ВЕНЦЛЬ Алоиз
Источник: Философский энциклопедический словарь
(р. 25 янв. 1887) – нем. философ-идеалист, представитель критического реализма. Проф. Мюнхенского ун-та (1933–38 и с 1946). В своем гл. соч. "Философия свободы" ("Philosophie der Freiheit", Bd 1–2, 1947–48) В. развивал идеалистич. идею о специфике свободы, свойственной якобы каждому структурному слою бытия – неорганич. природе, органич. жизни, психич. и духовному слоям. Свобода, проявляющаяся в низших слоях как неопределенность и множество возможностей (В. ссылается при этом на принцип неопределенностей Гейзенберга и на теории виталистов), на высших ступенях выступает уже как "нравственная свобода" человека. Соч.: Wissenschaft und Weltanschauung. Natur und Geist als Probleme der Metaphysik, [2 Aufl.], Hamb., [1949]; Die philosophischen Grundfragen der modernen Naturwissenschaft, Stuttgart, 1954. А. Мысливченко. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Подобно Н. Гартману, он считал, что каждому слою присущи свои специфические категории и законы. Многослойная действительность характеризуется упорядоченностью и целесообразностью. Целесообразность—основной принцип изменений сущего, активности духа и материи (тела—«носители сил»). В работе «Наука и мировоззрение» он писал: «Принцип мира есть осуществление духа. В сущности духа заложено стремление к осуществлению всех возможностей как стремление к осуществлению только имеющего ценность. Носителя этого стремления мы называем Богом...» (Wissenschaft und Weltanschauung. Hamb., 1949, S. 391). Специфика жизни, по Венцлю, заключается в «имматериальных силах». Задача философии по отношению к науке — определить ее границы, показав, что она должна оставить открытыми последние «метафизические вопросы». В соч. «Философия свободы» (Philosophie der Freiheit, Bd. 1—2. Munch.—Pasing, 1947— 48) Венцль развивает идею свободы как свойственную каждому слою бытия. Ссылаясь на принцип неопределенностей В. Гейзенберга и теории виталистов, он считает, что в низших слоях бытия свобода проявляется как неопределенность и .множество возможностей, а на высших ступенях—как нравственная свобода человека.
Соч.; Materie und Leben als Probleme der Naturphilosophie. Munch., 1949; Die philosophischen Grenzfragen der modernen Naturwissenschaft. Stuttg., 1954; Metaphysik als Weg von den Grenzen der Wissenschaft an die Grenzen der Religion, 2 Aufl. Graz, 1956; Der Begriff der Materie und das Problem des Materialismus. Munch., 1958; Zur sowjetischen Kritik des kritischen Realismus. Munch., 1962.
А. Г. Мысливченко
Источник: Новая философская энциклопедия