ВИРЬЯ
ВИРЬЯ
(санскр. v ërya, тиб. brtsongrus, сила, мощь, усилие) — в буддизме термин обозначает стойкость в религиозной деятельности. Махаянское понятие «вирья-парамита» — это четвёртый вид духовного совершенствования, в котором посредством усердия, настойчивости и самоотверженности достигается непоколебимая решимость обрести Просветление из сострадания к другим существам и творить для них исключительно благие дела.
ВИРЬЯ
(санскр. virya, пал. viriya - мужество, энергичность) - одна из основных добродетелей в системе «совершенств» (парамиты) буддийской практической доктрины, соответствующая настойчивости в усилии достижения высшей цели.
В комментарии Буддхагхосы к «Дигха-никае» В. занимает седьмое место в их списке (1.177), но более известна как четвертая парамита (после щедрости-дано, нравственности-шилд и терпення-кшанти) следующего путем бодхисаттвы в буддизме махаяны, где она отождествляется с «усилием ради блага» (kusalotsaha), необходимым для достижения «заслуги» (пунья) и истинного знания. Подробно описана в «Махапраджняпарамиташастре» (4 в.), а также в «Бодхичарьяватаре» Шантидэвы и других махаянских трактатах. Добродетель В. требует постоянного внимания и культивирования, т.к. сознание столь же постоянно «размывается» потоками аффектов, привычно к рассеянности и расслабленности. «Враги» В. — слабость тела или ума, привязанность к мирским удовольствиям, нерешительность, безволие, уныние и презрение к самому себе. Для победы над ними требуются: сосредоточенное размышление над теми опасностями, к-рым мы подвержены, презрение к удовольствиям этого мира, размышления о достижениях будд и бодхисаттв прошлого. Средствами усиления добродетели В. считаются: твердость в желании достижения высшей цели, гордость за свое дело, радость совершения «освободительных» трудов, рассуждение о своих силах и их соразмерности соответствующим «подвигам», бдительность к коварству страстей, совершенный самоконтроль.
В системе совершенств В. опирается на добродетель терпения (кшанти) и является базой для практики медитации (dhyaпа). Без практики В. вся «заслуга» вступившего на путь бодхисаттвы теряется, и потому она рассматривается как хранилище всех достижений. В.К.Шохин
В комментарии Буддхагхосы к «Дигха-никае» В. занимает седьмое место в их списке (1.177), но более известна как четвертая парамита (после щедрости-дано, нравственности-шилд и терпення-кшанти) следующего путем бодхисаттвы в буддизме махаяны, где она отождествляется с «усилием ради блага» (kusalotsaha), необходимым для достижения «заслуги» (пунья) и истинного знания. Подробно описана в «Махапраджняпарамиташастре» (4 в.), а также в «Бодхичарьяватаре» Шантидэвы и других махаянских трактатах. Добродетель В. требует постоянного внимания и культивирования, т.к. сознание столь же постоянно «размывается» потоками аффектов, привычно к рассеянности и расслабленности. «Враги» В. — слабость тела или ума, привязанность к мирским удовольствиям, нерешительность, безволие, уныние и презрение к самому себе. Для победы над ними требуются: сосредоточенное размышление над теми опасностями, к-рым мы подвержены, презрение к удовольствиям этого мира, размышления о достижениях будд и бодхисаттв прошлого. Средствами усиления добродетели В. считаются: твердость в желании достижения высшей цели, гордость за свое дело, радость совершения «освободительных» трудов, рассуждение о своих силах и их соразмерности соответствующим «подвигам», бдительность к коварству страстей, совершенный самоконтроль.
В системе совершенств В. опирается на добродетель терпения (кшанти) и является базой для практики медитации (dhyaпа). Без практики В. вся «заслуга» вступившего на путь бодхисаттвы теряется, и потому она рассматривается как хранилище всех достижений. В.К.Шохин
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001