Вестернизация

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Вестернизация
проникновение американской культуры на европейский континент во второй половине ХХ в.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Вестернизация
(от англ. west – запад) – перенос специфических особенностей западной культуры, социальных институтов, технологий и образа жизни западных (европейских) обществ на незападные.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Вестернизация
целенаправленное навязывание западной, а чаще всего американской культуры в сочетании с бездумным запросом (модой) на эту культуру, что приводит к потере вестернизируемой стороной своей культурной самобытности, что может вызывать социальный протест, враждебное отношение к западной культуре как таковой.  

Источник: Словарь по культурологии

ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ
социологическая доктрина, имеющая целью создать у народов убеждение в преимуществах экономической и политической систем западных стран и сформировать у них положительное восприятие культурных ценностей западного мира. Речь не идет о насильственном внедрении или навязывании западными державами своих культурных норм иным народам в процессе их колонизации (как это имело место при освоении Америки, колонизации Африки, Индии и др.) или политико-экономическом проникновении в страны Востока (Китай и Япония 2-й половины XIX в.), а именно о добровольной вестернизации, проводимой элитами развивающихся государств. Во многих сообществах процессы вестернизации вызывают заметное сопротивление традиционалистски настроенных слоев и части элиты. Наиболее выраженные формы это сопротивление получило в мусульманских странах.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ
(англ. westernization, от western — западный) — процесс заимствования разл. локальными культурами элементов и черт зап.европ. и сев.-амер. культур как следствие соц.-экон. и полит. экспансии стран Запада в глобальных масштабах. Термин введен А.Тойнби в его многотомной работе «Постижение истории», где он рассматривает последствия В. двояко. С одной стороны, В. есть неизбежное следствие политики «культ. колониализма» и явл. собой отчасти позитивный процесс модернизации архаичных культур «отсталых» народов; с др. стороны, она проявляется в распаде уникальных этнич. и религ.-культ. традиций, при том что плоды В. носят преим. поверхностный, внешн. характер и не способствуют непосредственному «цивилизационному прогрессу» подвергающихся ей народов. Продолжая размышления Тойнби о взаимовлиянии «развитых» и «отсталых» культур, Ж.Бодрийар в ряде своих работ конца 1980 — начала 1990-х гг. анализировал перспективы В. в странах Вост. Европы, входящих в пространство «Общей Европы». См. также Аккомодация, Аккультурация. Лит.: Бодрийар Ж. Прозрачность зла. Екатеринбург, 2000; Тойнби А.Н. Цивилизация перед судом истории. СПб., 1995. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ
от англ. west-запад)-термин, означающий перенос структур, технологий и образа жизни западных (европейских) обществ в незападные.
Инициаторами вестернизации других стран были страны Западной Европы, она проходила преимущественно в форме колонизации. Западные ценности и структуры часто навязывались силой, т. к. у местного населения не было стимулов приобщаться к западному образу жизни. Череду завоеваний Западом остального мира начал Генрих-мореплаватель в Португалии. После освобождения от мавров на этот путь вступила Испания. С сер, 17 в. инициативу перехватила Англия и до последних десятилетий 19 в. она делила с Францией лидерство в этом отношении. Западные страны знакомили незападные народы с достижениями своей цивилизации, но одновременно, и в большей мере, использовали ресурсы колонизируемых стран, отрицая ценность их опыта.
Вестернизация как важнейшая и невиданная трансформация несла другим народам коренные изменения в политике, социальной сфере, экономике, культуре. Запад не считался с отсутствием готовности и склонности народов вестернизируемых стран к таким переменам. Капитализм превратил историю во всемирную. Общность судеб человечества могла быть описана с началом вестернизации не в виде абстрактного сходства или общего, закона развития, а как реальное проникновение обществ современного типа в традиционные. Походы за пряностями, богатствами, новыми землями убедили Запад в своем превосходстве и создали такие «эквиваленты общения» с другими, как западные ценности, менталитет, идеология, образ жизни и технология.
Наиболее распространенной реакцией на вестернизацию было сопротивление, а на более позднем этапе, по мере осознания преимуществ западного образа жизни сопротивление сменилось попытками идти по западному пути, но без насилия, своими темпами, в условиях изоляции, диктатуры или авторитарной власти. Россия и Оттоманская империя прошли этот путь от первоначального сопротивления до проведения контролируемой вестернизации.
Результатами вестернизации можно считать: автократический индустриализм в Латинской Америке—поддержание цивилизационных начал в условиях отсутствия демократии; создание стабильных полудемократий и квазидемократий в Азии; появление патерналистской полудемократии, нестабильных и хрупких демократических структур с преобладанием традиционных укладов в Африке. Варианту прямой вестернизации под патронажем одной из западных стран некоторые страны предпочитали «догоняющую модель», когда западная цивилизация сознательно бралась за образец, которого они пытались достичь самостоятельно.
Во 2-й пол. 20 в. произошла замена носителя западных образцов, насаждаемых или перенимаемых другими странами мира в ходе их модернизации. Вместо Западной Европы им стали Соединенные Штаты Америки. Вестернизация по преимуществу означала уже американизацию. Последней не избежали и европейские страны. Понятие «вестернизация» связано с такими понятиями современных теорий социального развития и политического влияния, как диффузионизм, атлантизм, европоцентрчзм.
Лит.: Федотова В. Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997; (6л Laue Th. H. The World Revolution of Westernization. The Twenteeth Century in Global Perspective. N.Y.-Oxf., 1987; Huntinpon S. The Clash of Civilization and the Remarking of World rder. N.Y., 1996.
В. Г. Федотова

Источник: Новая философская энциклопедия

Вестернизация
социально-культурная вестернизация (англ. western – западный) целенаправленное навязывание западной, а чаще всего американской культуры в сочетании с бездумным запросом (модой) на эту культуру, что приводит к потере вестернизируемой стороной своей культурной самобытности, что может вызывать социальный протест, враждебное отношение к западной культуре как таковой. в социологии, социальной философии и культурологии термин употребляется для обозначения бездумного заимствования англо-американского или западноевропейского образа жизни в области экономики, политики, образования, культуры и даже языка. ............ ? полная или частичная переориентация сообществ, исходно не принадлежавших к западнохристианской культурной традиции, на социокультурное развитие по образцу развитых стран Запада или заимствование отд. элементов зап. культуры, начинающих играть значимую роль в социокультурных процессах сооб-ва-реципиента. При этом речь не идет о насильственном внедрении или навязывании зап. державами своих культурных норм иным народам в процессе их колонизации (как это имело место при освоении Америки, колонизации Африки, Индии и др.) или политико-экон. проникновения в страны Востока (Китай и Япония вт. пол. 19 в.), а именно о добровольной В., проводимой элитами развивающихся гос-в. Истор. прецеденты В. известны с начала Нового времени (“робкие” заимствования с Запада в России вт. пол. 17 в., а затем стремительная В. в годы петровских реформ и последующие десятилетия 18 в.; постепенная В. военно-политической структуры Турции в течение 18-19 вв. с последующей “скачкообразной” В. в период “младотурецкой” революции Кемаля Ататюрка и др. примеры). Серьезным толчком к масштабной В. стал процесс модернизации социокультурной. Очевидно, под В. следует понимать не просто усвоение совр. зап. технологий и организационных форм экон. производства и военно-техн. культуры, но прежде всего комплекса социокультурных норм социальной регуляции (демократич. полит, устройство, приоритет прав человека, либеральный тип социальных условий для самореализации личности, религ. и нац. толерантность, свободу информации и творчества и т.п.). По этим признакам к категории вполне вестернизированных сооб-в можно отнести лишь Японию и нек-рые “посткоммунистич.” страны Вост. Европы. Большинство других стран, избравших этот путь развития (включая и совр. Россию), могут быть охарактеризованы лишь как частично затронутые В. об-ва. На интенсивность процессов В. на уровне обыденного сознания и культуры об-ва существ. влияние оказывает степень его информац. открытости, уровень знакомства членов об-ва со стилем и уровнем жизни людей на Западе, с их возможностями социальной самореализации, доступа к разл. социальным благам и т.п. Вместе с тем увлечение значит. части молодежи зап. массовой культурой еще не является свидетельством серьезной В. об-ва, поскольку эта мода обусловлена преимущественно потребностью в групповой самоидентификации этой возрастной группы по отношению к старшим и на глубинные ценностные установки молодых людей, как показывает практика, серьезно не влияет. Следует отметить, что во многих сооб-вах процессы В. вызывают заметное сопротивление традиционалистски настроенных слоев и части элиты. Наиболее выраженные формы это сопротивление получило в мусульманских странах, что, видимо, связано с противоречием между полит. амбициями и ресурсными возможностями правящих элит и существ. неподготовленностью большинства населения к корректировке культурно-ценностных ориентаций, полностью пронизанных жесткой догматикой ислама. Серьезная оппозиция процессам В. наблюдается также в России прежде всего со стороны тех слоев об-ва и представителей элит, к-рые осознают свою неконкурентоспособность в условиях свободного рынка труда и инициативы, таланта и профессионализма. Наиболее непримиримыми оппонентами В. обычно являются религ. круги и маргинальные социальные группы, для к-рых В. чревата угрозой утраты занимаемых ими социальных ниш. Лит.: Кини А.Г. Динамика социально-полит. действия в традиц. об-ве: (ислам). М., 1996. А.Я. Флиер. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Похожие термины:

  • Вестернизация (социально-культурная)

    Полная или частичная переориентация сообществ, исходно не принадлежавших к западнохристианской культурной традиции, на социокультурное развитие по образцу развитых стран Запада или заимствова