ВИД

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВИДИА
Санскр.) Знание, Оккультная Наука.

Источник: Теософский словарь

Вид
единичный эволюционирующий объект биологической реальности, информация о котором неотделима от биологических особей.

Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.

ВИД
В логике видом называется понятие, подчиненное более общему – роду и занимающее (по объему и содержанию) среднее место между родовым и индивидуальными понятиями.
Литература: [61].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Вид
Под видом разумеется какая-нибудь ближайшая совокупность многих предметов, сходных между собою и отличных от других параллельных ей групп подобных предметов, но относящихся к другим видам. Так, например, может быть один вид рыб или птиц, другой, третий и т. д.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Вид
Под видом разумеется какая-нибудь ближайшая совокупность многих предметов, сходных между собою и отличных от других параллельных ей групп подобных предметов, но относящихся к другим видам. Так, например, может быть один вид рыб или птиц, другой, третий и т. д.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ВИДЬЯ

        (букв, ведение) — внерациональное знание, понимаемое в разных контекстах как компетенция в умениях и искусствах; мистич. и магич. знание, т. е. "ведовство"; мистич. знание, обретаемое методами йоги и/или тантр; сверхрациональная интуиция, рассеивающая авидью и являющаяся непосредств. причиной духовного избавления, мокши.
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ВИДЬЯ
сс. Знание. Ведение. Магия. Наука. Знание как результат интуитивного постижения (абхисамайя). В состоянии видьи постигается истинность или ложность чего-либо. Термин образует двоицу, парную оппозицию с термином «авидья» (неведение). Апаравидья — повседневное, мирское знание. Паравидья — высшее трансцендентное знание, проникающее в суть вещей. Синоним термина видья — джняна.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

Вид
определенная категория растений, животных и микробов, качественно обособленная форма живого, этап и основная единица эволюционного процесса, отличающаяся деталями обмена веществ, закрепленными в генотипе. Это совокупность популяций особей, способных в природных условиях к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, но, как правило, не скрещивающихся в этих условиях с особями других видов.

Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН

ВИДЬЯ
(санскр. vidya–, тиб. rig pa, видение, знание) — состояние сознания вне заблуждений, иллюзий, двойственности. Во всех направлениях буддизма В. обозначает то, что свободно от авидьи, неведения, невежества и незнания, как одного из главных двигателей кармы и череды рождений (сансара). В дзогчене В. (тиб. rig pa) есть чистое присутствие знания-видения, некий врождённый для всех существ смысл бытия, который вне мыслительных или духовных исканий.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Вид
рус. внешний образ, наружность, все, что представляется глазу) — качественно обособленная форма живого (живого вещества), этап и основная единица эволюционного процесса, отличающаяся деталями обмена веществ, закрепленными в генотипе (см. Генотип). Виды формируют специфические экологические ниши в экосистемах. Особи вида и его популяции обладают общей эволюционной судьбой, возникая, развиваясь и вымирая в условиях, создаваемых иерархией экосистем планеты, в свою очередь эволюционирующих под воздействием общеземных и космических факторов. (См. Эволюция, Экосистема).

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

Вид
(species). В биологии этот термин применяется для обозначения совокупности популяций особей, имеющих между собой близкое родство и способных скрещиваться (с образованием плодовитого потомства). Вид — наименьшая единица биологической классификации. Виды можно подразделять на различные подвиды, расы, породы. Например, кошки, собаки, змеи — это виды, а персидские кошки, колли и питоны — уже подвиды или породы. Виды способны к воспроизводству именно своего потомства: скажем, из яйца жаворонка рождается жаворонок (а не воробей), мартышка рождает мартышку (а не шимпанзе). Особи одного вида, конечно, различаются между собой: светлые и темные, высокого роста и низкорослые и т. д. См. Таксономия.

Источник: Словарь научной грамотности. 1997 г.

Вид
понятие, обозначающее вещь, имеющую все признаки родового понятия, и свои специфические признаки, отличающие его от другого вида того же рода. Вид описывается (имеет) большим количеством признаков, чем род. В любом случае вид - это понятие из теории познания (логики), по [2] род и вид - суть абстракции. Существуют лишь в отдельных предметах как методический прием логического мышления и упорядочения информации (знаний).
В этом смысле определенный интерес представляет определение "вещества как вида материи"(см.: вещество).
В биологии: вид - совокупность особей, при размножении дающая жизнеспособное и способное к полноценному воспроизводству ("не стерильное") потомство.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ВИД
(Art; лат. species) — в логическом смысле представляет собой понятие, которое образуется посредством выделения общих признаков в индивидуальных понятиях и само имеет общие признаки с другими видовыми понятиями; из понятия вида может быть образовано еще более широкое понятие — понятие рода (лат. genus; см. Род). В свою очередь понятие вида может стать по отношению к подчиненным понятиям также понятием рода. В биологии понятие вида — это общность родственных между собой индивидов, известные признаки которых, остающиеся относительно неизменными, совпадают. Вплоть до XIX в. биологические виды считались неизменными; начиная с Дарвина получило развитие учение о постепенном изменении также и видов.
R. Löther. Die Beherrschung der Mannigfaltigkeit, 1972; U. Sucker. Philos. Probleme der A.theorie, 1978.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Вид
Совокупность внутри более широкой совокупности (напри мер, рода), чаще всего определяемая одной или несколькими общими характеристиками (специфическими особенностями). Например, надежда и воля суть два вида желания, а тигры и кошки суть два вида кошачьих. В биологии вид обычно распознается по способности давать потомство при скрещивании: два разнополых индивида принадлежат к одному виду, если они обладают способностью к воспроизведению и могут зачать существо, в свою очередь способное давать потомство (так, осел и лошадь принадлежат к двум разным видам, поскольку мулы и лошаки бесплодны). Вот почему выражение «человеческий вид» предпочтительнее выражения «человеческий род». Единство человечества, разумеется, обладает нравственной ценностью, что не мешает ему оставаться прежде всего биологическим фактом.

Источник: Философский словарь.

Вид
1) в логическом смысле понятие, которое образуется посредством выделения общих признаков в индивидуальных понятиях и само имеет общие признаки с др. видовыми понятиями; из понятия вида может быть образовано еще более широкое понятие — понятие рода; 2) (в биологии) общность родственных между собой индивидов, известные признаки которых, остающиеся относительно неизменными, совпадают. Также вид — качественно обособленная форма живого (живого вещества) — основная единица эволюционного процесса. Виды формируют специфические экологические ниши в экосистемах. Далее, вид — таксономическая систематическая единица, группа особей с общими морфофизиологическими, биохимическими и поведенческими признаками (морфолого-функциональный критерий), способная к взаимному скрещиванию (как имеющая сходный генетический аппарат), дающему в ряду поколений плодовитое потомство (генетический критерий), закономерно распространенная в пределах определенного ареала (географический критерий) и сходно изменяющаяся под влиянием факторов среды (эволюционный критерий). В систематике название вида определено бинарной номенклатурой.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Вид

(species, Art, espece). В логике видом называется понятие, подчиненное более общему - роду и занимающее (по объему и содержанию) среднее место между родовым и индивидуальными понятиями. В этом смысле вид не имеет постоянного содержания, а есть лишь условное обозначение известной относительной степени отвлечения. Одно и то же понятие может быть и не быть видом, смотря по тому, что принимается за крайний термин общности в данном случае. Так, в ряду понятий: животное, человек, Цицерон - среднее понятие человек есть вид, но в другом ряду: человек, римлянин, Цицерон - человек есть уже род, а значение вида принадлежит другому среднему понятию - римлянин. Но со времени Платона и Аристотеля мы находим в философии стремление фиксировать понятие вида и придать ему метафизическое или онтологическое значение. Несмотря на резкую полемику Аристотеля против Платонова учения об идеях, и для него, как для Платона, ????? есть истинная сущность всякой вещи: "видом", говорит он, "называю то в каждом, чту оно (собственно) есть и первую сущность". Другими словами, это есть несводимая ни на что другое особенность, делающая вещь тем, чем она есть. Трудность отграничить определенным образом эти существенные виды от общих родовых понятий, с одной стороны, и от конкретного индивидуального бытия, с другой, остается у Аристотеля та же самая, как и в Платоновом учении об идеях. Особенное развитие получило понятие вида в средневековой схоластике в связи с учением о материи и форме. Форма, как начало актуальное и определяющее, соединяясь с потенциальным и неопределенным бытием материи, сообщает ей вид и производит действительное многообразие вещей. "Вещи", говорит св. Фома Аквинский, различны через то, что имеют различные формы, от которых получают вид "(Res autem per hoc diversae sunt, quod formas habent diversas. a quibus speciem sortiuntur)". В теории познания у схоластиков-томистов особое значение имеет термин: вид умопостигаемый (species intelligibilis). Так называется познавательная форма во всякой вещи, или то в ней, что сродно или подобно уму, а потому и может им отвлекаться от чувственного восприятия и соединяться в один акт с его собственной внутренней формой, в чем собственно и состоит познавательная деятельность. Так например, геометрическая форма круга есть species intelligibilis круглых предметов и через нее они познаются умом. Видами в специально-богословском смысле называются хлеб и вино по превращении их в тело и кровь Христовы.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева