ВЕРОЯТНОЕ И ДОСТОВЕРНОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

вероятное и достоверное
ВЕРОЯТНОЕ И ДОСТОВЕРНОЕ. — Достоверным называют знание, вера в истинность которого строго обоснована методами, принятыми на данном историческом этапе развития науки; вероятным — знание, истинность которого этими методами лишь подтверждена. И достоверным, и вероятным может быть как абсолютно, так и относительно истинное знание. Шанс того и другого оказаться истинным определяют средствами теории вероятностей. Одно и то же знание может быть сначала вероятным, а потом — достоверным. Это этапы превращения «истины в себе» в «истину для нас». Напр., теорема Л. Эйлера о соотношении вершин В, ребер Р и граней Г многогранника: В + Г — В = 2 — сначала была лишь индуктивно подтверждена, а затем демонстративно доказана для класса «эйлеровых» многогранников. В. и д. знание противопоставляют недостоверному знанию, истинность которого ничем не обоснована. Недостоверным нередко называют и опровергнутое знание.         Вероятное знание называют также правдоподобным. В этом смысле говорят, напр., о правдоподобных рассуждениях в математике. В трехзначных логиках знание, истинность которого доказана, называют просто истинным, знание, ложность которого доказана, — ложным; а знание, по отношению к которому не сделано ни то, ни другое — неопределенным. Такое отождествление истинности с достоверностью, а ложности — с опровергнутостью, удобное для логики, неприемлемо для теории В. и д. знания. Истинным здесь называют знание, соответствующее своему предмету. Вероятное знание отличается от достоверного не степенью соответствия своему предмету и не степенью нашей веры в это соответствие, а степенью обоснованности этой веры. Истинность знания — это основа его достоверности, а достоверность — основа веры в его истинность. Отсюда следует, что грань между вероятным и достоверным относительна. Естественнее делить все наши знания на более и менее достоверные.         Достоверное знание — это архив науки. В качестве ее рабочего инструмента выступает вероятное, т.е. недостаточно обоснованное знание. Поэтому исследование методов его получения является не менее актуальной задачей гносеологии, чем разработка методов демонстративного доказательства. Именно эту задачу Аристотель ставит в «Топике», которую он называл книгой о диалектике. Аристотелевская диалектика — это совокупность методов, позволяющих повысить доверие профессиональных исследователей к вероятному знанию.         Проблема В. и д. знания связана с проблемой всеобщего и необходимого знания. Демонстративно доказанное знание не только достоверно. Кроме того, оно необходимо и всеобще. Аристотель называл его «spiaxsps» — знание о том, «что не может быть иным»; напр., о том, что сумма внутренних углов треугольника равна двум прямым. Мнение, 8о%а — это знание о том, что «может быть иным». Любое ЕрштЕЦЕ рано или поздно либо строго опровергается, либо строго доказывается; но 5о%а нередко навсегда остается лишь вероятным знанием, напр., информация о некоторых исторических событиях.         Г.Д. Левин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ВЕРОЯТНОЕ И ДОСТОВЕРНОЕ
философские категории: достоверное—знание, истинность которого строго установлена; вероятное — знание, истинность которого лишь подтверждена. Вероятное знание называют также правдоподобным; в этом смысле говорят, напр., о правдоподобных рассуждениях в математике. В трехзначных логиках по этому критерию различают не два, а три вида знания: достоверное знание называют истинным, опровергнутое—ложным, а знание, по отношению к которому не сделано ни того, ни другого,—неопределенным.
Истинным называют знание, соответствующее своему предмету, а достоверным—знание, истинность которого удостоверена. Удостоверить знание—значит испытать его всеми доступными на данном историческом этапе критериями истинности. Достоверность знания необходимо отличать не только от его истинности, но и от веры в истинность. Утверждение, что Солнце вращается вокруг Земли, для предшественников Коперника было очевидным, но это не сделало его достоверным. Именно со времен Коперника наука руководствуется принципом «Бойся очевидности!». Итак, истинность знания—основа его достоверности, а достоверность — основа веры в него.
Вероятное и достоверное часто выступают как два этапа в становлении одного и того же знания: сначала истина доказывается приблизительно, а затем—строго. Однако было бы ошибкой утверждать, что достоверное и вероятное знания всегда тождественны по своему внутреннему содержанию и представляют собой лишь две стадии превращения «истины в себе» в «истину для нас». Понять проблему достоверного и вероятного — значит увидеть, что в большинстве случаев это разные виды знания, различающиеся не глубиной проникновения в предмет, а самим предметом. Есть знания, которые достоверны уже в момент своего рождения (напр., «целое больше части») и есть знания, которые так и останутся лишь вероятными, напр., некоторые исторические сведения. Задачу отличить знание, которое может стать достоверным, от знания, способного быть лишь вероятным, ставил еще Аристотель. Первое он называл знанием, второе—лишь мнением. Предмет знания, по Аристотелю,—то, что не может быть иным, напр., сумма внутренних углов треугольника. Такое знание может существовать и в форме гипотезы, и в форме вероятного знания, но рано или поздно становится достоверным. Предмет мнения—то, что может быть иным, скажем, форма данной вещи. Мнение, по Аристотелю, может быть истинным или ложным, но не может быть достоверным. Оно может быть лишь «заслуживающим доверия» («to endexon»). Объективной основой для различения вероятного и достоверного является наличие в любом знании трех составляющих: доказанной, опровергнутой и гипотетической. Достоверное знание в чистом виде—это идеализация. Но в науке имеют дело преимущественно с вероятным знанием. По этой причине предпочитают говорить не о доказательстве, а лишь о подтверждении. Вероятным является большинство наших знаний, и большинство наших практических действий базируется на них. Поэтому исследование законов, по которым формируется, подтверждается и оспаривается вероятное знание,—задача не менее серьезная, чем исследование законов, по которым формируется достоверное знание.
Г. Д. Левин

Источник: Новая философская энциклопедия