ВИДЖНЯНА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВИДЖНЯНА

        (от префикса "ви-", соответствующего рус. рази корня "джня-" — знать) — начиная с упанишад, противопоставляется джняне как знание о многом, разном, с различением знающего и знаемого — знанию единого. В веданте виджнянамая коша, т. е. "оболочка (Атмана, созданная из виджняны", составлена из интеллекта и осн. способностей восприятия. Буддийское значение термина как "сознания, понятого процессуально", в индуистской философии не употребительно.
А. Паривок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ВИДЖНЯНА
пали. Сознание. Знание. Познание. Мудрость. Различающее сознание, осознание. В буддизме — непросветленное сознание, имеющее конкретное содержание, соответствующее восприятию мира на уровне низшей истины. Согласно модели восьмиединого сознания (астаявиджняна) сознание имеет восемь видов. Высший из них (алаявиджняна) имеет два аспекта, индивидуальный и космический, трансцендентный В некоторых учениях сознание, очищенное от аффектов и лишенное их притока, считают еще более высоким уровнем сознания, чистым сознанием (амала-виджняна). Его приравнивают к состоянию абсолюта. Термин «виджняна» образует словосочетание «виджняна-скандха», означающее группу дхарм сознания в учении о скандхах. Он может также означать восприятие. Синонимичны термины: санджня (сання), санна.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ВИДЖНЯНА
санскр. vijfiana—различающее познание)—в индийской философии высшая познавательная способность, связанная с различением истинного и неистинного, а также с определением места, роли и функции каждого элемента в системе мироздания. В буддизме отождествляется с сознанием, обозначая, в широком смысле, всю интеллектуальную активность, в узком — шесть видов чувственных сознаний: зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное и ментальное (мано-виджняна). Тесно связана с концепцией перерождения (сатира), являясь именно той конфигурацией элементов (дхарм), переходящей из существования к существованию, которая продолжает постоянно изменяться под воздействием динамики действий прошлой жизни (карма). Центральное место понятие «виджняна» занимает в школе йогачара.
В. Г. Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия

ВИДЖНЯНА
(санскр. vijna–na, тиб. rnam shes, осознание, способность познавать, сознание) — очень ёмкое доктринально-философское понятие. В буддизме это и группа дхармо-частиц (В.-скандха) «чистого познания», и шесть основ (дхату), необходимых для осознания информации, получаемой от пяти органов чувств и мышления, а также третье звено цепи взаимозависимого происхождения. Кроме того, в отличие от психологии Запада буддийское «сознание» включает в себя и сферу «подсознания», а также то, что называют «бессознательной мотивацией». Тем не менее, В. как сознание не является тем сущностным элементом, который переходит из прежних рождений индивида в его новое рождение. В череде рождений (сансара) В. не одна и та же, говорил Шакьямуни. Но, по словам комментатора палийского канона Буддхагхоши, между ними существует взаимозависимость: если прежнюю В. уподобить лампе, звуку, предмету, то новая В. — это свет, эхо, тень соответственно. Наиболее полно понятие В. разрабатывалось в школе йогачара.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

ВИДЖНЯНА
санскр., от виджна - различать, распознавать), понятие др.-инд. теории познания и психологии, означающее способность различения, распознавания, дискурсивного мышления и соответственно знания, предполагающего анализ состава объекта и его отличий от др. сопоставимых с ним объектов. Понятие В. получило особое развитие в буддизме, где В. входит в двусоставный комплекс, объединяющий духовные и материальные элементы индивидуальности (нама - рупа); насчитывается 89 подразделений В., обнимающих разные виды познания (с помощью пяти органов чувств, умаманаса, различения хорошего, нейтрального и плохого). Центр, место понятие В. занимает в школе йогачара, или виджнянавада (т. е. сторонников учения о В.), утверждавшей единств. реальность В., сознания. В.- это абс. всеобщность (алаявиджняна), достигаемая благодаря применению йоги, все наблюдаемое многообразие видимого мира - лишь разные проявления В., к-рая безгранична во времени и в пространстве и содержит в себе познающее и познаваемое (субъект и объект познания). В В. содержатся идеальные зародыши всех вещей; проекция их на внеш. мир приводит к иллюзии реальности наблюдаемого мира. Это убеждение в иллюзорности мира вещей получило продолжение в теории несуществования души, согласно к-рой человек есть лишь условное название ряда совокупностей - материального тела, нематериального ума (манаса или читты) и сознанияB. Продолжающееся во времени бытие, жизнь возможны благодаря В., к-рая переходит из жизни в жизнь и образует т. н. В.-сантану, т. е. постоянную В.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
469.36 кб

«Виджняна-бхайрава-тантра» 1-23 с комментарием «Уддьота» Кшемараджи

Иванов Владимир Павлович
Предисловие, перевод, примечания В.П. Иванова
Читать PDF
0.00 байт

Онтологическая система виджнянавады

Бережной Сергей Борисович
В статье дается своеобразная интерпретация данного учения в его взаимосвязи с центральной концепцией буддизма, которая представляет индивидуальную жизнь человеческого существа в качестве потока «дхарм».

Похожие термины:

  • АЛАЯ-ВИДЖНЯНА

    санскр -сознание-сокровищница, или всесохраняющее сознание) — единое первонач. индивидуальное сознание, к-рое невыразимо. В нем накапливаются следы всех прошлых деяний (карма) и содержатся опреде
  • ВИДЖНЯНА БХИКШУ

    санскр. Vijnana BMksu)-индийский философ-аскет 16 в., предпринявший попытку создания системы ведантизированной йоги в виде своеобразного синтеза йога, неадвайтистской веданты и санкхьи с привлечением по
  • ВИДЖНЯНА-ВАДА

    см. Йогачара.
  • Школа виджнянавада

    «Учение о сознании». Другое название — йогачара. Оно подчеркивает, что учение школы основано на логической практике, работе с собственным сознанием, результаты которой обобщаются и интерпретирую