 1 определение
ВИТАЛЬ ДЮ ФУР
или Виталий из Фура (Vitalis de Furno, Vital du Four) (ок. 1260, Базас – 1327, Авиньон) – философ и теолог, представитель августинизма и последователь Бонавентуры; член Францисканского ордена. Учился в Парижском университете; преподавал теологию в университетах Парижа (ок. 1292–1295), Монпелье (1295–1296) и Тулузы. Министр Аквитанской орденской провинции (1307); кардинал (1312) и кардинал-епископ Альбано (1321); настоятель нескольких монастырей. Среди его произведений: комментарии к Писанию, «Сентенциям» Петра Ломбардского (Lectura super quattuor librum Sententiarum, 1295–1296) и «Сумме теологии» Альберта Великого, а также «Кводлибеты» (Quodlibeta), «Спорные вопросы» (Quaestiones disputatae) и др. Согласно В.Ф., исходным моментом процесса познания какого-либо внешнего объекта является первичный акт интуиции, объединяющий в себе как интеллектуальную, так и сенситивную способности; посредством этого акта субъект осуществляет непосредственный контакт с экстраментальной реальностью и постигает тем самым единичную вещь в качестве существующей «здесь и сейчас». Необходимость оперирования умопостигаемыми образами (species intelligibiles), как и различения деятельного и возможностного разумов в таком случае отпадает. Далее происходит исследование универсальной природы вещи: путем поэтапного восхождения от частного к общему (от следствия к причине) или путем спекулятивного постижения ее сущности. Не обладая специальным чувственным органом для осуществления процесса самопознания, душа постигает себя описанным еще у Августина интуитивным «внутренним чувством» (sensus interior), которое отождествляется В.Ф. с «общим чувством» (sensus communis) Аристотеля: воспринимая собственные акты, она делает заключение о своем существовании и, отрешившись от каких-либо образов и сконцентрировавшись на самой себе, умственным взором созерцает свою сущность. Это же внутреннее чувство участвует и в акте иллюминации, который трактуется как мистический союз души со светом божественного просвещения, проникающим в самые глубины разума и своим присутствием предоставляющим ему возможность постигать вечные истины в их абсолютной чистоте. Выступая против томистской доктрины, В.Ф. утверждает также, что актуальное существование вещи идентично с ее сущностью, и поскольку сущности не существуют вне индивидуального существования, кроме последнего нет никакого иного принципа индивидуации.
Соч.: Reportatio de la Lectura super IV librum Sententiarum, Memoralia / Éd. F.M. Delorme. // La France Franciscaine. 1926. T. 9; Quaestiones disputatae / Éd. F.M. Delorme, O.F.M // Archives d’histoire doctrinale et littéraire du Moyen Âge. P., 1927. T. 2; Quodlibeta tria / Éd. F.M. Delorme. Roma, 1947. Лит.: Гарнцев, М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Августина до Декарта). М., 1987; Delorme, F.M. Le cardinal Vital du Four, Huit Questions disputées sur le problème de la connaissance // Archives d’histoire doctrinale et litté- raire du Moyen Âge. 1927. T. 2; Langlois, Ch.-V. Vital du Four // Archivum franciscanum historicum. 1927. T. 36; Lynch, J.E. The Theory of Knowledge of Vital du Four. N.Y., 1972; Untervintl, L. von. Die Intuitionslehre bei Vitalis de Furno, O. Min (1327) // Collectanea Franciscana. 1955. T. 25. А.М. Шишков

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.