ВЕНЕРА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Венера
Римская богиня, чье имя происходит от корня вен-, который присутствует в глаголе venerari (поклоняться); заимствовала много черт у греческой Афродиты.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

ВЕНЕРА
в мифологии Др. Рима богиня весны и садов, одно из др. италийских божеств. С проникновением на территорию Др. Рима др.-греч. культов В. была отождествлена с Афродиюй и стала почитаться как богиня любви, красоты и брака.

Источник: Атеистический словарь

ВЕНЕРА
(Venus) - первоначально у латинян богиня весны, цветов, винограда. Позже отождествлялась с греч. богиней любви Афродитой. В. почиталась гл. о. как богиня супруж. любви. В апреле женщины устраивали в ее честь свой особый праздник. У христиан В. почиталась как св. Афродита и под прозвищами Марины и Пелагии (морской), Маргариты (жемчужины) и Анфисы (цветочной).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Венера
рим.)  – древнеримская богиня садов, позднее отождествленная с Афродитой, греческой богиней любви, считавшейся матерью Энея, легендарного основателя римского государства. Мать бога любви, маленького Амура. Позднее В. отождествляли с восточными богинями чувственной любви – Исидойн Астартой. Именем В. была названа планета, которая рассматривалась как «милостивое ночное светило».

Источник: Мифологический словарь

ВЕНЕРА
В римской мифологии богиня садов. Имя ее употреблялось как синоним плодов. С распространением предания об Энее Венера была отождествлена с матерью Энея Афродитой, став не только богиней красоты и любви, но и прародительницей потомков Энея и покровительницей римлян. Особую популярность Венера приобрела в I в. до н. э., когда ее покровительством пользовались Сулла, считавший, что Венера приносит ему счастье, Помпей, посвятивший ей храм как Победительнице; и особенно Цезарь, считавший ее прародительницей Юлиев. У античных писателей Венера — прежде всего богиня любовной страсти, мать Амура. С распространением восточных культов Венеру стали отождествлять с Исидой и Астартой. Распространение получил и культ Венеры и Адониса.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

Венера
После Меркурия вторая планета, расположенная ближе всего к Солнцу, самая близкая к Земле и имеющая примерно те же размеры, что и Земля. Поскольку Венера ближе к Солнцу, чем Земля, температура на ней значительно выше. Плотная атмосфера Венеры захватывает солнечную энергию, в результате чего температура на ее поверхности превышает 500°С, т. е. она достаточна для плавления свинца. Теплота, захваченная этой планетой, — это результат парникового эффекта: солнечные лучи проникают через венерианские облака и нагревают поверхность планеты, нагревание дает инфракрасное излучение, но пары воды и углекислый газ (углерода диоксид) атмосферы не пропускают обратно сквозь себя инфракрасные лучи. Атмосферное давление на Венере в 100 раз больше, чем на Земле: эта атмосфера очень едкая и сильно способствует коррозии.
Венера посещалась несколькими космическими аппаратами, запущенными Соединенными Штатами и Советским Союзом. Было установлено, что на Венере преобладают холмистые равнины и имеются материки. Есть и вулканы, возможно, действующие. В самом деле, обнаружение межпланетной станцией «Пионер» большого изменения в содержании диоксида серы в атмосфере выше кровли облаков говорит о том, что Венера испытала в течение 15 последних лет крупные извержения. Космические аппараты, совершившие посадку на Венере, работали там лишь несколько часов, а потом выходили из строя под действием высокой температуры и давления. См. также «Магеллан»; «Викинг».

Источник: Словарь научной грамотности. 1997 г.

ВЕНЕРА
лат. venia — милость богов) — символ любви и красоты. Первоначально в римской мифологии богиня весны и садов. Впоследствии, с распространением преданий об Энее как предке римлян, ее стали отождествлять с греческой богиней любви и красоты, матерью троянца Афродитой. Затем ее идентифицировали с Исидой и Астартой. Решающее значение в распространении культа Венеры сыграл сицилийский храм на горе Эрике (Венера Эрикиния). Покровительством богини пользовались Сулла, полагавший, что она приносит счастье (отсюда прозвище Фелица); Помпей, почитавший ее как Победительницу; Цезарь, считавший ее прародительницей рода Юлиев. Постоянными эпитетами Венеры в Риме являлись «милостивая», «очищающая», «конная», «лысая». Последнее прозвище было дано ей в память о римлянках, отдавших во время войны с галлами свои волосы на изготовление канатов. Астрологическая мистика Венеры определялась особой пропорцией ее вращения, противоположной движению всех остальных планет Солнечной системы. Складывалось впечатление, что Венера — это «планета наоборот». Поэтому зачастую ее называли Люцифером и наделяли демоническими чертами и рассматривали как противовес Солнцу. Иногда под «Венерой» подразумевалась «звезда Полынь», упоминаемая в Апокалипсисе. Венера — это символ внешней, плотской красоты. Поэтому ее именовали «Утренняя звезда» или «Денница». Венера симметрична относительно Солнца своему символическому мужскому партнеру Марсу. Астрологический знак Венеры обозначал женщину и все связанное с феминистским началом. Но эта женщина не мать, а любовница. Она олицетворяет эротическую чувственность. Не случайно половые заболевания получили общее наименование «венерические». Согласно эзотерическому преданию ряда индоевропейских племен, от Венеры ведет происхождение «белая раса». «Дети Венеры» — люцифериты — противопоставлялись остальному человечеству. У германцев она символизировала Фрейю, жену Одина. Для американских индейцев планета являлась символом Кецалькоатля. Сам «пернатый змей» считался духом Венеры. В аккадской мифологии Венера планета мужского рода. У шумеров она являлась космическим олицетворением Иштар: утренняя — как богиня плодородия, вечерняя — бог войны. Алхимический металл Венеры — медь. Музыкальным ее соответствием является нота соль. Животные Венеры — бык, пантера, козел, тюлень; птицы — голубь и воробей; растения — вербена, фиговое дерево; камни — изумруд, гранат, хризолит. Цветовая семантика планеты — голубая. Страны, находящиеся под покровительством Венеры, — Персия, Испания, Индия; города — Вена, Париж, Флоренция. Источ.: Дугин А. Г. Кто же вы, дети Венеры? // Наука и религия. 1996. № 10; Тайны черной и белой магии. Минск, 1998; Папюс. Практическая магия. М., 1998.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Венера
Афродита или Венера (лат. Venus) – одно из 12 божеств греко-римского Олимпа, Афродита у эллинов, богиня любви и красоты, мать Амура (Эроса), царица нимф и граций. По Гомеру Афродита, дочь Зевса и Дионы, обладает поясом, который способен сделать всякую женщину или богиню «прекраснее, чем сама красота». Таким образом, по первоначальному представлению Афродита является олицетворением красоты, высшей чарующей женской силы.
Такова златокудрая с блестящим и влажным взглядом и сладкой (φιλομειδής) улыбкой на устах Афродита в «Илиаде», сопровождаемая Харитами и вызывающая к себе удивление и восторг всего Олимпа. «Илиада» знает еще Афродиту-победительницу (νικηφόρος), воинственную (Αρεια) и царственную (Βασίλεια), которая является покровительницею троянцев. Лишь позже к этим образам начинают примешиваться другие черты: Афродита становится богинею любви, покровительницею браков и в ней олицетворяется женская производительная сила (Α. γεννητείρα, γαμόστολος). рассказы о ее замужестве с безобразным Гефестом (Вулканом) и о любовных похождениях с Ареем (Марсом) являются впервые в Одиссее; они позднейшего происхождения.
Из рассказа Гесиода о рождении Афродиты из морской пены возникает представление о ней как покровительнице мореплавания; отсюда ее эпитеты: θαλασσιά, πελαγία (морская) и Αναδυoμένη (выходящая из морской пены), Ευπλοια, Λιμνησία (дающая благополучное плавание). Под финикийским влиянием Афродита сближается с Астартой и становится богинею страсти и чувственности. В Афинах почиталась Афродита Пандемос (всенародная), которая, как покровительница брака, считалась олицетворением народного союза и единства. Потом она была низведена в Афродиту Гетеру (Εταίρα), а в Коринфе и Ефесе даже имела эпитет πόρνη, т. е. представительница грубой и разнузданной чувственности. Последней противопоставляется Афродита Урания (небесная), которая особенно почиталась в Сикионе и Аргосе и отождествлялась с старшей из трех Парок, богинею судьбы.
Когда культ Афродиты был перенесен в Рим и отождествлен с Венерой – неизвестно; но вероятно, что он перешел туда из Сицилии, где очень рано был воздвигнут храм Афродиты Эрицинской. Древнеримская Venus была богинею садов, весны, произрастания и расцвета; но затем В. в Риме получает все эпитеты Афродиты и соответствующие последним разнородные культы; отсюда Venus genitrix, V. Victrix, vulgivaga, libitina, celestis. Цезарь и Август особенно покровительствовали культу В., как прародительницы (чрез Анхиза и Энея) римского народа и рода Юлиев. В 46 г. до Р. X. Цезарем воздвигнут на новом Форуме великолепный храм. По местностям, где культ Венеры-Афродиты пользовался особенным почетом, она носила название Citherea, Cyprida, Cnida, Pathia, Amathusia, Idalia, Erycine и др. В. посвящены, как символы любви, мирт (отсюда эпитет Myrtia), роза, яблоко, как символы плодородия – мак, голубь, воробей и заяц, как морской богине – дельфин и лебедь.
В древнегреческом искусстве тип изображений Венеры прошел чрез ряд последовательных изменений. Первые пластические олицетворения этой богини, как и самый ее культ, проникли в Грецию с остр. Кипр; но происхождение их надо искать в более отдаленных странах – в Вавилонии, Халдее и Сузиане, где воздавалось поклонение божествам, по значению близким к греческой Афродите, и откуда дошли до нас терракотовые, варварски натуралистические статуэтки богини, виновницы зарождения и размножения всего живущего, изображающие ее в виде нагой, украшенной головным убором, ожерельями и браслетами, женщины, обеими руками жмущей себе груди для того, чтобы полилось из них молоко (напр. одна из статуэток Луврского музея). Через посредство финикиян, этот прототип изваяний Афродиты был занесен из Азии на Кипр, как то доказывается несколькими его воспроизведениями, найденными на сем острове. Прямое азиатское происхождение следует приписать и тем кипрским статуэткам, в которых богиня является в длинной одежде и держит в правой руке яблоко или цветок, а левую руку скрытою под одеждой, у груди. Усвоив себе эти типы, греческое искусство архаического периода долго не расставалось с ними, но потом внесло в них чисто эллинскую строгую грацию. По-видимому, в начальную пору Греция знала только одну «Небесную» Афродиту, Афродиту-Уранию, власть которой распространяется на всю природу и, по выражению Эврипида, низводит на землю любовь и плодородие. В своих изваяниях, она уже перестает быть беззастенчиво нагою, но облечена в хитон и тунику, в одной руке держит у груди яблоко, цветок или голубя, а другою слегка приподнимает подол своей одежды (фрагмент статуи в Лионск. музее).
К прежним представлениям о богине в непродолжительном времени присоединяется понятие об ее чарующей красоте; но даже в V в. греческая пластика остается верна строгому архаическому типу. К сожалению, от этого века не сохранилось мраморных статуй Афродиты, но другие относящиеся к нему памятники представляют ее одетою вполне скромно, в длинное платье и аттический хитон. Такою мы видим ее, напр., в бронзовых статуэтках, из которых многие служила подставками для зеркал (напр. одна из бронз Копенгагенск. муз.), в рисунках на вазах и во фрагменте восточного парфенонского фриза великолепного рельефа, принадлежащего школе Фидия. Такой характер, можно сказать с уверенностью, имели и три статуи Афродиты, исполненные самим великим афинским ваятелем и «Афродита в садах» (ένκήποις) его ученика, Алкамена.
По мере того, как искусство греков становилось менее религиозным, иконографический тип богини утрачивал свою строгость, делался более соблазнительным, более чувственным. Самая личность ее, так сказать, раздвоилась: рядом с прежней Афродитой-Уранией явилась другая, Афродита-Пандемос (всенародная), олицетворявшая собою идею плотской любви и сладострастия. Постепенные видоизменения, испытанные при этом иконографическим типом Венеры, можно проследить по значительному количеству ее статуй, относящихся к разным эпохам: мало-помалу она освобождается от одежды; сначала легкий хитон еще облекает ее тело, обрисовывая его молодые и стройные формы и оставляя открытыми только правое плечо и правую грудь; нередко богиня одною рукою надевает себе на плечо развевающийся сзади плащ, а в другой держит яблоко (одна из статуй музея Кьарамонти, в Ватикане). Это – тип покровительницы преимущественно брачных союзов. Те же черты впоследствии получает у римлян Венера-Родительница (Venus Genetrix), лучшие статуи которой хранятся в галерее виллы Боргезе, в Риме, и в Неаполитанск. музее.
Дальнейший шаг в указанном направлении составляют полуодетые изваяния, образцом которых может служить Венера Милосская, в Луврском музее – великолепная статуя, найденная в 1820 г. на остр. Милос и принадлежащая если не самому Скопасу, то одному из даровитейших его учеников (см. Ваяние табл. 11). В ней верхняя часть обворожительно красивой женщины представляется в полной наготе, а нижняя, начиная с бедер, изящно прикрыта спущенною с туловища драпировкою; отбитыми и теперь утраченными руками богиня, как предполагают археологи, поддерживала на своих коленах щит, в который смотрелась, как в зеркало (см. Ravaisson, «La Venus de Milo», (1871); v. Goeler, «Die Venus von Milo» (1879); a также исследования Гассе (1882) и Киля (1882). Здесь художник, наделив богиню военным атрибутом, очевидно, хотел выразить идею об ее победоносном могуществе – идею о том, что против ее власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, т. е. Победительница). Если судить по значительному числу вариаций этого типа, повторяющегося и в статуях, и в других памятниках, – он был в большом распространении. Из таких вариаций особенно интересна т. наз. Капуанская Венера, статуя Неаполитанского музея, изображающая богиню также обнаженною до бедер и попирающаю шлем левою ногою. В IV стол. великий скульптор новоаттической школы решается на еще более смелое видоизменение типа богини и снимает с нее всяческие покровы. Жители остр. Кос заказали Праксителю изваять для них Афродиту, но вместо одной ее статуи он исполнил две: одну – одетую, другую – совсем нагую; заказчики выбрали первую, как более согласную с религиозным преданием; вторую же приобрели книдяне, поставившие ее в небольшом храме, открытом со всех сторон, для того, чтобы было удобнее любоваться ею. Книдская статуя (см. статью С. Рейнаха «Книдская Венера» в «Вестнике изящ. иск.», 1888 г., стр. 189), красоте которой древние писатели расточают восторженные похвалы, изображала богиню в тот момент, когда, она, скинув с себя последнее покрывало, кладет его на близстоящую вазу и входит в воду для купанья. Ни подлинное произведение Праксителя, ни непосредственные копии с него не уцелели, и мы можем судить об общем виде книдской Афродиты только по ее изображениям на некоторых монетах. Но созданный Праксителем тип как нельзя более соответствовал чувственному вкусу тогдашних греков и следовавших за ними поколений, а потому повторялся, можно сказать, в несчетных вариациях. Наиболее близкими воспроизведениями этого типа могут считаться Beнера палаццо Браски, хранящаяся ныне в Мюнхенской глиптотеке, ватиканская Венера и одна из статуй виллы Лудовизи. В позднейшее время подражатели Праксителя стараются придать этому типу еще более чувственный характер, видоизменяя на разный лад тему Венеры, выходящей из морских волн (В. Анадиомены) или идущей купаться. Из относящихся сюда статуй пользуются известностью в особенности: 1) Венера Медицейская, в музее Уффици, во Флоренции, с фальшивою подписью афинянина Клеомена, но исполненная на самом деле в Риме, в последнем стол. до Р. X.; богине приданы в ней черты весьма молодой, только что расцветшей красавицы, стыдливо прикрывающей одною рукою свою грудь, а другою – лоно. (см. Ваяние табл. III) 2) Венера Капитолийского музея в Риме, похожая по позе и жесту на Медицейскую, но изображающая богиню в виде женщины с вполне развитыми формами. Повторения обеих этих статуй встречаются во многих музеях, между прочим, и в Имп. Эрмитаже, где т. наз. Венера Таврическая составляет дубликат В. Медицейской, а извлеченная недавно из забвения Гатчинская Венера – дубликат Капитолийской. Тот же мотив купанья, но в другой композиции представляют статуи богини, присевшей на землю, из числа которых можно указать, как на лучшие, на Venus accroupie Луврского музея и на Фарнезскую Венеру Неаполитанск. музея. Было бы слишком продолжительно останавливаться на всех тех концепциях, в которых выражался чувственный, лишенный всякой религиозности, взгляд на богиню любви и красоты позднейших греко-римских художников, продолжавших изображать ее в наготе, то снимающею с ноги своей сандалию, то выжимающей воду из мокрой косы (статуя коллекции Торлониа в Риме), то любующийся собою в зеркало, и т. п. К разряду подобных статуй следует причислить Венеру-Калипигу Неаполитанск. музея, хотя и не скинувшую с себя туники, хотя и прелестную по формам, но, по мотиву движения и общему замыслу, впадающую в тривиальность. Замечательно, что античное искусство, под конец своего существования, вернулось в отношении Афродиты к ее первоначальному, архаическому типу, несмотря на утрату веры в нее и, во всяком случае, на коренную перемену, происшедшую в представлении о ней. Выработанный им образ богини перешел и в новое искусство, которое с эпохи Возрождения и до наших дней любило передавать в ее лице идеал женской красоты и грации. В составных композициях и группах античная скульптура и живопись сопровождали Афродиту то Эротом, то Ареем, то Адонисом, то второстепенными божествами, каковы: Пайдиа (веселье), Пейфо (убеждение), Эвномия (гармоничность) и Хариты, или в сюжетах из цикла легенд о Трое выводили вместе с нею на сцену Париса, вручающего ей яблоко Гесперид, и Елену (превосходный рельеф Неаполитанского музея). А. Сомов.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Похожие термины:

  • БЕДА ВЕНЕРАБИЛИС

    Baeda Venerabilis, т.е. Достопочтенный) (род. 674, Англия - ум. 26 мая 735, Джарроу) - англосаксон. летописец, монах, философ. Положил начало англ, философии путем приобщения англосаксов к латиногреч. источникам. Ег