ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ
разновидность веры, в которой без доказательства и индивидуальной проверки реальности признается сверхъестественное в том или ином его проявлении (Бог, боги, духи, ангелы и т.п.); специфическое состояние религиозного человека, потому и называющего себя верующим. Синоним религии — христианская вера, исламская вера и т.п.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ
азновидность веры, в которой без доказательства и индивидуальной проверки реальности признается сверхъестественное в том или ином его проявлении (Бог, боги, духи, ангелы и т. п.). Синоним религии – христианская вера, исламская вера и т. п. Религиозная вера – специфическое состояние религиозного человека, потому и называющего себя верующим.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ

- вера в существование Высшего личностного начала бытия, связь с которым принципиально важна для жизни человека, когда он осознает себя призванным согласовать свои действия и поступки с невидимым порядком бытия, созданным его Творцом. Эта вера - не только убеждение разума, но и открытость сердца к Богу, она - выражение духовной жажды человека и его любви к Богу, самораскрытие человеческого сердца навстречу Богу, чуткое внимание к Его Слову, ответ на Его призыв. В христианстве - самоотдача Богу, явленному во Христе, Богу, призвавшему принимать как братьев всех, кто возлюбил Христа и Его путь. Вера - ответ человека на обращенное к нему Слово Божие. Вера также - связь со Христом. Вера вторична по отношению к духовному опыту встреч с Богом, а в зрелых формах веры - жизни с Богом и в Боге. Полнота веры достигается в раскрытии сил Духа Божия в жизни верующего.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ВЕРА религиозная
осн. элемент религ. идеологии, выражающий некритич., слепое доверие к учениям религии. В противоположность научному знанию, основанному на критич. изучении своего объекта, В. р. может апеллировать лишь к голословным утверждениям религ. «авторитетов» о будто бы божеств, происхождении тех или иных учений и необходимости веры в них во избежание загробного наказания. Следует отличать понятие В. р. от распростр. понятия веры в смысле доверия людей друг к другу или уверенности человека в истинности тех или иных научных или обществ.-полит. идей. В отличие от подобной веры, В. р., как и любой др. элемент религ. идеологии, обязательно связана с представлением о «реальности» сверхъестеств. мира. В вопросе об отношении В. р. к разуму совр. богословы либо пытаются доказать их примиримость и совместимость, либо отстаивают концепцию двойств. истины, допускающую правомерность двоякого подхода к любому тезису, - с позиций веры и с позиций разума (см. Познания теория). Обе эти установки представляют собой совершенно несостоят. попытки скрыть факт банкротства В. р. во всех ее видах перед лицом гигантских успехов науки и разума.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ
не основанная на логических умозаключениях и данных науки уверенность в реальном существовании сверхъестеств. существ, свойств, отношений. В. р. представляет собой осн. признак религ. сознания, определяет культ религ., переживания и поведение верующих. В теологии В. р. рассматривается либо как неотъемлемое свойство человеч. души, либо как дарованная богом благодать, т. е. в качестве феномена, имеющего трансцендентную природу. На самом же деле способность верить обусловлена соц. природой человека, а превращение этой способности в В. р. вызвано соц. условиями, порождающими потребность масс в религии. В. р., как элемент психики верующих, представляет собой сложное образование, включающее интеллект., эмоц. и волевой моменты. Интеллект, элемент В. р. - это совокупность религ. представлений, образов, имеющихся в сознании верующих. Поскольку эти представления не могут быть научно доказаны и обоснованы и в то же время оцениваются верующими как жизненно важные, то большую роль в В. р. приобретает эмоц. элемент. Теологи, пытаясь возвысить В. р., объявляют ее высш. проявлением человеч. сознания: высш. нравств. ценностью, более высокой, чем разум, формой познания, что противоречит данным науки и практики. Устранение соц. факторов религиозности, усвоение науч. знаний ведет к преодолению В. р.

Источник: Атеистический словарь

Вера религиозная
бездоказательно-слепое (не основанное на разуме, данных науки и практики) признание реального существования сверхъестественных существ, свойств, отношений и событий, совершающихся по воле сверхъестественных сил. В. р. является основным признаком религ. сознания, занимает в нем центральное место и играет определяющую роль по отношению ко всем др. его элементам. Она существует как элемент психики верующего, представляет собой сложное образование, включающее интеллектуальный, эмоциональный и волевой моменты. Объективной основой В. р. являются господствующие над человеком социальные и природные силы. В сознании верующего они приобретают форму сверхъестественных сил и составляют предмет веры.
Религиозные образы (бога, духа и т. д.), с к-рыми связана В. р., являются ложными, их неистинность доказывается развитием практики и познания. Однако В. р. заставляет верующего игнорировать все факты, к-рые противоречат религ. представлениям. Образы, входящие в религ. комплекс, воспринимаются верующим как реально существующие. Он заведомо отбрасывает все, что может поколебать его убежденность, и отдает себя во власть В. р., к-рая является ложным ориентиром в жизни человека. Несмотря на то что В. р. вступает в явное противоречие с практикой, она объявляется в религии высшей, непреходящей ценностью человеческого сознания. Она отвергает разумные доводы и выступает непримиримой противоположностью знанию и науке.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ
Вера, в отличие от знания, есть особое эмоционально-оценочное отношение человека к тем или иным идеям, утверждениям, теориям, идеалам. Вера может быть как нерелигиозной, так и религиозной. В. р. отличается прежде всего своим предметом. Ее предмет - сверхъестеств. существа или силы, т. е. нечто фантастич., реально не существующее. Эта особенность В. р. предопределяет ее воздействие на человека. Он отвлекается от реальности и тратит бесплодно время на молитвы и иные культ, действия. В. р. предполагает не просто наличие в сознании человека образов сверхъестеств. существ (такие образы содержит и искусство), а веру в реальность сверхъестественного. Эта вера всегда вызывает эмоцион. отношение, те или иные религ. чувства (страх перед богом, любовь к нему и т. п.). Религ. человек верит и в то, что сверхъестественное может повлиять на его судьбу и что он в свою очередь может воздействовать на сверхъестественное через культ, действия (жертвоприношения, молитвы и т. п.). На этой основе возникают особые иллюзорно-практич, отношения между верующим и сверхъестеств. предметом его веры. Эти отношения находят свою практическую реализацию в религ. культе. Православие традиционно подчеркивало роль веры как иррационального процесса. Вера, по мнению правосл. богословов, «не доказывает себя, а показывает», она есть «внутренний психологический акт, а не формула». Несмотря на отдельные модернизаторские попытки, православие и сегодня остается на этих позициях,

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

вера религиозная
ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ — личностное самоопределение человека по отношению к имеющемуся у него знанию о мире и месте человека в нем, вытекающее из религиозного мировосприятия. Религиозное самоопределение представляет собой мировоззрение и образ жизни человека, порожденные чувством связанности, зависимости от некоторой возвышенной над ним сущности, чувством почтения и почитания силы, дающей опору и предписывающей нормы поведения по отношению к другим людям и к миру в целом. Различают два подхода, формирующих два образа, или облика, В. р.: подход как бы изнутри, из состояния веры с точки зрения верующего человека, убежденного в существовании и активном воздействии Божества на человека и на все существующее; и подход как бы извне, со стороны внешнего наблюдателя. Это различение всегда присутствует в В. р. при ведущей роли состояния веры. Но при определенных исторических условиях оно может приобрести характер противопоставления друг другу. В рамках каждого из этих подходов сложилось большое число более конкретных концепций природы В. р., которые можно сгруппировать в 4 протоконцепции. В авторитарных концепциях суть В. р. усматривается в прямом усвоении всего того, что утверждается Священным писанием и церковной традицией (если иметь в виду христианство). Во второй протоконцепции В. р. рассматривается как гипотетическое знание, не имеющее и не могущее иметь под собою надежных оснований для того, чтобы превратиться в достоверное знание. В концепциях третьего рода вера истолковывается как особого рода внутреннее душевное или духовное состояние человека (напр., моральное сознание), которое невозможно сделать предметом объективного теоретического рассмотрения. В концепциях четвертого рода В. р. выводится из личного религиозного опыта, который может быть допонен и расширен благодаря совокупному религиозному опыту людей, принадлежащих к одной церковной традиции. Во всех этих концепциях важное место отводится истолкованию познавательного статуса В. р. Наиболее глубоко продуманной данная проблема предстает в концепциях В. р., выводящих ее из особенностей религиозного опыта и возникающего на его основе религиозного познания в сопоставлении с философским и научным познанием. В религиозном познании преобразовательная активность субъекта сопряжена с самораскрывающейся активностью объекта. Методология религиозного познания строится на принципах диалогичности. В сфере религиозного познания не соблюдается классическая трихотомия: объект—субъект—средство познания. Предмет религиозногопознания становится доступен познавательному усилию только в той мере, в какой он входит внутрь человеческого мира. Человек может использовать здесь лишь себя самого в качестве онтологического «инструмента» познания, человек, в принципе, не может быть исключен здесь из акта познания. Из этого следует, что В. р. качественно отличается от философского и научного знания не тем, что она не аргументирована или не уверена в своем предмете, а по способам получения и обоснования своего содержания.         В.И. Кураге

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки