философские термины, обозначающие: первый – вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего сознания, а также – это непознаваемая сущность вещей, объекты трансцендентного (внечувственного) мира – в философии И.Канта; второй – вещи в том отношении, как они раскрываются человеком в процессе познания и тем самым становятся частью сознания и бытия субъекта.
ВЕЩЬ В СЕБЕ И ВЕЩЬ ДЛЯ НАС
“ВЕЩЬ-В-СЕБЕ” и “ВЕЩЬ-ДЛЯ-НАС”
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
«ВЕЩЬ В СЕБЕ» И «ВЕЩЬ ДЛЯ НАС»
основные термины философской системы Канта, по мнению которого любая вещь имеет две стороны - «вещь в себе» и «вещь для нас». Первая означает существование вещи такой, как она есть сама по себе, вне восприятия и познания. Вещь в себе по Канту, — трансцендентная, вневременная и внепространственная сущность, недоступная познанию. Все усилия разума познать Вещь в себе порождают неразрешимые противоречия. В нравственном сознании Вещь в себе выступают как постулаты практического разума — идеи высших «Вещь для нас» - это явление, т.е. знание о вещи, постигаемое в опыте.
Источник: Тематический философский словарь
“ВЕЩЬ В СЕБЕ” И “ВЕЩЬ ДЛЯ НАС”
философские термины, означающие: первый — вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего познания; второй — " вещи как они раскрываются человеком в процессе познания. Эти термины особое значение приобрели в 18 в. в связи с отрицанием возможности познания “вещей в себе”. Высказанное еще Локком, это положение подробно обосновано Кантом, утверждавшим, что мы имеем дело только с явлением, полностью оторванным от “вещи в себе”. У Канта “вещь в себе” означает также сверхприродные, непознаваемые, недоступные опыту сущности: бог, свобода воли и т. д. Диалектический материализм, исходя из принципиальной познаваемости мира, рассматривает познание. как процесс превращения “вещи в себе” в “вещь для нас” на основе практики (Познание, Теория и практика).
Источник: Философский энциклопедический словарь