ВХОД ГОСПОДЕН В ИЕРУСАЛИМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ВХОД ГОСПОДЕН В ИЕРУСАЛИМ
религ. праздник, к-рый Рус. правосл. церковь относит к числу двунадесятых. Отмечаемый в последнее воскресенье перед пасхой, он посвящен событию еванг. истории - въезду Христа в Иерусалим, жители к-рого приветствовали сына божьего, бросая перед ним на дорогу пальмовые ветви. Праздник был установлен церковью в 4 в. и использовался для внушения верующим мысли о необходимости «открыть сердца» для принятия Христа, подобно тому как приняли его жители Др. Иерусалима. В народном быту праздник получил др. название -вербное воскресенье, ибо в России в его ритуале роль пальмовых ветвей выполняли распускающиеся к этому времени ветки вербы. Кроме того, издавна существовало поверье, будто верба обладает ма-гич. свойствами: охраняет от злых духов, от всяких бед и напастей. С вербой связан ряд праздничных обычаев. Освященные ее ветки хранились в жилищах верующих.

Источник: Атеистический словарь

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
один из двунадесятых праздников в рус. православии. Отмечается в последнее воскресенье перед пасхой. В основе его лежит еванг. сказание о том, как Иисус перед своей мученич. кончиной и воскресением прибыл в Иерусалим, где народ приветствовал его, бросая перед ним на дорогу пальмовые ветви. Это сказание используется для внушения верующим мысли о необходимости «открыть сердца для принятия Иисуса», так же как некогда это сделали жители Иерусалима. Церк. проповедники подчеркивают, что каждый должен задуматься, все ли он делает для того, чтобы выполнять религ. предписания, заповеди господни. Иными словами, праздник служит как бы вехой, заставляющей людей ежегодно переосмысливать свои помыслы и поведен не. Для церкви же праздник является важным звеном в процессе подготовки верующих к пасхе. В народе В. г. в И. называют вербным воскресеньем, т. к. в церк. ритуале, сложившемся в России, роль пальмовых ветвей играла верба. Бытовало поверье, будто она обладает магич. свойствами, способна отпугивать злых духов. Поэтому в жилищах хранили освященные в церкви ветки вербы.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
или Вербное воскресенье. Один из двунадесятых праздников (празднуется в воскресенье за неделю до Пасхи). В этот день, согласно Евангелию, Иисус Христос въехал на осле в ворота Иерусалима. Его восторженно встречал народ. “Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге, народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского” (Мф. 21: 8 11).
На востоке в этот день верующие украшают храм пальмовыми ветвями (вайи) и цветами. В России же освящаются ветки вербы – первые вестники весны, отсюда и второе название этого праздника – Вербное воскресенье. Храм облачается в воскресное благолепие, непрестанно повторяется возглас “Осанна!”, обращенный ко Христу как Царю Мессии. Читаются пророчества Ветхого Завета и евангельские рассказы о входе Христа в Иерусалим, благословляются ветви, которые верующие держат в руках в продолжение всей службы, показывая, что тоже встречают Христа как Царя. Песнопения прославляют триумфальное явление Христа за шесть дней до Пасхи.

Источник: Православие. Основные понятия.