Виртуальный
Виртуальный
от лат. virtus — сила, способность) — могущий.
ВИРТУАЛЬНЫЙ
(virtuell; от лат. virtus — «сила, способность») — могущий, способный к чемулибо в соответствии с возможностью.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Виртуальный
возможный, могущий осуществиться, материализоваться, стать реальностью, но пребывающий в неких эфемерных, короткоживущих формах.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
Виртуальный
возможный, такой, который может и должен быть при определенных условиях. В компьютерной технике – созданный программными средствами и воспроизводимый с помощью аудиовизуальных устройств вывода информации (с помощью техники).
Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.
ВИРТУАЛЬНЫЙ
(virtualis — возможный) — такой, каким может проявиться при определенных условиях; виртуальная реальность — правдоподобная имитация реального или фантастического мира, созданная путем компьютерного моделирования; существующий в виде программы.
Источник: Философский словарь инженера. 2016
Виртуальный
фр. "virtuel", англ. "virtual" - "возможный, "потенциальный", "предполагаемый", "искусственно воссозданный в форме макета") - термин постмодерна, обозначает действия в пространстве искусственно воссозданной реальности - в компьютерной графике, в СМИ и т.д. Процесс перехода от реальности к виртуальности - характерная особенность постиндустриального информационного общества.
Источник: Философия политики: глоссарий
ВИРТУАЛЬНОЕ
1. В книге этот термин не имеет значения вероятности и ближе к пониманию виртуальности в физике элементарных частиц. Но если в физике виртуальное - это вычисленное ненаблюдаемое (принципиально ненаблюдаемое), то в философии - доказанное неотражаемое, не имеющее образа и подобия в субъективном, т. е., более строго, не имеющее структурных и тонических репрезентантов.
Относительная виртуальность. Не-здесь-теперь-так субъективное, несходное со здесь-теперь-так субъективным, не допускающее эмпатии, отдельные вычлененные феномены где-то и когда-то, возможность понимания которых либо утрачена, либо не приобретена по отношению к реальной совокупности настоящих феноменов.
Относительная виртуальность. Не-здесь-теперь-так субъективное, несходное со здесь-теперь-так субъективным, не допускающее эмпатии, отдельные вычлененные феномены где-то и когда-то, возможность понимания которых либо утрачена, либо не приобретена по отношению к реальной совокупности настоящих феноменов.
Источник: Философский словарь
Виртуальный
Существующий потенциально (хотя в этом случае лучше так и говорить: потенциальный) или в виде симуляции. Вообще слово «виртуальный», которым нам в последнее время прожужжали все уши, происходит от латинского virtus, что означает «добродетель». Ничего случайного здесь нет, ибо в обоих случаях подразумевается нечто потенциальное. Но если добродетель – это потенция, переходящая в действие, то виртуальность – это потенция, так и остающаяся потенцией. Добродетель есть воплощенная потенция, а виртуальность, как правило, довольствуется образами. Добродетель – человеческое качество, виртуальность в основном принадлежит машинам. Добродетель требует смелости, виртуальность – в лучшем случае простой осторожности. Добродетель справедлива, виртуальности довольно быть правильной. Добродетель зиждется на любви, виртуальность может быть приятной, и этого для нее вполне достаточно.
Таким образом, по всем пунктам побеждает добродетель. Не думаю, что кому‑нибудь понравилось бы прожить свою жизнь виртуально.
Таким образом, по всем пунктам побеждает добродетель. Не думаю, что кому‑нибудь понравилось бы прожить свою жизнь виртуально.
Источник: Философский словарь.
Виртуальный
(англ. virtual reality – виртуальная реальность из лат. virtus – потенциальный, возможный) – в постнеклассической науке это понятие, посредством которого обозначается совокупность следующеВиртуальный го по отношению к реальности низлежащего уровня, т. е. воображаемой реальности. Виртуальное, хотя и не субстанциально, не материально, существует реально, причем не потенциально, а актуально (как «недовозникшее событие», «недорожденное бытие»). Проблематика виртуального (виртуальной реальности) в качестве философского направления возникла в рамках постнеклассической философии 80–90-х годов XX века. В современной философии рассматривается как: а) концептуализация нового уровня науки и техники, позволяющих открывать и создавать новые измерения культуры и общества; б) развитие идеи множественности возможных миров различной природы. Виртуальная реальность технически конструируется при помощи компьютерной техники. Это интерактивная среда, порожденная и созданная объектами, подобными реальным или воображаемым, на основе их трехмерного графического представления, симуляции их физических свойств (объема, движения и т. д.), а также симуляции их способности воздействия и самостоятельного присутствия в одном пространстве с человеком (с помощью специальных шлемов и одежды).
ВИРТУАЛЬНОЕ
(the virtual). Особая форма бытия, сочетающая фиктивное и реальное. К фикциям обычно относят миры художественных произведений, их сюжеты и персонажей, а также условные гипотезы, интеллектуальные конструкты, описанные основоположником фикционализма Гансом Файхингером (1852–1933) в его «Философии “как если бы”» (1911). Основной вопрос онтологии виртуального: относится ли оно целиком к области фиктивного?
По своему бытийному статусу виртуальное фиктивно и вместе с тем перформативно. Виртуальное – это взаимодействие реальных субъектов с фиктивными (воображаемыми) объектами и субъектами, такими как иллюзорные ландшафты, здания, орудия труда, военное и спортивное снаряжение, а также персонажи электронных игр. В виртуальных мирах можно работать, зарабатывать, покупать, участвовать в соревнованиях, получать награды, подвергаться наказанию и преследованию, образовывать союзы с единомышленниками и вступать в битву с врагами. Охота на покемонов предполагает их поиск в «дополненной» физической реальности, так что пешеходы, автомобилисты и даже летчики меняют свои маршруты и создают угрозу своей и чужой жизни с целью поймать смартфоном этих виртуальных зверушек.
В спорах о природе виртуального обычно сталкиваются позиции фикционализма и реализма, которые исходят из первичности одной из этих сфер; но специфика виртуального состоит именно в их взаимодействии «на равных». Если допустить, что реальный зритель вторгается в мир фильма и взаимодействует с его персонажами, то фиктивность сюжета и реальность его участника образуют особую онтологию виртуального – смещенную, раздвоенную. Субъекты интерактивного действия и его объекты принадлежат разным планам бытия, в отличие от однородно фиктивного бытия кинематографических образов и реального бытия живых людей. Привычная моно-онтология заменяется гетерогенной, построенной на взаимодействии разных планов реального и ирреального.
В будущем агенты виртуальных интеракций могут меняться местами. Фиктивные субъекты, наделенные искусственным разумом, приобретут способность взаимодействовать с людьми, своими создателями, как объектами реального мира. Иными словами, две дихотомии: субъект – объект и реальное – фиктивное – не обязательно совпадают, возможны интеракции вымышленных субъектов с живыми объектами. Раздвоенная, гетерогенная онтология виртуальных миров со временем может вытеснить традиционную, где фикции противопоставляются фактам, а ложь – истине.
*Вир, Виреальное, Виртуалистика
По своему бытийному статусу виртуальное фиктивно и вместе с тем перформативно. Виртуальное – это взаимодействие реальных субъектов с фиктивными (воображаемыми) объектами и субъектами, такими как иллюзорные ландшафты, здания, орудия труда, военное и спортивное снаряжение, а также персонажи электронных игр. В виртуальных мирах можно работать, зарабатывать, покупать, участвовать в соревнованиях, получать награды, подвергаться наказанию и преследованию, образовывать союзы с единомышленниками и вступать в битву с врагами. Охота на покемонов предполагает их поиск в «дополненной» физической реальности, так что пешеходы, автомобилисты и даже летчики меняют свои маршруты и создают угрозу своей и чужой жизни с целью поймать смартфоном этих виртуальных зверушек.
В спорах о природе виртуального обычно сталкиваются позиции фикционализма и реализма, которые исходят из первичности одной из этих сфер; но специфика виртуального состоит именно в их взаимодействии «на равных». Если допустить, что реальный зритель вторгается в мир фильма и взаимодействует с его персонажами, то фиктивность сюжета и реальность его участника образуют особую онтологию виртуального – смещенную, раздвоенную. Субъекты интерактивного действия и его объекты принадлежат разным планам бытия, в отличие от однородно фиктивного бытия кинематографических образов и реального бытия живых людей. Привычная моно-онтология заменяется гетерогенной, построенной на взаимодействии разных планов реального и ирреального.
В будущем агенты виртуальных интеракций могут меняться местами. Фиктивные субъекты, наделенные искусственным разумом, приобретут способность взаимодействовать с людьми, своими создателями, как объектами реального мира. Иными словами, две дихотомии: субъект – объект и реальное – фиктивное – не обязательно совпадают, возможны интеракции вымышленных субъектов с живыми объектами. Раздвоенная, гетерогенная онтология виртуальных миров со временем может вытеснить традиционную, где фикции противопоставляются фактам, а ложь – истине.
*Вир, Виреальное, Виртуалистика
Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.