ВЕТВЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ВЕТВЬ
амбивалентный символ жизни и смерти. Символика жизни связывалась с идеей Мирового дерева. В таком качестве использовались главным образом цветущие ветви. Напротив, засохшие листья символизировали наступление смерти. Знаком смерти являлась, к примеру, золотая ветвь. Ее символику Дж. Фрэзер использовал для названия своего исследования. В поэме Вергилия «Энеида» Прозерпина с помощью ветви пытается вернуть из царства умерших Энея. Веткой был убит бог любви в германской мифологии Бальдр. Ветвь может использоваться как символ победы. Победителей в античные времена награждали и чествовали пальмовой ветвью. Пальмовыми и финиковыми ветвями была устлана дорога Христу, въезжавшему в Иерусалим. Ветвь также символизирует плодородие. Повсеместно был распространен обычай хлестать ветками землю, повышая таким образом ее плодородие. Такая процедура, в частности, имела место на древнееврейском празднике Сухкот. Расцветшая ветвь использовалась в качестве символа логики как одного из семи свободных искусств. Она являлась атрибутом ветхозаветного пророка Исайи. Рассматривалась ветвь и как символ целомудрия. Напротив, сломанная ветвь символизировала проявление сексуальной агрессии. Различный смысловой аспект имели ветви того или иного дерева. Так, ветви ивы символизировали разлуку и их ломали на память перед расставанием. Египетский иероглиф в виде ветви означал уступить дорогу. В Древней Греции была распространена мантическая процедура дафномании, заключавшаяся в гадании по треску и дыму сжигаемой лавровой ветви. Ветви в зависимости от вида дерева наделялись магическими свойствами. Так, смоковнице при определенном расположении планет приписывалось свойство успокаивать даже разъяренного быка. Ветви различных деревьев использовались в целебной практике. Ветви бузины, например, помогали от болезни почек и водянки, ветви вяза — от кожных заболеваний, ветви ясеня — от нарывов и при кровотечении. Источ.: Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1986; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Ветвь
(Branch).
Понятию "ветвь" соответствует более двадцати евр. и греч. слов, основными из крых являются следующие: евр.zemora ("виноградная кисть"),ydneqet ("побеги", "отросток"), neser ("побеги", "поросль"), апар ("ветвь", "кисть дерева или виноградного куста" ),semah ("бутон", "поросль"), qaneh ("тростинка", "лоза"), klados ("ветвь дерева"), klema ("ветвь", преимущественно "виноградная кисть"). Большинство из этих слов, точный смысл крых выявляется из контекста, обозначает различные виды ветвей, побегов деревьев, виноградных кустов, растений.
Специального рассмотрения заслуживают слова, несущие мессианский оттенок,  neservLsemah. Neser употребляется в своем буквальном смысле (" ветвь ") в Ис 14:19 и 60:21, а также в иносказательном смысле  по отношению к наследникам царского рода в Ис 11:1 и Дан 11:7. В Ис 11:1 говорится о ск-ром ном потомстве Иессея, от корня крого "ветвь произойдет". Вследствие губительного вторжения ассирийцев во времена Ахаза и Езекии положение дома Давидова стало крайне незавидным, и невозможно отделить Ис 11:1 от мессианской надежды на удивительного отрока из рода Давидова, крый принесет чудесное освобождение. Ребенок назван Еммануилом (7:14; 8:8; 10:8); он получил пять божественных имен(9:6); ему обещан трон Давида (9:7). ОтрокаМессию нельзя отождествлять с Езекией, поскольку тот был уже подростком, когда трон занял Ахаз. Последующий отрывок (Ис 11:216) носит несомненно мессианский характер; именно так он интерпретируется вРим 15:12.
В Мф 2:23 естьочевидная аллюзия на сходство neser с Назаретом. При этом к слову "назорей" (представитель назорейской ереси) neser никакого отношения не имеет. Мы не знаем, считает ли Матфей "Назарет" производным от neser или это  лишь игра слов. Относительно связи neser и Назарета трудно сказать чтото определенное  в ВЗ этот город не упоминается. Происхождение "Назорея " от Назарета филологически обосновываетУ. Олбрайт (JBL, 65:397401).
Слово semah употребляется семь раз в смысле "побега", "поросли". Мессианский оттенок это слово имеет в Ис 4:2; Иер 23:5; 33:15 и Зах 3:8; 6:12. Очевидно, что по мере того как развертывалось откровение, мессианский характер этих стихов становился все более отчетливым. Контекст Ис 4:2 скорее носит общий характер: происхождение Господа здесь даже не связывается с домом Давида; для Иерусалима предвещаются благословенные времена. Иер 23:5 имеет более специфическое содержание. Праведная "отрасль" восходит к Давиду, она будет править и процветать (используемый здесь оборот "поступать мудро" употребляется в мессианском контексте в Ис 52:13). Имя "отрасли" "Господь  наша праведность". Дни Господа будут днями окончательного освобождения для Израиля. Иер 23:5 очень близок по значению Иер 33:15, крый можно перевести (если, разумеется, использовать старую огласовку,засвидетельствованную в угаритском и других текстах) как " нарекут имя Ему: "Господь  оправдание наше!"". Оба отрывка, т.о., предрекают приход мессианского царя.
Показательно, что в Зах 3:8 и 6:12 мессианский титул употреблен применительно к Иисусу, сыну первосвященника Иоседека. Не относясь к потомкам Давида, Иисус, как таковой,  не "отрасль", но он и его соратники  " мужи знаменательные ". На них должно возложить венцы, но потом снять до будущих времен. В пророчестве говорится не об Иисусе, а о будущем мессианском царесвященнике, вдухе мессианского Пс 109.
К-ром е того, следует отметить отрывок Ин 15, в к-ром Христос призывает своих последователей к теснейшему живому единству с Ним, подобному единству ветви и лозы. Учение о сохранении чистоты веры принимает в Ин 15:2 сверхбуквальный характер. Приведенное здесь сравнение скорее подчеркивает необходимость неизменно пребывать во Христе.
В Рим 11 Израиль уподобляется отломленной оливковой ветви, а нееврейекая Церковь  ветви, привитой на ее место. К-ром е того, дается обещание, что природная ветвь, Израиль,будет привита снова в день, когда Искупитель придет с Сиона (Рим 11:26).
R. L. Harris (пер. Ю.Т.) Библиография: J.G.Baldwin, "Semah as а Techieal Term in the Prophets", I T 14:9397.
См. также: Мессия.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Похожие термины:

  • Золотая ветвь

    «ЗОЛОТАЯ ВЕТВЬ» — одно из наиболее известных исследований английского антрополога, культуролога, историка первобытной культуры и религии Дж. Фрэзера (1854—1941). В «3. в.» проанализирован,         об
  • КРАСНАЯ ВЕТВЬ

    В мифологии ирландских кельтов Красная Ветвь - название отряда выдающихся воинов, собравшихся при дворе Конхобара Мак Нессы. Об источниках происхождения этого названия высказывались различные м
  • Пальмовая ветвь (вайя)

    Вначале это был символ воинской победы, пальмовые ветви несли во время триумфальных процессий. Затем этот символ был принят ранней Церковью в качестве символа победы Христа над смертью. Пальмовая