1906, Мескирх-1983, Фрейбург в Бр.)— католический философ. Своими учителями считал Фому Аквинского, Гегеля и Хайдегтера. Велте был одним из вдохновителей диалога между католическими теологами и философами. Самые крупные его сочинения: «Философская вера Карла Ясперса и возможность ее интерпретации с позиций томистской философии», «По следам вечного. Философские работы по вопросам религии и философии» и «Понимание блага. Философское исследование некоторых предпосылок понимания христианства». Главная тема работ—легитимность, значение и границы философии для понимания веры,—тема, которую Велте разрабатывал в форме диалога с крупнейшими философами и теологами современности.
Велте определяет философию как понимание бытия, стимулируемое верой и существующее в качестве ее самостоятельной экспликации. Философия обслуживает теологию, находясь в ее пределах, ее функция — рационализация теологии. Но это служение является не навязанным извне, а внутренне свободным. Философия предстает в качестве религиозной философии тогда, когда она осознает, наконец, свою истинную природу и задачи, т. е. когда она приходит к пониманию религии как своего Другого. В таком случае философия приходит к признанию Откровения религии как своей предпосылки и одновременно—предмета «критического вопрошания». Вера не может быть выведена из философии, но философия открывает возможность человеческого понимания «истины веры» с помощью герменевтики.
Осн. соч.: Auf der Spur des Ewigen. Philosophische Abhandlungen uber verschiedene Gegenstande der Religion und der Theologie, 1965; Heilsverstandnis. Philosophische Untersuchung einiger Voraussetzungen zum Verstandnis des Christentums, 1966; Zeit und Geheimnis. Philosophische Abhandlungen zur Sache Gottes in der Zeit der Well. 1975; Religionsphilosophie, 1978.
Лит.: Casper B. (hrsg.). Die Angewiesenheit der Theologie auf das philosophische Fragen, 1982.
В. И. Гарадяса