ВЕЛЛЬГАУЗЕН Юлиус

Найдено 1 определение
ВЕЛЛЬГАУЗЕН Юлиус
(Wellhausen, 1844—1918) - нем. ориенталист и историк Ветхого завета. Будучи профессором богословия в Грейфсвальде, опубликовал в 1878 свой классич. труд «История Израиля» (в последующих изданиях - «Введение в историю Израиля»; русск. пер. - СПб., 1909), ознаменовавший завершение историко-хронологич. схемы происхождения осн. элементов Шестикнижия (см. Ветхий завет). В. исходил из предположения Э. Рейсса и К. Г. Графа о том, что законодат. материал «средних» книг Пятикнижия, прежде всего материал, относящийся к культовому законодательству, имеет значительно позднейшее происхождение, чем остальные элементы Пятикнижия. Текст культового законодательства, содержащийся в кн. Левит и нек-рых местах кн. Числ. вместе с рядом текстов повествоват. содержания из кн. Бытие и Исход В. (вслед за Г. Гупфельдом и К. Д. Ильгеяом) выделил в самостоят. источник и назвал его Жреческим кодексом (Р - Pristercodex). Историко-критич. аргументация В. неопровержимо доказывает, что Жреч. кодекс должен датироваться периодом не ранее вавилонского плена. Обществ, порядки и культовые установления, фигурирующие в допленпых текстах Ветхого завета вплоть до Второзакония, несравненно примитивней, чем отразившиеся в Жреч. кодексе, в них нет даже намека на иерократию (власть священников) и сложное культовое законодательство Жреч. кодекса. В. проследил эволюцию таких элементов культового законодательства, как предписания о месте богослужения, формах жертвоприношения, праздниках, об орг-ции и материальном обеспечении жречества; по всем этим вопросам оказалось, что их решение в Жреч. кодексе представляет собой последнее по времени звено, к-рое можно отнести к послепленному периоду или в самом крайнем случав - к периоду плена. Этот вывод дал ключ к датировке ряда ветхозав. книг, идущих за Шестикнижием. Вся концепция В. нанесла решающий удар по иудейско-христ. учению о моисеевом авторстве Пятикнижия. Выход в свет гл. работы В. вызвал ожесточ. нападки на него со стороны апологетов иудаизма и всех направлений христианства. В 1882 В. подал в отставку с поста профессора богословия, мотивируя тем, что он не теолог, а историк и «при всей своей сдержанности... в состоянии принести больше вреда, чем пользы» делу подготовки протестантских пасторов. В дальнейшем В. занимался преподаванием вост. языков и дал ряд ценных трудов по арабистике. И. А. Крывелев

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.