ВИНКЕЛЬМАН Иоганн Иоахим

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Винкельман Иоганн Иоахим
 (1717—68) — нем. просветитель, историк и теоретик искусства. Осн. труд В. «История искусства древности» (1764) явился первой попыткой научного исследования истории искусства. Развитие искусства, по В., обусловлено как природными факторами (климат), так и общественными (влияние «государственного устройства и управления и вызванного ими склада мыслей»). Порожденное свободой древнегреч. искусство как воплощение «благородной простоты и спокойного величия» — эстетический идеал В., к-рому он призывал следовать. Эстетические взгляды В. оказали большое воздействие на последующее развитие эстетики и искусства.

Источник: Философский словарь. 1963

ВИНКЕЛЬМАН (Winckelmann) Иоганн Иоахим
род. 9 янв. 1717, Стендаль - ум. 8 июня 1768, Триест: был убит) - нем. археолог; с 1763 - генеральный хранитель классических древностей в Ватикане, выступал против рационализма Вольфа и его школы. Прекрасное, по его мнению, постигается труднее всего: оно превосходит нашу познавательную способность. Прославлял "благородную простоту и спокойное величие" греков. Величайшим творением всегда развивающейся природы является, с его точки зрения, прекрасный человек. Из соч. Винкельмана, изданных в 1808 в 6 тт., особенное значение имеет: "Ьber die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst", 1755. Его избр. соч. и письма изданы в 1944 под названием "Ewiges Griechentum".

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВИНКЕЛЬМАН Иоганн Иоахим
археолог; p. 9.12.1717 (Стендаль)—ум. 8.6.1768 (Триест, был убит); с 1763 — генеральный хранитель классических древностей в Ватикане, выступал против рационализма Вольфа и его школы. Прекрасное, по его мнению, постигается труднее всего: оно превосходит нашу познавательную способность. Прославлял «благородную простоту и спокойное величие» греков. Величайшим творением всегда развивающейся природы является, с его точки зрения, прекрасный человек. Осн. соч.: Über die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst, 1755 (рус. пер.: Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре, 1935); Kunst des Altertums, 1764; Ewiges Griechentum, 1944; Briefe und Kleine Schrifften, I—II, 1952. Gesamtausgabe I—VIII, 1808—1820. (На рус. яз.: Избранные произведения и письма, 1935, 1996.) — Ruppert (Hg.). W. Bibliographie, 1942.
J. W. v. Goethe. W. und sein Jh., 1805; C. Justi, W. und seine Zeitgenossen, I—III, 1866; E. Curtius. W. und seine Nachfolge, 1941; W. Schadewaldt. W. und Homer, 1941;
N. Himmelmann. W. s. Hermeneutik, 1971 ; T. W. Gaehtgens. J. J. W., 1986; M. Käfer. W. s hermeneutische Prinzipien, 1986; L. Uhlig (Hg.). Griechenland als Ideal — W.-Rezeption in Deutschland, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ВИНКЕЛЬМАН ИОГАНН ИОАХИМ

1717—68) — нем. историк иск-ва, представитель Просвещения, сыграл большую роль; в формировании эстетики классицизма. В 1754 г. принял католичество; с 1763 г.— генеральный хранитель древностей в Ватикане. Эстетические воззрения В. складывались под влиянием идей просветителей, одно время он был слушателем лекций Баумгартена в Галле. Сущностью иск-ва он признавал подражание природе (Подражания теория) и античным образцам (последний путь считал более плодотворным). Элементы платонизма в подходе к прекрасному соединял с индуктивным его исследованием. Осн. произв. В.— «История искусства древности» (1763), в к-ром он с просветительских позиций анализировал историю античного иск-ва. Причины его расцвета В. видел в климате и образе правления, в политической свободе афинского полиса. В развитии греч. иск-ва он различал четыре периода (соответственно стиля): архаический, возвышенный (Фидий и Скопас), прекрасный (Пракситель), эклектичный (миловидный). Эстетический идеал В.— «благородная простота и спокойное величие» (определение заимствовано им у Перикла), внутренняя страстность и внешнее спокойствие — был подвергнут критике Лессингом за настроения стоицизма, примирение со страданием. Исследования В. способствовали пробуждению интереса к классическому иск-ву, оказали глубокое влияние на мировую эстетическую мысль (от Лессинга до Гегеля и фр. неоклассицистов), на дальнейшее развитие иск-ва (его эпигоны защищали академизм конца XVIII—нач. XIX в.).

Источник: Эстетика: Словарь

ВИНКЕЛЬМАН ИОГАНН ИОАХИМ

9 декабря 1717, Стендаль—8 июня 1768, Триест—немецкий просветитель, представитель классической немецкой эстетики. Получил богословское образование; приняв католичество, в 1755 переехал в Рим; с 1763—главный антикварий Ватикана и «президент древностей».
Влияние его идей связано с выходом работы «История искусства древности» (Geschichte der Kunst des Alterthums, 1764; рус. пер. 1890), в которой искусство рассматривается как целостное органическое явление в его возникновении, расцвете и упадке. Причиной расцвета греческого искусства Винкельман считает .климат, государственное устройство и наличие политической свободы. Он выделяет четыре фазы в развитии греческого искусства: «древнейший стиль», где еще не достигнуто совершенство; «высокий стиль», связанный с расцветом демократических Афин в эпоху Перикла; «изящный стиль», в котором грация и утонченность доминируют над силой и героикой; фаза «подражателей», ведущая к упадку искусства. Идеалом для Винкельмана служит греческая скульптура эпохи Фидия, ее пластическое совершенство, уравновешенность и гармония («благородная простота» и «спокойное величие»).
Работы Винкельмана создали эпоху в изучении античного искусства и оказали существенное влияние на эстетическую теорию и художественную практику 18—19 вв.
Соч.: Briefe, hrsg. v.W. Rehm und H. Diepolder, Bd. 1-4. В., 195257; Kunsttheoretische Schriften, Bd. 1—10. Baden-Baden — Strasbourg, 1962—71; в рус. пер.: Избр. произв. и письма. М., 1996.
Лит.: Wer M. Wnckelmanns hermeneutische Prinzipien, 1986.
М. А. Кузнецов

Источник: Новая философская энциклопедия

ВИНКЕЛЬМАН ИОГАНН ИОАХИМ

(9 дек. 1717 – 8 июня 1768) – немецкий просветитель, представитель классич. нем. эстетики. По образованию богослов; учился в Берлине (1735–36) и Галле (1738–40). Проректор гимназии в Зехаузене (Пруссия, с 1743). В 1748–1754 – библиотекарь у графа Бюнау (близ Дрездена), познакомился с соч. англ. и франц. просветителей (Шефтсбери, Монтескье, Вольтер и др.). Приняв католичество, в 1755 переехал в Рим. С 1763 – главный антикварий Ватикана и "президент древностей". Первое значительное сочинение В. – "Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре" (1755); подлинное влияние его идей начинается с выходом "Истории искусства древности" ("Geschichte der Kunst des Altertums", 1764; на франц. яз. – 1766; итал. – 1779; англ. – 1850; рус. – 1890). Книга В. – первый образец науч. истории иск-ва, где рассматриваются не отд. мастера, а иск-во в целом, его возникновение, расцвет и упадок. Идеал В. – греч. скульптура эпохи Фидия, ее пластич. совершенство, уравновешенность и гармония, ее "благородная простота и спокойное величие" (Избр. произв. и письма, М.–Л., 1935, с. 107). Греч. иск-во идеально и возвышенно, оно предполагает облагораживание действительности, изгнание обыденного, смягчение или преодоление личных тревог, страстей и страданий. Причинами расцвета греч. иск-ва В. считал климат, гос. устройство и особенно политич. свободу. Благодаря ей греки смогли стать совершенными людьми; художники в Греции не зависели от частных лиц и от произвола правителей; их творчество "соответствовало величавому образу мыслей всего народа в целом" (там же, с. 267). В соответствии с этой идеей В. характеризует историю развития греч. иск-ва. "Высокий стиль", стиль Мирона и Фидия, связан с расцветом демократич. Афин в эпоху Перикла. До этого времени иск-ву недоставало завершенности ("древнейший стиль"), впоследствии же грация и утонченность возобладали над силой и героикой ("изящный стиль", после к-рого начинается упадок). Огромное влияние эстетики В. способствовало освобождению иск-ва от аристократич. манерности и догматич. канонов классицизма 17 в., где родиной иск-ва провозглашался императорский Рим, а живая античность подменялась собранием абстрактных правил. Идеи В. создали эпоху в изучении античности и оказали воздействие как на эстетич. теорию (Гете, Шиллер, Гердер, Ф. Шлегель и др.), так и на художеств. практику конца 18 – нач. 19 вв. (Гете, Гельдерлин, классицизм в иск-ве франц. бурж. революции). В. впервые указал на общезначимость и непреходящую ценность греч. иск-ва и поэзии; в их классич. законченности и глубоко человечном содержании он увидел плод социальной гармонии, акт творчества свободного народа. Но внутр. драматизм и противоречия греч. истории и иск-ва не были им поняты. Метафизически идеализируя античность, В. считал др.-греч. иск-во образцом для всех времен и народов; созерцат. характер его учения сказался в трактовке антич. идеала как образа человека, отрешенного от житейских страстей и тревог. Эти стороны взглядов В. стали впоследствии основой для академизма, враждебного реалистич. иск-ву 19 в. Соч.: S?mtliche Werke, Bd 1–12, Donaueschingen, 1825–29; Briefe, Bd 1–4, В., 1952–57. В рус. пер.: Избр. произв. и письма. М.–Л., 1935; История искусства древности, Л., 1933. Лит.: Мазурин К. М., Винкельман, его жизнь и сочинения, т. 1, М., 1894; Лифшиц М., Иоганн Иоахим Винкельман и три эпохи буржуазного мировоззрения, в его кн.: Вопросы искусства и философии, М., 1935; Justi К., Winckelmann. Sein Leben, seine Werke und seine Zeitgenossen, Bd 1–3, 5 Aufl., K?ln, [1956]; Waetzoldt W., Johann Joachim Winckelmann, [3 Aufl.], Lpz., [1946]; Gerstenberg K., Johann Joachim Winckelmann und Anton Raphael Mengs, Halle, 1929; Schadewaldt W., Winckelmann und Homer, Lpz., 1941; Koch H., Winckelmann und Goethe in Rom, T?bingen, 1950; его же, Johann Joachim Winckelmann. Sprache und Kunstwerk, В., 1957. Г. Фридлендер. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.