ВЕЩЬ В СЕБЕ
по Канту, вещь, существующая для себя самой, независимо от познающего субъекта.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
ВЕЩЬ В СЕБЕ
философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе в отличие от того, какими они являются "для нас" - в нашем познании.
Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance
ВЕЩЬ В СЕБЕ
по Канту, вещь, существующая для себя самой, независимо от познающего субъекта, "истинное" бытие, "проявления" которого суть эмпирические вещи и на которое именно эти "проявления" и указывают. См. также Шифр; Действительность.
Источник: Философский энциклопедический словарь
«Вещь в себе» -
философское понятие И.Канта, означающее «вне нас находящиеся предметы наших чувств, но о том, каковы они сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т. е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства» (Соч.: в 5 т. Ч. 1. М., 1965. С. 105).
Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
Вещь в себе
философское понятие, означающее вещи, как они существуют сами по себе («в себе») в отличие от того, как они являются нам в познании. «Вещь в себе» – одно из основных понятий, введенных И. Кантом в «Критике чистого разума», посвященной проблемам теории познания. И. Кант называл совокупность «вещей в себе» «миром ноуменов».
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
Вещь в себе
понятие философии Канта, используемое для обозначения объектов и сущностей, находящихся вне сознания и никак не взаимодействующих с ним, в отличие от «вещи для нас» — явлений, которые непосредственно воздействуют на чувства. Гегель обратил внимание на неправомерность отделения сущности от явления. Нам является не что иное, как сущность: сущность является, а явление — существенно. Познавая явление, мы познаем сущность.
Источник: История и философия науки
Вещь в себе
философский термин, означающий вещи такими, какими они существуют сами по себе. В природе, пожалуй, кроме Вселенной никакая вещь сама по себе (отметим, что "сама по себе" - это не "вещь в себе") не существует: все вещи существуют только во взаимодействии друг с другом.
Единственное свойство вещи в себе - самосохранение (самодостаточность) - инерционность (?).
Ассоциативный блок.
Многие вещи, которые по нашему мнению есть, на самом деле в природе просто не существуют.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
ВЕЩЬ В СЕБЕ
(Ding an sich) — по Канту («Критика чистого разума»), вещь, существующая сама по себе, независимо от познающего субъекта, «истанное» бытие, «проявления» которого суть эмпирические вещи, на которые эти «проявления» и указывают. Мы познаем вещь как предмет нашего восприятия такой, как она нам является, — облаченной в формы созерцания пространства и времени, категории и законы рассудка, вещь такой, какова она «в себе», мы никогда не узнаем. См. также Шифр; Действительность.
Prauss. Kant und das Problem der D. e. a. s., 1974; J. Mittelstraß. Ding als Erscheinung und D. a. s., in: J. Mittelstraß, M. Riedel (Hgg.). Vernünftiges Denken, 1978.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ВЕЩЬ «В СЕБЕ»
материальная реальность, существующая независимо от нас. «Вещь в себе», по Канту, – это материя, лежащая у истока наших ощущений. Она противостоит феномену, представлению, зависящему от нашего ума («вещь для нас»). Фихте различает вещь в себе и абсолютную жизнь размышляющего духа в себе, т.е. «внутри себя», в одном случае речь идет об объективном «в себе», в другом – о «в себе», совпадающем с абсолютным опытом субъекта. Гегель, а вслед за ним Сартр и современная философия, противопоставляют «в себе» (вещь) и «для себя» (человеческое существование). Характеристика «в себе» обозначает неизменность, весомость материи; «для себя» – подвижность и свободу.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ВЕЩЬ В СЕБЕ
термин, к-рым в философии обозначают вещи, объекты, существующие сами по себе, независимо от их познания. В учении Канта этот термин характеризует вещи хотя и существующие вне нас и действующие на наши органы чувств, но принципиально непознаваемые по своей сущности: человек способен понять и объяснить их только в тех отношениях, в каких они являются нам, нашему сознанию, но он не может знать, каковы они сами по себе. У Канта «В. в с.» означает также сверхприродные предметы, принципиально недоступные чувственному опыту и не могущие служить объектами для него (бог, свобода воли, бессмертие). Диалектический материализм, настаивая на принципиальной познаваемости мира, отрицает тем самым существование каких либо «вещей в себе» как непознаваемых сущностей. Вместе с тем он признает существование «В. в с.» как объекта познания, особенности к-рого постепенно раскрываются в процессе развития науки и к-рый превращается тем самым в «вещь для нас».
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
Вещь в себе
метафизическое понятие, ставшее одним из основных в философии Канта. В этом понятии фиксируется различие между вещами, как они существуют сами по себе, и вещами для нас, т.е как они предстают в нашем познании. Коррелятивная онтология отрицает само существование вещей в себе, как независимых от взаимодействия с другими вещами. В разных коррелятах одна и та же вещь предстает по разному, а выражение «одна и та же» отражает наличие некоего инвариантного коррелята. Человек как биологическое или социальное существо – разные вещи, фиксируемые в разных определениях. Эти определения отражают место человека внутри сообщества живых существ и его отличие от биологического уровня бытия. Определение же «человека в целом» отражает его место в мировом бытии, снимая в себе вклады отдельных сторон его существования. Человеческое познание – частный случай всеобщего взаимодействия, и потому оно неизбежно накладывает свой отпечаток на результаты нашего познания. Каким образом эта неизбежная субъективность сочетается с возрастающей объективностью наших знаний – одна из важнейших проблем теории познания.
Источник: Философские категории авторский словарь
ВЕЩЬ В СЕБЕ
понятие философии И. Канта, означающее существование вещей в том виде, каковы они до и вне их восприятия человеком. По Канту сущность «вещей в себе» непознаваема средствами науки. В их ряду Кантом особо выделяются три: Бог, душа и свобода. В первую очередь именно они остаются недосягаемыми для научного познания, т.е. познания, осуществляемого в соответствии с естественно-математическим идеалом научности. Русское выражение «вещь в себе» было получено буквальным переводом немецкого выражения баз Ding ап sich, используемого Кантом. Однако редакторы современного издания (1994) кантовской «Критики чистого разума» отмечают, что «такой перевод не передает смысла немецкого термина, в действительности означающего: «вещь, существующая сама по себе». Выражение же ««вещь в себе» не только искажает кантовское понятие, но в известной мере и мистифицирует fero» (с. 547). Поэтому несмотря на то, что термин «вещь в себе» является устоявшимся в русской литературе о Канте, редакторы перевода приходят к выводу о необходимости заменить его правильным и точным русским выражением «вещь сама по себе». Кантовское положение о непознаваемости средствами науки сущности вещей самих по себе дало основания критикам его философии для упреков в агностицизме.
Источник: Краткий философский словарь 2004
«ВЕЩЬ В СЕБЕ»
филос. термин, означающий вещи как они существуют сами по себе (или «в себе»), в отличие от того, какими они являются «для нас» - в нашем познании. Различие это рассматривалось еще в древности, но особое значение приобрело в 17-18 вв., когда к этому присоединился вопрос о способности (или неспособности) нашего познания постигать «вещи в себе». Понятие «вещи в себе» стало одним из основных в «Критике чистого разума» Канта, согласно к-рому теоретич. дознание возможно лишь относительно явлений, но не относительно «вещи в себе», этой непознаваемой основы чувственно ощущаемых и рассудочно мыслимых предметов. Понятие «В. в с.» имеет у Канта и др. значения, в т. ч. умопостигаемого предмета, т. е. безусловного, запредельного для опыта предмета разума (бог, бессмертие, свобода). Противоречие в кантовском понимании «вещи в себе» заключается в том, что, будучи сверхчувственной, трансцендентной, она в то же время аффицирует наши чувства, вызывает ощущения. Философы-идеалисты критиковали понятие «вещь в себе» с двух т. зр.: субъективные идеалисты (Фихте, махисты) считали несостоятельным понятие об объективно существующей «вещи в себе»; Гегель, признавая с т. зр. объективного идеализма ее существование, критиковал идею о непознаваемости «вещи в себе» и непереходимой границе между нею и явлениями. Диалектич. материализм признает существование «вещи в себе», т. е. независимой от человеческого сознания реальности, но отвергает утверждение об ее непознаваемости: «Решительно никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе нет и быть не может. Различие есть просто между тем, что познано, и тем, что еще не познано...» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 102).
Источник: Советский философский словарь
Вещь В Себе
Вещь, рассматриваемая как таковая, вне зависимости от нашего восприятия или наших знаний о ней. В частности, у Канта – независимо от априорных форм чувственного восприятия (пространства и времени) и рассудка (категорий). Вещь в себе – это абсолютная реальность, не такая, какой она нам является (в отличие от феномена), а такая, какая она есть на самом деле. Здесь вспоминаются монады Лейбница или идеи Платона, однако, если мы не хотим впасть в догматизм, необходимо сознавать, что это не более чем аналогии. Вещь в себе по определению непознаваема: как только мы ее познаем, она перестает быть вещью в себе и становится вещью для нас. Тем не менее вещь в себе поддается осмыслению, мало того, такое осмысление необходимо («Критика чистого разума», Предисловие ко 2‑му изданию). Если бы не было вещей в себе, не было бы и вещей для нас.
Но, по Канту, это не значит, что вещь в себе является простым, объективным и недетерминированным коррелятом наших представлений (трансцендентальный объект = х) или объектом вероятной, но для нас невозможной, интеллектуальной интуиции (ноуменом). Скорее она есть нечто такое, что предположительно могло бы, хотя бы мысленно, объединить первое и второе: сверхчувственная (не феноменальная) причина феномена, или, поскольку понятие причины на законном основании может быть применено только к предметам возможного опыта, это «та же реальность, что и феномен, но в той мере, в какой она не доступна органам чувств и не поддается пространственным и временным изменениям» (Жак Ривелейг (45), «Уроки немецкой метафизики», II). Понятие вещи в себе мистично по самой своей природе. Вещь в себе, уточняет Кант, внепространственна и вневременна. Но, поскольку она абсолютно непознаваема, это утверждение выглядит бездоказательным. Почему пространство и время, являющиеся формами чувственного восприятия, не могут также быть формами бытия? Кантианство – такой же догматизм, как любой другой, и столь же сомнительный.
Источник: Философский словарь.
Вещь в себе
(Ding an sich, Ding an sich selbst - нем.)
Важнейшее понятие кантовской философии. В строгом смысле, означает
вещь со стороны тех ее свойств, которые не зависят от человеческого
восприятия и его специфических условий (при том, что они вполне могут
зависеть от условий божественного созерцания). Вещь в себе
противоположна явлению, как тому, что с формальной стороны всецело
определяется субъективными условиями чувственности. Кант полагает, что
понятие о вещи в себе возникает как коррелят понятия явления: доказав,
что предметы чувственности в их пространственно-временной форме
существуют только в человеческом восприятии, мы одновременно мыслим
нечто, что сохраняет свое бытие и помимо восприятия. Это и есть понятие
вещи в себе, или самой по себе (ноумена). Однако из этого "пограничного"
понятия автоматически не следует существование подобных предметов. В
разные периоды своего творчества Кант по-разному трактовал вопрос о
существовании и познаваемости вещей самих по себе. Еще в первом
издании "Критики чистого разума" он, по сути, отрицал доказуемость бытия
вещей в себе. Во втором издании "Критики" Кант называет "скандалом для
философии" принимать на веру существование внешних нам предметов и
выдвигает программу "опровержения идеализма", направленную в
конечном счете на подтверждение реальности вещей самих по себе. Тезис о
непознаваемости вещей в себе выдвигается Кантом в критический период
его философии в связи с исследованием условий возможности априорного
синтетического познания. Априорное познание возможно лишь в том
случае, если наши понятия содержат в себе условия возможности тех или
иных предметов. Вещи сами по себе не могут быть такими предметами (наш
рассудок - не божественен). Следовательно их априорное познание
невозможно. Но и в опыте вещи в себе нам не даны. Все истинные
утверждения о вещах в себе (кроме, возможно, тезиса о их бытии) на деле
оборачиваются отрицаниями: они вне пространства, вне времени и т.д.
Своеобразной лазейкой в мир вещей самих по себе является практическая
философия Канта. Моральный закон как единственный "факт чистого
разума" свидетельствует о нашей свободе, которая может иметь место
только в субъекте как вещи самой по себе, хотя и в этом случае речь не идет
о теоретическом познании (не хватает необходимого для этого созерцания).
Связка вещь в себе - явление во многом синонимична коррелятивным
понятиям "ноумен - феномен", "вещь вообще - вещь как предмет
возможного опыта", "трансцендентальный объект - многообразное
чувственности". Согласно одной из кантовских схем, вещи сами по себе
воздействуют на чувственность и порождают многообразие ощущений (при
этом надо различать разные уровни аффицирования и принимать во
внимание неопределенный эпистемологический статус подобного
утверждения). Кант полагает, что разделение всех возможных предметов на
явления и вещи сами по себе (феномены и ноумены) - необходимое условие
преодоления внутреннего столкновения рациональных максим в антиномии
чистого разума.
Источник: Термины кантовской философии
ВЕЩЬ В СЕБЕ
нем. Ding an sich selbst) — философское понятие, содержание которого .составляет вся совокупность предметов внешнего мира, независимого от сознания и воли людей. Понятие вещи в себе органически связано с развитием материализма. По утверждению Дж. Локка, философия природы есть «познание начал, свойств и действий вещей, каковы они сами по себе» (Мысли о воспитании».— Соч., т. 3. M., 1982, с. 586). Этому материалистическому основоположению Дж. Беркли противопоставил отрицание «объектов в себе (objects in themselves) или вне ума» (Трактат о принципах человеческого знания.—Соч. М., 1978, с. 182). В отличие от Беркли Д. Юм полагал, что существует «какое-то неизвестное, необходимое нечто в качестве причины наших восприятий» (Исследование о человеческом познании.-Соч., т. 2. M., 1965, с. 158-159).
И. Кант, философия которого складывалась не без влияния юмовского скептицизма, сочетает признание объективной реальности вещи в себе (одна из основ его учения) с категорическим отрицанием их познаваемости: «Нам даны вещи как вне нас находящиеся предметы наших чувств, но о том, каковы они сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т. е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства» (Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука.—Соч. в 6 т., т. 4, ч. 1. M., 1965, с. 105). Веши в себе, в кантовском их понимании, вовсе не вещи, поскольку они истолковываются как виепространственное (значит, и непротяженное), вневременное, трансцендентное нечто, существование которого, утверждает Кант, не подлежит сомнению, так как явления предполагают то, что является; этим только и могут быть вещи в себе. Остается, однако, необъясненным, почему вещи в себе, раз они являются, остаются абсолютно непознаваемыми: разрыв между принципиально непознаваемой объективной реальностью вещей в себе и вполне познаваемой субъективной реальностью мира явлений—основная черта теории познания Канта.
Однако понятие вещи в себе относится Кантом не только к трансцендентному нечто, вызывающему чувственные восприятия. Ведь если человек как познающий субъект создает (правда, при посредстве независимых от него вещей в себе) мир явлений, то он сам не может быть только явлением, т. е. одним лишь представлением. Поэтому человек, по Канту, есть не только явление, но и вещь в себе. Это, в частности, относится к человеческой воле, которая не свободна как эмпирическая воля, но свободна как вещь в себе. Кант также разграничивает не свободный от чувственных побуждений эмпирически обусловленный разум и чистый разум, который «не есть явление и не подчинен никаким условиям чувственности», т. е. также есть вещь в себе (Критика чистого разума.—Соч. в 6т., т. 3. M., 1964, с. 491). Фихте, Шеллинг и Гегель отвергли понятие вещи в себе как недопустимую уступку материализму. Так же поступили и неокантианцы, для которых вещь в себе не более чем субъективное понятие границы познания. Между тем, кантовская концепция «вещи в себе» имеет рациональный смысл: принципиальное отрицание того, что выходит за границы возможного опыта и, значит, отрицание трансцендентного как предмета познания.
Т. И. Ойзерман
Источник: Новая философская энциклопедия
ВЕЩЬ В СЕБЕ
(нем. Ding an sich, Ding an sich selbst; англ. thing in itself) — филос. термин, обозначающий вещи, существующие сами по себе, независимо от чел. познания и практики (см. Деятельность). Вопрос о них рассматривался еще в Античности, но особое значение приобрел в Новое время, став одной из центр. проблем в учении И.Канта. В его «критич. философии» данный термин употребляется в неск. значениях. 1) Это понятие указывает на наличие внешн. возбудителя наших ощущений и представлений, выступая символом непознанной части объекта. В. в с. как материальные объекты аффицируют нашу чувственность, побуждают ее к деятельности и появлению в ней разл. модификаций ее состояний, хотя процесс отражения при этом не происходит. 2) В. в с. — это всякий, выходящий за сферу возможного опыта, в принципе непознаваемый предмет; понятие о нем ничего не обозначает. О В. в с. мы не имеем в сознании ничего, кроме ноуменов, т.е. абстрактно умопостигаемых (интеллигибельных) объектов. Познание, по Канту, направлено не на В. в с., а на ощущения нашей чувственности, к-рые синтезируются категориальными схемами рассудка. 3) Понятие «В. в с.» обозначает трансцендентные (см. Имманентное и Трансцендентное) духовные объекты вне сферы опыта и трансцендентальных принципов разума (напр., свобода, бессмертие и Бог). Сам человек также выступает как В. в с., поск. внутри себя содержит основания для познавательной и практ. деятельности. 4) Понятие «В. в с.» указывает на сферу трансцендентных идеалов как недостижимых во всей полноте целей и ценностных устремлений субъектов (в частн., совершенное правовое и моральное устройство об-ва). Абсолютное противопоставление В. в с. и явлений — осн. онтологич. посылка философии Канта. Согл. Канту, явления суть результаты самого познавательного процесса, синтезирующего по опред. правилам поток ощущений, вызываемый В. в с. След-но, к явлениям относятся: 1) результаты воздействия В. в с. на нашу чувственность, хотя в явлениях нет их адекватного образа; 2) пространство и время — чувственные, но также чистые априорные созерцания (см. Априори и Апостериори); 3) предметы чел. чувственности, имманентные познавательной и практ. деятельности людей; 4) апостериорные продукты категориального синтеза, осуществляемого рассудком. В этом значении явления предстают как феномены, поск. они как предметы мыслятся в единстве категорий. Т.о., явления — это совокупность конкретных чел. опытов, к-рые в трансцендентальной взаимосвязи образуют способное безгранично расширяться поле чел. познания и практики. Теор. мышление, по Канту, может привести нас только к познанию явлений, но никогда не сможет привести к познанию В. в с. Соч.: Кант И. Критика iчистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3; Он же. Критика практического разума // Там же. М., 1965. Т. 4. Ч. 1; Он же. Критика способности суждения // Там же. М., 1966. Т. 5. Лит.: Бурханов Р.А. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург; Нижневартовск, 1999; Ойзеpман Т.И. Учение И.Канта о «вещах в себе» и ноуменах // Вопp. философии. 1974. № 4; Калинников Л.А. Понятия «вещь вообще» и «вещь в себе» и их роль в системе кантовского «критицизма» // Кантовский сб.: Сб. науч. тр. Калининград, 1985. Вып. 10; Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII —начала XIX в. М., 1989; Prauss G. Kant und das Problem der Ding an sich. Bonn, 1974; Schrader G. The thing in itself in Kantian philosophy // Kant. A Collection of Critical Essays / Ed. by R.P.Wolff. L.; Melbourne, 1968. Р.А.Бурханов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ВЕЩЬ В СЕБЕ
одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данное понятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами по себе (в себе), в отличие от того, какими они являются "для нас", существовало в философии и до Канта и было тесным образом связано с тем или иным решением вопроса о способности нашего познания постигать "В. в С.". Кант трактует "В. в С." как нечто, существующее вне и независимо от сознания и являющееся источником действия на наши органы чувств, на человеческую способность восприимчивости, т.е. как источник всех наших созерцаний. В предисловии ко второму изданию "Критики чистого разума" (1787) Кант обосновал такое независимое существование внешнего мира (мира В. в С.) в качестве исходного материала нашего познания: "Нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас (от которых мы ведь получаем весь материал знания даже для нашего внутреннего чувства) и невозможность противопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказательство этого существования, если бы кто-то вздумал подвергнуть его сомнению". В. в С. - это то, чем предметы познания являются сами по себе, как существующие вне и независимо от нас, от нашего познания, его чувственных и логических форм. Тезис о существовании вещей (в себе) вне сознания выступил таким образом исходным пунктом кантовской "Критики чистого разума", являясь существеннейшей опорой всей его гносеологической конструкции. Со стороны В. в С., по Канту, как бытия, отличного от нашей чувственности, к нам идут воздействия, происходит "аффицирование чувственности" и таким образом определяется, в конечном счете, все содержание постигаемого. Что же касается формы этого постигаемого, то она целиком определяется активностью человеческого интеллекта - априорными формами сознания, которые, в свою очередь, также пробуждаются благодаря воздействию предметов (В. в С.) на органы чувств. Важнейшей характеристикой В. в С. в философии Канта является также тезис о том, что теоретическое познание возможно только относительно явлений, но не относительно В. в С., т.е. постулат о непознаваемости последней и, соответственно, противопоставление явления, с одной стороны, и В. в С., - с другой. Благодаря такой трактовке В. в С. стала таким понятием, без которого, по словам одного из первых критиков Канта - Ф. Якоби, нельзя войти в его критическую философию и с которым невозможно в ней остаться; понятием, породившим массу проблем и противоречий, за которые Кант и его философия подверглись основательной критике. Ведь если В. в С. - непознаваема (что в понимании Канта означает абсолютную неприменимость к ней категорий рассудка, ибо последние приложимы только к явлениям), то ей не могут быть приписаны и такие категории, как реальность и причинность и тогда нельзя говорить о ее действительности и действенности, о том, что она является подлинной причиной человеческого познания. Эта идея явилась одним из наиболее существенных противоречий всей критической философии. Амбивалентность в понимании В. в С. связана в философии Канта и со вторым аспектом трактовки данного понятия. Обосновывая в "Критике практического разума" идеи свободы, бессмертия души, Бога, он переносит их в так называемый интеллигибельный мир В. в С., который постулируется им в качестве не просто сверхчувственного, но и нематериального в онтологическом плане. В данном случае значение понятия В. в С. как бы удваивается: мир В. в С. отождествляется с трансцендентным, умопостигаемым миром идей, а В. в С. лишается таким образом материалистической подкладки, приобретает исключительно идеалистическую окраску. В этом контексте совершенно непонятным становится то, каким образом трансцендентальная, сверхчувственная В. в С. может аффицировать наши чувства, вызывать ощущения и быть источником содержания нашего познания. Следует признать поэтому совершенно обоснованной ту критику, которой учение Канта о В. в С. подверглось со стороны его непосредственных последователей - классиков немецкого идеализма - Фихте и Гегеля. Первый делал акцент на необходимости элиминировать ее как таковую из философии вообще (отрицая такие ее свойства, как объективное существование вне нас и независимо от нашего сознания). Второй же - Гегель - выступал, главным образом, против тезиса о непознаваемости В. в С. и наличия непреодолимого барьера между ней и явлением.
Источник: История Философии: Энциклопедия
"ВЕЩЬ В СЕБЕ"
Ding an sich; thing in itself; chose en soi; cosa in se) – филос. термин, означающий вещи, как они существуют сами по себе (или "в себе"), в отличие от того, какими они являются "для нас" – в нашем познании. Различие это рассматривалось еще в древности, но особое значение приобрело в 17–18 вв., когда к вопросу о самом различии присоединился вопрос о способности (или неспособности) нашего познания постигать "вещи в себе". Мальбранш полагал, что "вещи в себе" созерцает бог. Лейбниц отождествил "вещи в себе" с духовными первоэлементами (монадами), а тела – с их явлениями. Локк полагал, будто "вещи сами по себе", т.е. духовные и материальные субстанции, непознаваемы. Последняя точка зрения была повторена и развита рядом философов 18 в., к-рые в силу метафизич. образа мышления, а в ряде случаев, кроме того, агностицизма и созерцат. характера материализма не смогли правильно решить вопрос об отношении между тем, что существует "в себе", и тем, что в познании является и доступно "для нас". Так, напр., Бонне, различая "вещь в себе" и "явление", видел преимущество современной ему философии в том, что она "скромно" ищет то, что вещи представляют "в силу отношения к нам", в то время как раньше философы, стремясь узнать, что вещи "представляют сами по себе", только говорили с гордым видом ученыеглупости (см. "Essai de psychologie", chap. 36). В том же духе высказывались Тюрго, Д´Аламбер и Мендельсон, у к-рого уже встречается термин "вещь в себе и для себя" (см. "Morgenstunden", Bd 1, Kap.7, S. 114 и сл.). В школе X. Вольфа новый оттенок в понятие "вещь в себе" внес А. Баумгартен. Вольфовский термин "vor und an sich" превращается у Баумгартена сначала в "an und vor sich"; а затем в "an und f?r sich" ("в себе и для себя"). Особое значение вопрос о "вещах в себе" и об их познаваемости приобрел в философии И. Канта. В дис с. "О форме и принципах мира умопостигаемого и чувственного" ("De mundi sensibilis atque intelligibilis forma et principiis" 1770) Кант еще полагал, что, хотя чувств. представления дают нам вещи только такими, какими они являются, понятия рассудка дают их нам такими, каковы они сами по себе. Но, начиная с "Критики чистого разума" (1781), Кант утверждал, будто теоретич. познание возможно лишь относительно явлений, но никак не о "вещи в себе". Вещи познаваемы лишь такими, какими они являются нам в нашем чувств. созерцании (в формах пространства и времени) и в формах нашего рассудка (в категориях). Не будучи теоретически познаваемы, по Канту, "вещи в себе" мыслимы, т.к. в противном случае явление существовало бы без того, что в нем является. Говоря о непознаваемости "вещи в себе", Кант, однако, не ставил никаких границ эмпирич. познанию вещей: "Наблюдение и анализ явлений проникают во внутренность природы, и неизвестно, как далеко зайдем мы на этом пути со временем" ("Критика чистого разума", П., 1915, с. 193). Но как бы далеко в глубину вещей ни вело эмпирич. познание, "вещь в себе", по Канту, будет всегда оставаться по ту сторону всякого возможного для нас опыта. Понятие о "вещи в себе" имело в учении Канта не только значение непознаваемой основы чувственно ощущаемых предметов, но и ряд других значений. Важнейшее из них для системы Канта – понятие о "вещи в себе" не как об объектах теоретического – чувств. и рассудочного – познания, а как об "умопостигаемых" предметах, т.е. как о безусловных запредельных для опыта предметах разума. Таковы, по Канту, бог, бессмертие, свобода. Философы-идеалисты критиковали понятие "вещь в себе" с двух точек зрения: субъективные идеалисты (И. Г. Фихте, махисты) полагали, будто понятие об объективно существующей "вещи в себе" несостоятельно и должно быть отброшено; Гегель с позиций объективного диалектич. идеализма критиковал не само понятие об объективно существующей "вещи в себе", а учение субъективных идеалистов и агностиков (Юм, Кант) о непознаваемости "вещи в себе" и о непереходимой границе, отделяющей "вещь в себе" от явлений. Диалектич. материализм признает "вещь в себе", то есть признает предшествующее сознанию и независимое от сознания существование вещей, но отвергает непереходимую грань, будто бы отделяющую "вещи в себе" от явлений, и потому отвергает непознаваемость "вещи в себе": "Решительно никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе, – говорит В. И. Ленин, – нет и быть не может. Различие есть просто между тем, что познано, и тем, что еще не познано..." (Соч., 4 изд., т. 14, с. 90). Вопрос о познаваемости "вещи в себе" диалектич. материализм переносит на почву практики. Энгельс показал, что "самое решительное опровержение" учения о непознаваемости "вещи в себе" "заключается в практике, именно в эксперименте и в промышленности. Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что мы сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой "вещи в себе" приходит конец" ("Людвиг Фейербах...", 1955, с. 18). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 14, М.–Л., 1931 (см. Предм. указатель); Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, гл. 2 и 4; ?isler R., W?rterbuch der philosophischen Begriffe, 4 Aufl., Bd 1, В., 1927, S. 280–85. В. Асмус. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
вещь в себе
ВЕЩЬ В СЕБЕ (нем. Ding an sich, Ding an sich selbst, иногда Gegenstand an sich) — одно из центральных понятий критической философии И. Канта, известное, однако, в тех или иных вариантах и в предшествующей философской традиции. В немецкой метафизике 18 в. вещь являлась центральным онтологическим понятием, а саму онтологию со времени X. Вольфа нередко понимали именно как учение о «вещи вообще (Ding iiberhaupt)». Определяя вещь как «все, что возможно — существует ли оно действительно или нет» (Вольф X. Метафизика // Христиан Вольф и философия в России. СПб., 2001. С. 241), Вольф различал вещь возможную или истинную, воображаемую или иллюзорную нелепицу, простую и составную вещь и т.д. Однозначного соответствия понятию «Ding» в латинской терминологии найти не удается, поскольку оно одновременно коррелирует с двумя понятиями, которые еще в Средневековье были отнесены к трансценденталиям: «res» и «ens». В немецком же языке понятие «Ding» тесно соотносится с понятием «Sache» (вещь, дело, положение дел и т.д.). Однозначного соответствия между «res» и «ens», с одной стороны, и «Ding» и «Sache», с другой стороны, не существовало. Наряду с практически синонимичным использованием понятий «Ding» и «Sache», чаще всего просматривается тенденция (И.Г. Ламберт, И.Н. Тетенс и др.), согласно которой «ens» средневековой традиции (нечто действительно сущее) соотносится с понятием «Ding», a «res» (нечто, что делает вещь именно этой вещью) — с понятием «Sache». Такая интерпретация была свойственна и Вольфу: его вопрос о вещи вообще есть вопрос о сущем как сущем (ens in genere, ens ut ens) и его наиболее всеобщих определениях. Философски нагруженные выражения «в себе», «само по себе» (an sich, an sich selbst) уходят корнями в античную философию и имеют соответствия также в латинской терминологии (per se, in se). При этом «per se», «in se» означает то, что имеет место через само себя, т.е. сущностное, внутреннее, необусловленное; этому противополагается нечто обусловленное, внешнее. Немецкое «an sich (selbst)» следует латинской традиции и означает нечто внутреннее, возможное из внутренних оснований, объективное, априорное, неограниченное, взятое во всех отношениях, абсолютное, и противопоставляется тому, что существует для нас, в нас. В докантовской философии понятие В. в с. употребляется довольно редко и в смысле отличном от кантовского. Так, для Тетенса вещь сама по себе имеет, скорее, эмпирический смысл и обозначает тот предмет, который не только «Я», но и каждый иной субъект может иметь в опыте (см.: TetensJ.N. Philosophische Versuche iiber die menschliche Naturundihre Entwickelung. Leipzig, 1777. Bd. 1. S. 190, 540). У Канта встречается как понятие «Ding an sich», так и «Ding an sich selbst», причем первый вариант явно доминирует; в исследовательской литературе господствует интерпретация, согласно которой оба термина являются синонимами. До сих пор дискуссионным является вопрос о переводе данных терминов на русский язык: «В. в с.» или «вещь сама по себе» для всех вариантов, «В. в с.» для первого, а «вещь сама по себе» — для второго и т. д. Кантовское понятие В. в с. не имеет однозначного смысла. В диссертации 1770 («О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира») Кант придерживался тезиса о том, что «чувственно познанное — это представления о вещах, какими они нам являются, а представления рассудочные — как они существуют [на самом деле]» (Кант И. Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 2. С. 285). В этот период познанное при помощи чувственности Кант относит к феноменальному, к миру явлений; вещи же сами по себе оказываются доступными лишь для освобожденного от чувств чистого рассудка. Однако в «Критике чистого разума» позиция Канта существенно изменялась: теперь он исходит из различения предметов опыта явлений, и вещей самих по себе, причем последние оказываются недоступными для познания ни чувствами, ни рассудком с разумом: «Мы можем познавать предмет не как вещь, существующую сама по себе, а лишь постольку, поскольку он объект чувственного созерцания, т.е. как явление» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 22). Кант исходит из предпосылки, согласно которой чувственность, являясь рецептивной способностью, дает нам непосредственный доступ к предметам, однако лишь в отношении материи, ибо форма творится самим познающим субъектом. Благодаря чувственности имеются явления — «неопределенные предметы эмпирического созерцания» (Там же. С. 48). Хотя Кант ни в одном печатном сочинении не утверждал прямо, что нашу чувственность аффицируют именно вещи сами по себе, косвенным образом в пользу данного утверждения свидетельствуют разные основания. Говоря о познаваемых предметах, Кант утверждает: «У нас всегда остается возможность если и не познавать, то, по крайней мере, мыслить эти предметы так же, как вещи сами по себе. Ведь в противном случае мы пришли бы к бессмысленному утверждению, будто явление существует без того, что является» (Там же. С. 22—23); «Правильно считая предметы чувств лишь явлениями, мы ведь тем самым признаем, что в основе их лежит вещь сама по себе, хотя мы не знаем, какова она сама по себе, а знаем только ее явление, т.е. способ, каким это неизвестное нечто воздействует на наши чувства. Таким образом, рассудок, допуская явления, тем самым признает и существование вещей самих по себе» (Кант И. Соч.: В 8 т. Т. 4. С. 74). Данный аспект истолкования вещей самих по себе сразу же вызвал возражения, ибо неявным образом предполагал применение категории причины к внеопытным предметам, что противоречит кантовским установкам. Ярче всего эту критику выразил Ф. Г. Якоби: «Без такой предпосылки [допущения предметов, воздействующих на чувства и вызывающих представления] я не могу войти в систему, а с такой предпосылкой не могу в ней оставаться» (Якоби Ф.Г. О трансцендентальном идеализме // Новые идеи в философии. Сб. 12. Спб., 1914. С. 9). Кант осознавал данную проблему (см.: Кант И. Соч.: В 8 т. Т. 4. С. 74—75, 265); кроме того, не столь однозначной является у него и трактовка причины и каузальности, а также их взаимоотношений. Другим важным аспектом кантовского понимания В. в с. явились его утверждения о ее непознаваемости: «всякое наше созерцание есть только представление о явлении», «вещи, которые мы созерцаем, сами по себе не таковы, как мы их созерцаем», «каковы предметы сами по себе и обособленно от этой восприимчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно» (Кант И. Критика чистого разума. С. 61). Отрицая возможность познания В. в с, всего того, что выходит за пределы опыта, Кант одновременно утверждал, что процесс познания природы, предметов опыта является бесконечным. В этой связи обвинения Канта в строгом агностицизме являются преувеличенными: скорее, он ставит границы наивным и оптимистичным представлениям о полной познаваемости всех возможных предметов. Граница познания, которую Кант проводил между явлениями и вещами самими по себе, имеет для человека принципиальный характер. Если в 1770 г. Кант усматривал в освобожденном от чувственности рассудке способность познавать вещи такими, каковы они суть, то, по меньшей мере, со времени издания «Критики чистого разума» в 1781 Кант утверждал, что для познания вещей самих по себе требовалось бы интеллектуальное созерцание. Все же человеческие созерцания в тот период он считал чувственными, а наличие интеллектуального созерцания у человека им категорически отрицалось. Кантовское понятие В. в с. тесно соотносится с иным понятием — ноуменом. В исследовательской литературе встречаются самые разные интерпретации их соотношения у Канта — от полного тождества до полного несоответствия указанных понятий. Тем не менее сам Кант неоднократно совершенно недвусмысленно отождествлял эти понятия — В. в с. и ноумена (см.: Там же. С. 196; Кант И. Соч.: В 8 т. Т. 4. С. 72, 75 и др.). Кант определял ноумен как рассудочную, интеллигибельную сущность (см.: Там же. С. 74; Кант И. Критика чистого разума. С. 205), выделяя при этом два смысла ноумена — отрицательный и положительный: «Если под ноуменом мы разумеем вещь, поскольку она не есть объект нашего чувственного созерцания, так как мы отвлекаемся от нашего способа созерцания ее, то такой ноумен имеет негативный смысл. Если же под ноуменом мы разумеем объект нечувственного созерцания, то мы допускаем особый способ созерцания, а именно интеллектуальное созерцание, которое, однако, не свойственно нам и даже сама возможность которого не может быть усмотрена нами; такой ноумен имел бы положительный смысл» (Кант И. Соч.: В 8 т. Т. 4. С. 242). Даже если критиковать некий косвенный каузальный вывод от явлений к вещам самим по себе за противоречивость и непоследовательность, подобные вещи сами по себе не являются у Канта ноуменами в положительном смысле, т.е. объектами интеллектуального созерцания: «Понятие ноумена — проблематическое понятие: оно есть представление о вещи, о которой мы не можем сказать ни то, что она возможна, ни то, что она невозможна, так как мы не знаем иного способа созерцания, кроме своего чувственного созерцания, и не знаем иного вида понятий, кроме категорий; между тем ни наши категории, ни наши созерцания не подходят ни к какому внечувственному предмету» (Кант И. Критика чистого разума. С. 211). Отрицая применение ноумена=вещи самой по себе в положительном смысле, Кант считал допустимым использование отрицательного смысла данного понятия: «Понятие ноумена, взятое в чисто проблематическом значении, остается не только допустимым, но и необходимым как понятие, указывающее пределы чувственности. Но в таком случае оно не есть особый умопостигаемый предмет для нашего рассудка» (Там же. С. 194); «Понятие ноумена не есть понятие объекта; оно представляет собой только неизбежно связанный с ограничением нашей чувственности вопрос: не существуют ли предметы, совершенно независимые от наших чувственных созерцаний» (Там же. С. 211). Хотя истоком кантовского учения о В. в с. нередко считают гносеологические основания, убедительнее выглядит интерпретация, согласно которой ядро данного учения находится в сфере моральной философии. То есть Кант пришел к учению о В. в с. и их непознаваемости, отталкиваясь от осознания невозможности познать даже собственную душу и ее мотивы; человек как интеллигибельное существо равным образом оказывался для Канта непознаваемой В. в с, к которой, следовательно, неприложимы условия времени. Именно это представлялось Канту «спасением свободы». Наряду с теоретико-познавательными следствиями кантовского учения о В. в с, проявившимися, в первую очередь, в агностических тенденциях, из него вытекали не менее важные экзистенциальные следствия, выразившиеся в христианском тезисе о невозможности для людей истинно справедливо оценивать человеческие поступки. В послекантовской философии понятие В. в с. было подвергнуто резкой критике по разным основаниям. Но если у непосредственных последователей Канта еще имелись попытки перетолковать В. в с. таким образом, чтобы устранить связанные с ней действительные или мнимые противоречия (Я.С. Бек, С. Маймон и др.), то в дальнейшей философии, особенно в течениях с теоретико-познавательным уклоном (неокантианство и др.), постепенно продолжался процесс элиминации понятия В. в с; в лучшем случае, она трактовалась как некое регулятивное понятие. А.Н. Круглое
Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки