ВИШНУ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВИШНУ
др.-инд.) - один из высш. богов индуист. пантеона, вместе с Брахмой и Шивой входит в божеств, триаду - тримур-ти. В. олицетворяет творческую космич. энергию. В. имеет много различных имен, связанных с его свойствами и атрибутами или с его мифич. подвигами (Хари -»избавитель», Говинда - «пастух» и т. д.).

Источник: Атеистический словарь

ВИШНУ
У индийцев один из высших богов, составляющий вместе с Брахмой и Шивой божественную триаду. Вишну — хранитель мира. В гимнах «Ригведы» прославляются три шага Вишну, которыми он измерил земные сферы. Из18 главных пуран 6 посвящены Вишну. Деяния Вишну описываются в мифах об аватарах (воплощениях) этого божества. Обычно Вишну изображается возлежащим на змее Шеше; в одной из его рук — чакра, в другой руке — раковина, в третьей — булава, в четвертой — лотос или лук. Пребывает Вишну на вершине горы Меру. Его ездовое животное — царь птиц Гаруда.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

ВИШНУ
Санскр.) Вторая ипостась индусской Тримурти (троицы),
состоящая из Брамы, Вишну и Шивы. От корня виш, "всепроникать". В
"Риг-Веде" Вишну не является высоким богом, но просто проявлением
солнечной энергии, и описан как "пересекающий тремя шагами семь
областей Вселенной, и укутывающий все пылью (своих лучей)".
Какими бы ни были шесть других оккультных значений этого
утверждения, это относится к тому же классу символов, как и семь
и десять Сефиротов, как семь и три отверстий совершенного Адама
Кадмона, как семь "принципов" и высшая триада в человеке и т.д.,
и т.д. Позднее этот мистический символ становится великим богом,
хранителем и восстановителем, "имеющим тысячу имен - Сахасранама".

Источник: Теософский словарь

Вишну
индуист.) – «проникающий», «всеобъемлющий» – один из высших богов индуизма, вместе с Брахмой и Шивой составляющий божественную триаду – тримурти. Сын Адити и Кашьяпы, супруг Лакшми, живущий на вершине священной горы Меру. Ездовое животное (вахана) В. – царь птиц Гаруда. Первоначально представлялся как помощник Индры и имел прозвище Упендра («младший Индра»), но затем приобрел главенствующее значение и стал считаться богом, превосходящим Индру (Атиндра). Изображается в виде синекожего юноши с четырьмя руками, стоящего или возлежащего на змее Шеше. Известно множество мифов с участием В., в героическом эпосе он часто выступает под видом своих аватар, среди которых и такие известные, как Кришна и Рама. В мифе о пахтанье океана он принимает облик красивой женщины, чтобы отвлечь асу ров от амриты.

Источник: Мифологический словарь

ВИШНУ
один из осн. богов индусского пантеона (см. Индуизм). В наст. вр. поклонение В. и ого аватарам (воплощениям) - наиболее распростр. форма религ. культа в Индии. Широкое почитание В. как гл. бога началось в IV—VI вв. Однако представление о В. восходит к ранневедич. периоду: в Ригведе (см. Веды) В. - солнечное божество. О нем говорится как о широко шагающем солнце, к-рое разгоняет демонов тьмы, занимающих землю ночью. Но в Ведах В. играет еще второстеп. роль. Реформируя свою религию в связи с изменением обществ, отношений, жрецы-брахманы использовали нар. мифы об аватарах В. и превратили его в «спасителя», к-рый следит за порядком на земле, избавляя человечество от горя и зла. Это учение, способствовавшее возвышению В. в пантеоне богов, подрывало у трудящихся веру в собств. силы и было глубоко реакционным. Вместе с тем мифы о В. использовались и в нар. антифеод. движениях (см. Бхакти). Из аватар В. наиболее популярны Кришна и Рама, к их числу относится индуизмом также Будда.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ВИШНУ
сс. Бог ведической религии, брахманизма и индуизма. Главный объект почитания в вишнуизме (вайшнавизме). Обладает наибольшим количеством воплощений (аватара), к которым относят бога Кришну, Будду Шакьямуни и др. Женские аспекты Вишну называют его супругами Лакшми, Шри, Падма, Вайшнави и др., олицетворяющими различные черты женственности. Роль Вишну в индийском пантеоне неоднократно менялась от солярного божества, связанного с культом Солнца, до одного из богов индуистской троицы (Тримурти), в которой Брахман выступает как творец, Вишну как хранитель, а Шива как разрушитель Вселенной. В вишнуизме выделяют пять форм отношений с богом: уравновешенное (шанти), рабское отношение к богу (дасья), дружеское (сакхья), нежное, как родительская любовь (ватсалья), чувственно-любовное (мадхурья). Адепты стремятся к слиянию с богом через любовь. Эпитеты Вишну: избавитель (Хари), пастух, пастырь (Говинда, Гопал) и др. Культ Вишну признается тантрическим направлением. Священные книги вишнуизма называют самхитами и др. Известны вишнуистские (вайшнавистские) тантры. В иконографии Вишну часто изображается возлежащим на змее, свернувшемся в кольцо, имя которого Ананта (бесконечность).

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ВИШНУ

        в "Ригведе " второстепенное солярное божество, младший соратник Индры в битвах с демонами. Тем не менее основному ригведийскому деянию В. — его "трем шагам", охватывающим три сферы мироздания — землю, небо и промежуточное пространство, — свойствен космогонич. характер (см. ТРИВИКРАМА). В брахманах, где начинается его возвышение, В. отождествляется с жертвой в ее космогонич. аспекте. В эпосе и пуранах В. — верховное полифункциональное божество, к-рому принадлежит роль спасителя людей в бедствии и охранителя мироздания, — функция, свойственная исключительно ему в тримурти, пуранической триаде богов сложившегося индуизма. Космологич. аспект образа В. связан с восприятием его как Нараяны в мировых изначальных водах; во время периодической гибели вселенной в водах потопа В. возлежит на космическом змее Шеше. Согласно формирующейся в эпосе концепции аватар, наиболее популярными из его антропоморфных воплощений считаются Кришна и Рама, герой "Рамаяны". Мифология В. включает представления о нем как о Мировом Абсолюте и, с другой стороны, как о личностном боге, к к-рому верующие испытывают любовь и влечение (бхакти). По данным иконографии, В. — темно-синего цвета, четырехрукий, на груди у него — знак шриватса и драгоценный камень каустубха, почитаемые вишнуитами; со своей супругой Шри-Лакшми, воплощающей красоту и преуспеяние, он восседает на лотосе; его символ и вахана — небесная птица Гаруда. Повторение тысячи имен В. — одна из важнейших вишнуитских молитв.
С. Невелева

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ВИШНУ
важнейший бог в индуизме. Имя его, по одной из версий, означает «пронизывающий» (от глагола «виш» — пронизывать, проникать). Образ В. является синтезом ведических и аборигенных представлений. В. упоминается уже в Ригведе (см. Веды): здесь это вторичный бог, помогающей Индре в его подвигах. Космогоничен миф о том, как В. тремя шагами измерил весь мир. Начиная с литературы брахман значение В. возрастает. С середины I тыс. до н. э. культ В. вбирает в себя культ нескольких местных племенных божеств. В. — член индуистской триады (наряду с Брахмой и Шивой), ему отведена роль хранителя вселенной. В целом В. — благожелательное божество, но он беспощаден к проявлениям зла. В. имеет множество форм и аспектов, у него тысяча имен, самые распространенные из которых Хари («избавитель»), Кешава («излучающий свет»), Говинда («пастух»), Мадхусудана («победитель демона Мадху»), Венкатешвара («владыка холмов»). В. почитается на всей территории современной Индии, особенно в северной и центральной ее областях. Известно десять аватар В.: 1) в образе Рыбы В. избавил от потопа царя Ману; 2) в качестве Черепахи он помогал богам взбалтывать молочный океан, из которого они добывали напиток бессмертия; 3) превратившись в Вепря, В. вынес со дна океана землю, украденную демоном Хираньякшей; 4) как Человеколев (Нарасимха) он избавил мир от нечестивого демона Хираньякашипу; 5) в виде Карлика В. покарал демона Бали, тремя шагами покрыв вселенную; 6) В. как брахман Парашурама истребляет весь род кшатриев, мстя за своего убитого отца; 7) в облике царевича Рамы В. правит в Айодхье как идеальный государь; 8) в образе Кришны В. совершил многочисленные подвиги, низвергнул с престола узурпатора Кансу; 9) в виде Будды В. испытывал людей проповедью ложного учения; 10) наконец, В. появится в конце мира как спаситель Калки, сокрушитель зла. Иконографически В. изображается как многорукое божество с синеватой кожей. На груди у него знак шриватса (символ бессмертия и счастья) и драгоценность каустубха. Ему атрибутируется особый метательный диск-бумеранг чакра. Также с В. связано дерево тулси и черный аммонит (шалаграма), которые считаются воплощениями В. Гаруда, громадный орел с человеческим туловищем, истребитель змей — ездовая птица В. По одной из версий, В. живет на райском небе Вайкунтха вместе со своей супругой ЛакшмЫу богиней счастья и удачи. Иногда Лакшми изображается сидящей в бутоне лотоса, прорастающего из его пупка. Кришнаиты считают В. полной аватарой Кришны. См. также Вишнуизм, Кришна.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
265.79 кб

Стотра-ратна (Сокровище гимнов, [восхваляющих вишну])* Перевод с санскрита и комментарии Р.В. Псху