ВИПАЩЬЯНА

Найдено 1 определение
ВИПАЩЬЯНА
(санскр. vipasyana, пали vipassana–, тиб. lhag mthong, проникновенное видение) — а) практический комплекс занятий по медитации на Четыре Благородные истины и на основополагающие идеи о невечности (анитья), об отсутствии вечной души (анатман), о взаимозависимом происхождении и т.д. Цель этих упражнений — создать в сознании адепта медитации условия для возникновения интуитивной мудрости (праджня), развитие которой ведёт к Просветлению. В. учатся большинство монахов, но практиковать её рекомендуется в паре с шаматхой (невозмутимый покой). Эту пару называют соответственно «динамической» (или аналитической) и «статической» системами медитации. Задача первой убедить собственный ум посредством анализа, доводов рассудка и прочим в истинности положений Слова Будды и его различных учений о причинности, Пути и т.д. Задача второй — полностью «опустошить» ум вплоть до отождествления себя с созерцаемым объектом, отвлечься от всего содержания сознания посредством сосредоточения на одной «точке», в качестве которой хороши пустота, пространство, чистый свет. Одновременно В. есть противоядие неведению (авидья) духовного Пути и ложным воззрениям. Цель В. — узреть реальность как она есть (йятхабхута) и обрести Просветление (бодхи). Практиковать В. монахи могут только после того, как освоят правила поведения (Винаи), научатся контролировать собственное познание (путём изучения сутр и Абхидхармы) и приобретут опыт сосредоточения (самадхи) на простых точечных объектах (сучке дерева, пламени свечи и т.д.). В школах Хинаяны В. оценивается выше шаматхи, в Махаяне они равнозначны и взаимодополняющие. 2) В школах тибетского буддизма, в частности, карма-кагью, под В. имеется в виду, главным образом, — медитация без объекта, или без точки опоры. В отличие от шаматхи, в которой медитирующий концентрируется на каком-либо объекте, внешнем (например, свеча), внутреннем (например, дыхание) или воображаемом (формы будд или йидамов), в В. объект исчезает, и ум просто пребывает в состоянии «чистого осознавания», не концентрируясь ни на чём. В фазе такого проникновенного видения «ум смотрит сам на себя», а все его проявления видятся как свободная игра пространства.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.