ВЕРНОСТЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВЕРНОСТЬ
уверенность в выполнении своих обязанностей, в держании обещаний. Первая и истинная форма верности – верность самому себе, своим задачам, своему долгу; об индивиде, верном самому себе, говорят, что он ««с характером». Верность в отношении другого – это постоянство в привязанности.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ВЕРНОСТЬ
от лат. fides — вера): уверенность в выполнении своих обязанностей, в держании обещаний.Первая и истинная форма верности — верность самому себе, своим задачам, своему долгу: об индивиде, верном самому себе говорят, что он «с характером». Верность в отношении другого — это постоянство в привязанности.

Источник: Философский словарь

ВЕРНОСТЬ
моральное качество, характеризующее нравственную личность и ее линию поведения, означает неизменную приверженность делу об-ва, класса, партии, общественному движению; неукоснительное выполнение данных обязательств; постоянство в отношениях с др. людьми, с к-рыми данная личность связана узами дружбы, любви, брака. В. тесно связана с др. моральными качествами, к-рыми она обусловливается: это глубокая убежденность в правоте избранного дела, принципиальность, требующая от человека последовательности в убеждениях и действиях, стойкость по отношению к трудностям, соблазнам и проискам врагов, самоотверженность. Отсутствие этих качеств нередко приводит человека к нарушению В. , к измене. В. является лишь формальной характеристикой личности и ее действии и сама по себе ничего не говорит об их содержании. Однако именно содержание дела и его общественное значение во мн. обусловливают ту степень В., к-рую обычно проявляют его участники Чем выше цель борьбы, тем крепче моральное единство ее участников. Не удивительно поэтому, что, напр., в годы Великой Отечественной войны советский народ показал беспримерные в истории образцы В. своему Отечеству, проявив ее в массовом героизме и самопожертвовании. В. - одно из непременных условий совместной деятельности людей (Человек и общество. Личность и коллектив) Это качество человечество культивировало на протяжении всей своей истории (Общечеловеческое и классовое в нравственности). Однако частнособственнические отношения часто обусловливают нарушение В., способствуют измене и вероломству. Особое значение имеет В. в революционной деятельности. «Быть солдатом революции, - писал Э. Тельман, - это значит: хранить нерушимую верность делу, такую верность, которая проверяется жизнью и смертью». В. высоким гуманистическим идеалам, интересам трудящихся всего мира (Интернационализм) является одним из важнейших требований коммунистической нравственности. С этим требованием непосредственно связана В. социалистической Родине (Патриотизм) и своему народу. Непреложным требованием, предъявляемым к коммунистам Уставом партии, является В. марксистско-ленинскому учению и сохранение на этой основе единства партийных рядов как внутри каждой братской партии, Так и в международном коммунистическом движении в целом. Коммунистическая нравственность требует от людей строгого выполнения взятых на себя обязательств и в личных взаимоотношениях, и по отношению к об-ву.

Источник: Словарь по этике

Верность
(Faithfulness).
Верность  это преданность Бога по отношению к народу, с крым Он заключил завет. Верность  необходимое условие того, чтобы народ Израиля также был преданным Богу. Это понятие выражают различные формы евр. слова атап, имеющегозначение"твердости", "прочноети" и "непоколебимости".В Септ, это понятие иногда передается с помощью греч. словаalitheia ("истинность"), однако обычно употребляется другое слово, pistos (в НЗ оно встречается 67 раз), производное от pistis  " вера".
Одна из важнейших тем ВЗ это связь между верностью Бога и Его милостью (hesed) по отношению к народу, с крым Он заключил завет. В Библии сказано: "Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его..." (Втор 7:9; ср. Быт 24:27; Исх 34:6). Особенно эта мысль подчеркивается в Пс: "Все пути Господни  милость и истина..." (24:10; ср. 39:1011; 84:11; 113:9; особенно 135). Здесь верность Бога становится основой для призывов к Богу о помощи (Пс 39:12; 53:7; 56:4; 68:14; 85:1516; 142:1112; особенно 88). Именно верность Бога по отношению к народу, с крым Он заключил завет, позволяет пророкам вопреки грозящим бедствиям уверять народ Израиля в нерушимой преданности Бога. Осия для этого искусно пользуется метафорой брачного союза: " И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии, и обручу тебя Мне в верности..." (Ос 2:1920; ср. Ис 49:7; Иер 32:41; Мих 7:20).
Верность необходимое качество народа Божьего. Однако если в ВЗ преданность Бога народу Израиля  это акт милосердия Божьего, то преданность Его народа есть отклик,исполненный сознанием долга. Верность Богу необходима народу не ради сохранения Его расположения и милости,  это единственная возможность отклика, открытая человеку. Поэтому во многих псалмах верность сравнивается с послушанием Божьему закону (Пс 118:30; 110:78). К-ром е того, в псалмах прослеживается связь между верностью и милостью (hesed), однако это характеризует лишь отношения между членами общины завета(ПритчЗ:3; 14:22; 16:6). Т.о., народ Божий обязан проявлять по отношению друг к другу взаимную верность как отражение верности Бога.
Это полностью подтверждается в НЗ. Верность Бога поддерживает христианинавего призвании (1 Кор 1:9), ибо Бог остается верным всем своим обещаниям (Евр 11:11; ср. 10:23). Бог надежно сохраняет Его народ до Второго пришествия Христа (1 Фес 5:23) и наделяет силой, необходимой для того, чтобы выстоять в искушениях (1 Кор 10:13), бороться со злом (2 Фес 3:3) и стойко переносить страдания (1 Пет 4:19). В НЗ непоколебимая верность Бога столь же сильна, как в ВЗ Его любовь и милость к народу Израиля. Она неизменна, невзирая на все заблуждения человеческие: 9  9048 "Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может" (2Тим 2:13). Поскольку Иисус выражает это предвечное отношение Бога, то Откр придает терминуpistos  в отношении к Иисусу  изначальный смысл: Иисус  это свидетель "верный и истинный" (3:14:19:11: pistos kai alethinos).
Верность  это критерий истинной христианской жизни. В НЗ упоминаются имена тех "начальствующих" христиан, крые заслужили звание "верных": Тихик(Еф 6:21; Кол 4:7), Епафрас (Кол 1:7; 4:12), Онисим (Кол 4:9) и Тимофей (1 Кор 4:17). В Евр, на основании излагаемой здесь христологической концепции, Христос назван образцом верности(2:17; 3:2,56;ср. 11), придающим верующему силы и уверенности. Для ап. Павла верность в особенной степени выступает достоянием свидетелей и священнослужителей. Именно так характеризует себя самого ап. Павел (1 Тим 1:12) и на этом основании оправдывает свое пасторское призвание. Он убеждает Тимофея назначать таких учителей, верность крых вне всяких сомнений. Верность Богу и Его народу  это добродетель, края есть "плод Духа" (Гал 5:22), ионадолжнабытьсредоточием подлинной христианской жизни.
В библейской теологии верность  это центральное звено отношений завета между Богом и человеком. Бог ручается в нерушимой верности своим обещаниям, поэтому Он выражает это посредством заветов. Бог ручается в неизменности отношений родства между Ним и Его народом, а мы призваны к тому, чтобы осуществлять в своей жизни принцип верности Ему.
G.M. BuRGE(nep. В.Р.) Библиография: A. D. Verhey, ISBE (rev.), II, 27375; R. Bultmann, Theology of the NT, 1,31424; J.Calvin, Institutes of the Christian Religion 3.2; O.Michel, NIDNTT, I, 593606; A. Weiser and R. Bultmann, TDNT, VI, 174228.
См. также: Бог, учениеоHem; Милосердие.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Верность
Не путать с исключительностью. Верность дружбе отнюдь не предполагает, что у вас всего один друг. Верность своим идеям не значит, что вы должны довольствоваться одной‑единственной. Вопреки привычному употреблению этого слова, верность не сводится к исключительности даже в таких областях жизни, как любовь и половые отношения, и не является обязательной. Ничто не мешает, по крайней мере теоретически, двум любовникам хранить верность друг другу, практикуя обмен половыми партнерами или по взаимному согласию позволяя друг другу приключения «на стороне». И напротив, разве мало таких супругов, которые, никогда не изменяя друг другу в половом отношении, без конца лгут друг другу, презирают, а то и ненавидят друг друга? До их взаимной неверности далеко даже самым раскованным из любовников.
Верность не есть исключительность. Верность это постоянство, честность и благодарность, нацеленные в будущее в не меньшей мере, чем обращенные в прошлое. В основе верности лежит не только память, но и обязательства на будущее. Верность с благодарностью вспоминает о том, что было, исполненная решимости сохранить, защитить и по мере возможного не дать ему прерваться, одним словом, всячески противостоять забвению, измене, непостоянству, легкомыслию и даже скуке. Вот почему на практике верность в любви идет рука об руку с исключительностью половых отношений: одно подразумевает другое. Нужно ли давать себе обещание сохранить верность? Это зависит, как мне представляется, не столько от морали, сколько от личных пристрастий каждого и от условностей. Но даже лишенная исключительности, верность значит очень много. Правда, лично мне кажется, что в этом случае хранить верность гораздо труднее – слишком много опасностей ее подстерегает, слишком уязвимой она становится.
Существует также понятие религиозной верности. Это добродетель верующего, который остается верным своей вере и своей Церкви. Но не стоит думать, что эта добродетель никак не распространяется на атеистов. Я полагаю, что истинно как раз обратное. Если есть вера, она сама подталкивает к верности. Иными словами, верность не может быть самодостаточной, если вера слаба. Но, хотя оба слова имеют один корень, синонимами они не являются. Вера это прежде всего убеждение; верность – воля. Вера основана на благодати или иллюзии, верность требует усилий. Вера связана с надеждой, верность – с обязательством. Разве тот факт, что мы больше не верим в Бога, может служить предлогом к забвению унаследованных из прошлого ценностей? И пусть большинство из них религиозного происхождения, но кто докажет, что эти ценности, чтобы не исчезнуть, нуждаются в Боге? И напротив, все указывает на то, что мы сами нуждаемся в них, ибо только с опорой на них можем продолжать существовать в достойном человека облике. Бог умер? Но разве это предлог, чтобы отворачиваться от его наследства? Существует Бог или не существует, разве от этого меняется ценность таких вещей, как искренность, благородство, справедливость, милосердие, сострадание, любовь? Памятью обладает не только отдельный человек, памятью обладают и цивилизации. И если обратиться к нашей цивилизации, то главный вопрос, на мой взгляд, должен звучать так: что остается от христианского Запада, переставшего быть христианским? Ответов, как мне думается, здесь может быть только два. Либо вы полагаете, что от него не остается ничего, а значит, мы суть мертвая, или умирающая, цивилизация. Нам больше нечего противопоставить ни фанатизму, одолевающему нас извне, ни нигилизму, разъедающему нас изнутри (притом, что нигилизм, бесспорно, самая страшная из опасностей). Значит, мы должны спокойно сидеть и ждать конца, который не за горами… Либо, и это второй из возможных ответов, вы убеждены, что что‑то все‑таки остается. И если это что‑то больше не является общей верой (а вера действительно перестала быть общей: каждый второй француз считает себя атеистом или агностиком; каждый четырнадцатый – мусульманином), оно не может быть ничем иным, кроме всеобщей верности – отказа предавать забвению все, благодаря чему мы появились на земле, изменять всему, что досталось нам от прошлых поколений, спокойно взирать, как оно гибнет у нас на глазах, и гибнуть вместе с ним. Верность – это то, что остается от веры, когда сама вера утрачена; всеобщая приверженность ценностям, которые достались нам от прошлого и которые мы обязаны передать дальше (единственный способ сохранить подлинную верность этим ценностям заключается в том, чтобы обеспечить преемственность, т. е. сделать все зависящее от нас, чтобы они дошли до следующих поколений). Мы не имеем права превращать прошлое в tabula rasa (чистую доску) – это самый прямой путь к тому, чтобы обречь будущее на варварство.
«Если не знаешь, куда идти, вспомни, откуда идешь», – гласит африканская пословица. Собственно, только так и можно узнать, куда мы хотим прийти. К нашей цивилизации это относится так же, как к любой другой, как к совокупности всех цивилизаций, которые и называются цивилизацией вообще. Я имею в виду верность человечности (ибо верность не сводима ни к попустительству, ни к ослеплению) в ее лучших проявлениях, тех самых, что делают человечество человечным, и нас вместе с ним.
«Верность, – писал Ален, – есть главная добродетель духа». Но духа без памяти не бывает, хотя одной памяти для него недостаточно. Надо еще гореть желанием не забывать, не предавать, не отрекаться, не отступаться. Это и есть верность.

Источник: Философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
296.25 кб

Верность и тело

Секацкий Александр Куприянович
Человеческое тело рассматривается как многомерная реальность, где организм, понимаемый физиологически, является лишь одним из измерений этой реальности.
Читать PDF
381.19 кб

«Верность» как объект философского исследования

Голикова Мария Сергеевна
Статья посвящена истории возникновения понятия «верность» в фокусе философии XX века и ее развитию в западной науке.

Найдено книг по теме — 15

Похожие термины: