ВИДЫ ИСКУССТВА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ВИДЫ ИСКУССТВА
реальные формы художественно-творческой деятельности, различающиеся прежде всего способом материального воплощения художественного содержания (словесным для литературы, звуковым для музыки, объемно-пластическим для скульптуры и т.д.). За этими внешними различиями скрываются более глубокие, внутренние содержательные различия, что и обусловливает необходимость своеобразных в каждом виде искусства средств материализации его особенного содержания.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ВИДЫ ИСКУССТВА
определенные способы художественного воплощения жизненного содержания в произведениях искусства, характеризующиеся специфическими изобразительно-выразительными средствами и приемами. Многообразие мира не может быть раскрыто средствами одного вида искусства. Оно воплощается в зрительных образах (изобразительное искусство), в звуковых (музыка), в словах (художественная литература), через сочетание художественных задач с утилитарными - архитектура, декоративно-прикладное искусство). Каждый вид искусства имеет свою систему изобразительно-выразительных средств. Традиционная (хотя и достаточно условная) классификация искусства разделяет его виды на три группы: пространственные (изобразительные искусства, архитектура), временные (литература, музыка), пространственно-временные (балет, театр, кино). Существуют и другие классификации. Для 20 в. характерно активное взаимодействие разных видов искусства, а также появление новых его видов, например, дизайна как синтеза искусства и техники.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Виды искусства
исторически сложившиеся устойчивые формы существования искусства: архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, графика, музыка, хореография (искусство танца), литература, театр,кино. Коренными причинами возникновения и развития В. и. в ходе общественной практики явилось многообразие процессов и явлений реального мира, а также различие способов и задач эстетического отражения и преобразования действительности. Особенности В. и. определяются спецификой их предметов отражения, способов воспроизведения действительности и художественных задач, а также материальными средствами создания художественного образа. Так, в литературе эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово, в живописи—через зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира, в музыке — через звукоиптона-ции, в театре и кино — через воплощение живыми людьми — актерами действий героев и лежащих в их основе драматических конфликтов. Гл. особенностью архитектуры и декоративно-прикладного искусства является единство в их произведениях утилитарных и эстетических принципов. В теории и практике известны различные классификации В. и. Однако все они условны. Большое значение в художественной практике имеет взаимосвязь, взаимообогащение, синтез различных В. и.

Источник: Философский словарь. 1963

ВИДЫ ИСКУССТВА
реальные формы худож.-творческой деятельности, различающиеся прежде всего способом материального воплощения худож. содержания (словесным для лит-ры, звуковым для музыки, объемно-пластическим для скульптуры и т. д.). За этими внешними различиями скрываются более глубокие, внутренние содержательные различия, что и обусловливает в конечном счете необходимость своеобразных в каждом В. и. средств материализации его особенного содержания. О специфическом характере худож. информации, заключенной в каждом из В. и., свидетельствует тот факт, что содержание произв. одного В. и. не может быть адекватно передано на языке др. В. и. Будучи наукой о наиболее общих законах худож. освоения человеком мира, эстетика в плане изучения В. и. призвана исследовать законы, действующие во всех В. и., одновременно показывая, как преломляются они в каждом из них. Начиная с XVIII в. эстетическая мысль бьется над постижением тех принципов, к-рые обусловливают видовое членение худож.-творческой деятельности, пытаясь рассмотреть иск-во как систему видов, а не набор случайно образовавшихся и механически сосуществующих форм творчества. Данная проблема до сих пор еще не может считаться решенной. Не определены до конца даже морфологические критерии, к-рые позволили бы, с одной стороны, отличать В. и. от разновидностей того или иного вида, от родов и жанров иск-ва (напр., живописи от монументальной росписи), а с др.— обосновать правомерность таких эстетических понятий, как семейства, классы иск-в, фиксирующих объединение В. и. в более или менее широкие группы. В ходе развития мировой худож. культуры система В. и. претерпевала постоянные изменения, выражавшиеся в дифференциации древн. синкретических иск-в и в образовании синтетических искусств, в рождении новых В. и. под влиянием научно-технического прогресса, в неравномерном развитии различных В. и. Абсолютизация того или иного исторически конкретного типа взаимоотношений В. и. приводила в домарксистской эстетике к тому, что то один, то др. В. и. объявлялся более «высоким» и более «совершенным», чем остальные. Рассмотреть проблему историке-диалектически впервые попытался Гегель. Однако и он не сумел преодолеть метафизико-иерархическую концепцию соотношения В. и. Влияние этой концепции сказывается и поныне (напр., в представлении, будто лит-ра обладает более широким, емким и богатым содержанием, нежели др. В. и.). По мере выявления качественного своеобразия содержания каждого В. и. совр. марксистская эстетическая теория приходит к признанию их принципиальной равноценности и равной необходимости в социалистической худож- культуре, призванной преодолеть неизбежное в прошлом неравномерное, развитие В. и.

Источник: Эстетика: Словарь