ВЕНЦЛЬ Алоиз

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВЕНЦЛЬ (Wenzl) Алоиз
род. 25 янв. 1887, Мюнхен - ум. 20 июля 1967, там же) - нем. философ; в 1933-1938, а также с 1946 - профессор в Мюнхене, ученик Э. Бехера. Стремился соединить методы и результаты современной биологии и физики с философией и религией с целью получения общеобязательных положений о действительности и для построения теории свободы. Представитель онтологической теории слоев (см. Учение о слоях) и психологической гипотезы виртуальности. Осн. произв.: "Das Leib-Seele-Problem", 1933; "Philosophie als Weg von den Grenzen der Wissenschaft an die Grenzen der Religion", 1939; "Philosophie der Freiheit", 2 Bde., 1947-1949; "Die geistigen Strцmungen unseres Jahrhunderts", 1948; "Materie und Leben als Probleme der Naturphilosophie", 1949; "Unsterblichkeit", 1951; "Theorie der Begabung", 1934.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВЕНЦЛЬ Алоиз

(р. 25 янв. 1887) – нем. философ-идеалист, представитель критического реализма. Проф. Мюнхенского ун-та (1933–38 и с 1946). В своем гл. соч. "Философия свободы" ("Philosophie der Freiheit", Bd 1–2, 1947–48) В. развивал идеалистич. идею о специфике свободы, свойственной якобы каждому структурному слою бытия – неорганич. природе, органич. жизни, психич. и духовному слоям. Свобода, проявляющаяся в низших слоях как неопределенность и множество возможностей (В. ссылается при этом на принцип неопределенностей Гейзенберга и на теории виталистов), на высших ступенях выступает уже как "нравственная свобода" человека. Соч.: Wissenschaft und Weltanschauung. Natur und Geist als Probleme der Metaphysik, [2 Aufl.], Hamb., [1949]; Die philosophischen Grundfragen der modernen Naturwissenschaft, Stuttgart, 1954. А. Мысливченко. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ВЕНЦЛЬ Алоиз
философ; p. 25.1.1887 (Мюнхен) — ум. 20.7.1967 (там же); в 1933—1938, а также с 1946 — профессор в Мюнхене, ученик Э. Бехера, представитель критического реализма и индуктивной метафизики, стремился соединить результаты современной физики, биологии и психологии с метафизикой, которая обнаруживает в различных слоях действительности онтические общности, прежде всего первоначальную «свободу», которая специфическим образом проявляется во всех слоях. Подчеркивание Венцлем духовной природы человека и ее устремленности к бессмертию характеризует его философию как «путь от границ науки к границам религии». Осн. соч.: Das Leib-Seele-Problem, 1933; Wissenschaft und Weltanschauung, 193 5, 1949; Philosophie als Weg von den Grenzen der Wissenschaft an die Grenzen der Religion, 1939,1956; Philosophie der Freiheit, 2 Bde., 1947—1949; Ontologie der Freiheit, in: ZphF, III, 1948; Materie und Leben als Probleme der Naturphilosophie, 1949; Unsterblichkeit, ihre metaphysische und anthropologische. Bedeutung, 1951; Die philosophische Grenzfragen der modernen Naturwissenschaft, 1954, 1961; Theorie der Begabung, 1934, 1957.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ВЕНЦЛЬ Алоиз
25 января 1887, Мюнхен20 января 1967, там же)—немецкий философ, представитель «критического реализма». Профессор Мюнхенского университета (1933—46; с перерывом). Венцль развивал теорию бытия, структуру которого образуют разиокачественные слои (ступени): неорганическая природа, органическая жизнь, психическое и духовное.
Подобно Н. Гартману, он считал, что каждому слою присущи свои специфические категории и законы. Многослойная действительность характеризуется упорядоченностью и целесообразностью. Целесообразность—основной принцип изменений сущего, активности духа и материи (тела—«носители сил»). В работе «Наука и мировоззрение» он писал: «Принцип мира есть осуществление духа. В сущности духа заложено стремление к осуществлению всех возможностей как стремление к осуществлению только имеющего ценность. Носителя этого стремления мы называем Богом...» (Wissenschaft und Weltanschauung. Hamb., 1949, S. 391). Специфика жизни, по Венцлю, заключается в «имматериальных силах». Задача философии по отношению к науке — определить ее границы, показав, что она должна оставить открытыми последние «метафизические вопросы». В соч. «Философия свободы» (Philosophie der Freiheit, Bd. 1—2. Munch.—Pasing, 1947— 48) Венцль развивает идею свободы как свойственную каждому слою бытия. Ссылаясь на принцип неопределенностей В. Гейзенберга и теории виталистов, он считает, что в низших слоях бытия свобода проявляется как неопределенность и .множество возможностей, а на высших ступенях—как нравственная свобода человека.
Соч.; Materie und Leben als Probleme der Naturphilosophie. Munch., 1949; Die philosophischen Grenzfragen der modernen Naturwissenschaft. Stuttg., 1954; Metaphysik als Weg von den Grenzen der Wissenschaft an die Grenzen der Religion, 2 Aufl. Graz, 1956; Der Begriff der Materie und das Problem des Materialismus. Munch., 1958; Zur sowjetischen Kritik des kritischen Realismus. Munch., 1962.
А. Г. Мысливченко

Источник: Новая философская энциклопедия