(р. 5.5.1933) — спец. по религиоведению и филос. антропологии; д. филос. н., проф., академик Академии гуманит. наук. Р. в г. Вольске Саратовской обл. В 1947 в результате сильного ожога лица и глаз металлическим натрием потерял зрение, однако мужество, воля и высокий творч. потенциал стали залогом дальнейшей гражд. и науч. судьбы В. Он окончил филос. ф-т МГУ (1958). Учился в заочной асп. того же ф-та. С 1958 — асе, с 1964 — ст. преп., с 1968 — доц., с 1991 — проф. на кафедре филос. Челябинского гос. технического ун-та (ныне Южно-Уральский гос. ун-т). Канд. дисс. — «Социальнонравственный смысл десяти библейских заповедей» (1964). Докт. дисс. — «Проблема смерти и бессмертия человека: становление, эволюция, перспективы решения» (1990). Д. ч. Академии гуманит. наук. В трудах В. исследуются филос.-соц., естественно-науч., нравств.-гуманит. и ценностные аспекты радикального увеличения видовой продолжительности человеческой жизни с конечной целью достижения практического бессмертия человека при непременном условии сохранения оптимальных параметров телесной и дух. жизнедеятельности. .Обосновывается введение в филос. литературу понятий «иммортологии» — науки о бессмертии; «гомо имморталис» — человек бессмертный, биоэтически и соц. детерминированный на неограниченно долгую и достойную жизнь; «иммортогуманизм» — бессмертнический гуманизм, - 9 7 т. е. этап развития гуманизма, связанный с решением проблемы практического бессмертия человека и его реального воскрешения. Доказывается существование закономерности последовательной смены трех осн. стадий борьбы за продление жизни — геронтологической, ювенологической, иммортологической; показывается смена в истории дух. культуры религ.-пессимистического религ.-оптимистическим и науч.-пессимистического науч.-оптимистическим подходом к решению вопроса о возможности достижения индивидуального бессмертия; представлено понимание смысла и цели человеческой истории как достижения человеком реального личного бессмертия. На XXI Всемирном философском конгрессе (2003, Стамбул), В. был руководителем Круглого стола «Жизнь, смерть, бессмертие».
Соч.: Практическое бессмертие? // Наука и религия. 1972. №11; Бессмертие человека. Реально ли оно? Минск, 1990; Проблема личного бессмертия. Новосибирск, 1990; Проблемы иммортологии. Кн. 1. Проблема индивидуального бессмертия в истории русской философской мысли XIX-XX столетий. Челябинск, 1993; Проблемы иммортологии. Кн. 2. Проблема бессмертия человека в русской философии: история и современность. (В соавт.). Челябинск, 1994; Проблемы иммортологии. Кн. 3. Проблема человеческого бессмертия в русской философии: Значимость естественнонаучного и научно-технического обоснования подходов и решений. (В соавт.). Челябинск, 1996; Экофилософия: современные проблемы и перспективы решения. Челябинск, 1999; Гомо Имморталис — Человек Бессмертный. Челябинск, 1999; На пути к практическому бессмертию. М., 2002; Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли. М., 2005; Концепция практического бессмертия человека и его реального воскрешения // Челябинский гуманитарий: сборник научных трудов членов Челябинского отделения Академии гуманитарных наук. 2006. № 1.
ВИШЕВ Игорь Владимирович
ВИШЕВ Игорь Владимирович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009