(Westminster Confession of Faith, 1647).
Вестминстерская ассамблея (названная так по месту собрания) была созвана Английским парламентом в 1643 г. Ее миссия состояла в том, чтобы организовать Англиканскую церковь на пуританских началах. В ассамблее участвовал 121 человек (" теологи "), десять представителей палаты лордов, 20 палаты общин плюс восемь не голосовавших (но влиятельных) представителей от Шотландии, края по договору "Торжественная лига и завет" была связана с Английским парламентом. Здесь были представлены разные точки зрения церковного руководства; господствующее положение занимало пресвитерианство. Однако в теологических вопросах они проявили единодушие все участники склонялись к строгому кальвинизму, недвусмысленно отвергая то, что ассамблея считала ошибками арминианства, римского католицизма и сектантства.
Вестминстерское исповедание было окончательно выработано в 1646 г. Это последнее классическое реформатское исповедание, причем наиболее влиятельное в англоязычном мире. В Англиканской церкви оно просуществовало совсем недолго, но было широко распространено (иногда с поправками) в английских и американских пресвитерианских церквях, а также в многочисленных конгрегационалистских и баптистских церквях. Славится оно своей тщательностью, точностью, сжатостью и равновесием частей.
Отметим наиболее примечательные черты Вестминстерского исповедания. (1)У0рфилд назвал первую главу о Св. Писании лучшей во всех протестантских исповеданиях. (2)Здесь обстоятельно сформулирована реформатская доктрина о предопределении (гл. Ill, V, IX, XVII). Она не касается полемики между супра и инфралапсарианством, но учит, что Божья воля конечная причина всех вещей, в т.ч. и спасения. Учение о вечном осуждении изложено с чрезвычайной осторожностью (III. vii. viii.), чтобы сохранить равновесие между ним и главой о человеческой свободе (IX). (3) В исповедании подчеркивается, что связь Бога с Его народом в истории осуществлялась через заветы (VII). (4) Исповедание учит об "ограниченном искуплении ", к-рое складывается из деяний Божьих (XXIII) и человеческого отклика на них (XIVXVII). Тем самым подчеркивается равновесие между всевластием Бога и человеческой ответственностью. (5) В исповедании отразилось пуританское учение об уверенности в спасении (XVIII). В то же время указывается на многие трудности в обретении и сохранении такой уверенности. (6) Закон Божий постоянно испытывает совесть верующего, при этом отпадают некрые ритуальные и гражданские условности (XIX), их сменяет тщательный анализ христианской свободы совести (XX). (7) В исповедании изложен пуританский взгляд на субботу как на обязательную заповедь, в противовес "Наставлениям..." Кальвина и другим реформатским сочинениям. (8)Здесь впервые дано четкое конфессиональное разделение Церкви на видимую и невидимую(ХХУ).
J.M. FRAME(nep. А.К.) Библиография: D. Laing, ed.. The Letters and Journals of Robert Baillie; S. W. Carruthers, The Westminster Confession of Faith; G. Hendry, The WestminsterConfessionforToday; W. Hetherington,#wtoryofthe Westminster Assembly of Divines; A. Mitchell and J. Struthers, Minutes of the Sessions of the Westminster Assembly; J. Murray, "The Theology of the Westminster Confession of Faith", in Scripture and Confession, ed. J. Skilton; B.B. Warfield, The Westminster Assembly and Its Work; G.I. Williamson, The Westminster Confession of Faith for Study Classes.
См. также: Вестминстерские катехизисы; Исповедания веры.