Vital du Four; Vitalis de Fumo) (OK. 1260, Базас, Гасконь—16 августа 1327, Авиньон)—французский теолог, философ-августинианец, естествоиспытатель; монах-францисканец. Преподавал в университетах Парижа (ок. 1292—95), Монпелье (1295— 96) и Тулузы (ок. 1300). Министр аквитанской орденской провинции (с 1307); кардинал (с 1312). Автор комментариев к «Сентенциям» Петра Ломбардского, сочинений «О чем угодно» (Quodlibet), «Спорные вопросы» (Quaestiones disputatae).
Последователь Бонавентуры и критик рада положений философии Д. И. Олива, Виталь дю Фур испытал заметное влияние идей Иоанна Пеккама, Матфея из Акваспарты, Роджера Марстона и Генриха Гентского. В полемике с томизмом он утверждал, что актуальное существование вещи идентично с ее сущностью, рассматриваемой в отношении действующей причины. И поскольку сущности не существуют вне индивидуального существования, кроме последнего нет никакого иного принципа индивидуации.
Выделяя вслед за Матфеем из Акваспарты три основных способа познания какой-либо вещи: спекулятивный (умозрительное постижение ее сущности), выводной (поэтапное восхождение от частного к общему или от следствия к причине) и интуитивный (самоочевидный внешний и внутренний опыт),—Виталь дю Фур в противоположность Фоме Аквинскому и Эгидию Римскому считал, что в процессе первичного интеллектуального познания, неразрывно связанного в общем акте интуиции с познанием чувственным, субъект осуществляет прямой, не опосредованный. умопостигаемыми образами (species intelligibiles) контакт с внешней реальностью, с «самой актуальностью чувственных вещей», постигая тем самьм единичную вещь в качестве существующей: необходимость различения деятельного и потенциального разума в таком случае отпадает. Самопознание души осуществляется описаннымеще Августином интуитивным «внутренним чувством» (sensus interior), которое Виталь дю Фур отождествляет с «общим чувством» (sensus communis) Аристотеля. Этапы этого самопознания (возможного, однако, только в случае моральной чистоты души): интуитивное восприятие собственных актов; умозаключение о своем существовании; и—при отрешении от чувственных образов и концентрации внимания на самом себе—созерцание своей сущности. Это же внутреннее чувство делает возможным и восприятие божественного света в акте божественного озарения, которое (здесь Виталь дю Фур ссылается на Роджера Марстона и Генриха Гентского) не может быть просто внешним влиянием Бога на человеческий разум, ибо неизменная истина не может быть причастна изменчивому воспринимающему интеллекту. Озарение, возникающее по свободному произволению Бога, есть внутренний, мистический союз души с божественным светом, проникающим в самые глубины разума и своим присутствием предоставляющим ему возможность постигать вечные истины в их абсолютной чистоте.
Виталь дю Фур разделял концепцию «семенных причин» (rationes seminales) Бонавентуры и принцип всеобщего гилеморфизма. В рамках своей естественной философии он исследовал магнетическое притяжение, фосфоресценцию, металлы, жидкости, растения и животных.
Соч.: Reportatio de la lectura super IV librum Sementiarum & Menioralia.—.Detorme F. Loeuvrre scolastique de Maitre Vital du Four.—«La France Franciscaine» 9, 1926; Quaestiones disputatae.— «Archives dhistoire doctrinale et litteraire du Moyen Age», (P.), 1927, 2, p. 156—337; Quodlibets Tria, ed. F. Delonne. Rome, 1947.
Лит.: Detonne F. Le cardinal Vital du Four. Huit Questions disputees sur le probleme de la connaissance.—«Archives dhistoire doctrinale et litteraire du Moyen Age», 1927, 2, p. 151—155; Langlois Ch.-У. Vital du Four.—«Archivum Franciscanum Historicum», 1927, 36, p. 295—305.
A. M. Шишков