ВЕЛЛАНСКИЙ ДАНИЛА МИХАЙЛОВИЧ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВЕЛЛАНСКИЙ ДАНИЛА МИХАЙЛОВИЧ

рус. ученый-медик и философ-идеалист, шеллингианец. Учился в Петербургской медико-хирургической академии (1796—1802), где преподавал в 1805— 37, и в Германии (1802—05). В соч. “Пролюзия к медицине...” (1805), “Биологическое исследование природы...” (1812), “Опытная, наблюдательная и умозрительная физика” (1831), “Основное начертание общей и частной физиологии” (1836) и др. В. развил натурфилософию, в к-рой впервые в России начал пропаганду идеалистической диалектики.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВЕЛЛАНСКИЙ Данила Михайлович
род. 1774, Борзна Черниговской губ. - ум. 1847, Москва) - рус. ученый-медик и философ, первый я России проповедник идей натурфилософии Шеллинга, проф. в 1809-1837, лекции которого пользовались огромной популярностью. Сделал попытку самостоятельного приложения идей натурфилософии к разработке физиологии и физики. В предисловии к "Опытной, наблюдательной и умозрительной физике..." (1831) говорит о том, что физиология и физика по существу неразделимы, ибо природа познается в духе, а дух обретается в природе, и первая (физиология) излагает органический мир, рассматривает внутреннее, душу, идеальное существо универсума, а вторая (физика) должна исследовать внешнее его содержание, тело, реальную форму. Свою задачу Велланский понимает как "изложение неорганической Природы, выведенное из таких оснований, которые для поверхностей критики недоступны". Выступал против опытного естествознания (в частности, в физиологии отрицал роль вивисекции), противопоставляя ему умозрительное знание. В противоположность эмпиризму, с его метафизическим расчленением явлений, Велланский развивал идеи о всеобщей связи явлений. Его многочисл. натурфилософские соч. оказали влияние на развитие рус. идеалистической философии. Поскольку совершенное познание требует исследования всех родов предметов, он признает одинаково односторонними и неполными теории материалистов или атомистов, изучающих только вещество, и идеалистов, занимающихся проблемами только идеального представления вещей как возможной формы без действительного содержания. Осн. произв.: "Биологическое исследование природы в творящем и творимом ее количестве, содержащее осн. начертание общей и частной физиологии или физики органического мира", 1836.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВЕЛЛАНСКИЙ Данило Михайлович
11(22) декабря 1774, г. Борзна Черниговской губернии—15(27) марта 1847, Санкт-Петербург]—русский философ, медик, педагог, пропагандист учения Шеллинга в России, в особенности его натурфилософии. С 15 лет, овладев латынью, обучался в Киевской духовной академии, с 1796 — в Петербургской медико-хирургической академии. В 1802 отправляется в Германию, где знакомится с Шеллингом, становится его учеником и последователем. По возвращении в Россию получает степень доктора медицины и хирургии, совмещая работу в медицине (с 1819 руководит кафедрой физиологии и обшей патологии) с философскими изысканиями. С 1837 в отставке вследствие слепоты. Натурфилософская концепция Велланского включает мысль о важной роли в биологических науках интеллектуальной интуиции и принципа подобия, он находил аналогии между физико-химическими и органическими процессами. Мир (природа и человек) трактуется им как произведение абсолютного (идеального) начала и развивается в «динамическом процессе» от простых материальных форм к более сложным. Философия находит основания всеобщего единства природы путем постижения параллелей и подобий, выявляя связи «всего со всемв форме триады и борьбы полярностей. Велланский стремился обосновать фундаментальное значение философии для различных наук, особенно для естествознания. Он оставил значительное творческое наследие натурфилософского и естественно-научного характера, оказал влияние на так называемых любомудров и на общее развитие философии в России. Натурфилософия Велланского критиковалась Э. Ленцем, В. Раевским, М. Максимовичем.
Соч.: Пролюзия к медицине как основательной науке. СПб., 1805; Биологическое исследование Природы в творящем и творимом ее качестве, содержащее основные начертания всеобщей физиологии. СПб., 1812; Обозрение главных содержаний философического естествознания, начертанное из сочинений Окена. СПб.. 1815; Опытная, наблюдательная и умозрительная физика. СПб., 1831; Основное начертание общей и частной физиологии, или физики органического мира. СПб., 1836.
Лит.: Сакулин П. Я Из истории русского идеализма, т. I, ч. I. М., 1913; Каменский 3. А. Русская философия начала 19 века и Шеллинг. М., 1980; Философия Шеллинга в России. СПб., 1998, с. 221-241.
H. A. Куценко

Источник: Новая философская энциклопедия

ВЕЛЛАНСКИЙ (наст. фам. Кавунник) Данило Михайлович
11 (22). 12.1774, г. Борзна Черниговской губ. - 15(27).03.1847) - философ. Обучался сначала в Киевской духовной академии, а с 1796 г. - в Медико-хирургической академии в Петербурге, по окончании к-рой получает звание кандидата медицины и лекаря. В 1802 г. В. отправляется в Германию для усовершенствования в медицинских и естественных науках, где слушает лекции Шеллинга. По возвращении в Россию после защиты докторской диссертации в 1808 г. становится доктором медицины и хирургии. В. является первым значительным рус. натурфилософом. Осн. его внимание занимают различные натурфилософские, а также естественно-научные вопросы, пропаганда идей Шеллинга, к-рый, по его мнению, достиг абсолютного понимания природы, осознав ее абсолютное начало. Это первоначало В. именует и "идеальным духом", и "абсолютной идеей", и "абсолютной сущностью". Объясняя переход этого всеобщего принципа во множественный мир, В. опирается на платоновскую теорию идей. "Общее в природе, - считал он, - существует не только как идея, как таковая, но и как связь вещей, как их закон". Природа для него - это произв. всеобщей абсолютной жизни. Такие категории, как время, пространство, вещество, он рассматривает как явления вечного и беспредельного начала. В конце концов и наш разум - это отражение абсолютного Ума, составляющего сущность всеобщей жизни. Процесс образования мира В. так же, как и Шеллинг, представляет в виде "динамического процесса", т. е. восхождения от более простых материальных форм к более сложным. Гносеология В. в своей основе рационалистична. Критикуя эмпиризм, он видит задачу науки не в опытном постижении отдельных предметов, а в поисках общего единства в природе. Вместе с тем он не отрицал необходимости для философии синтеза умозрения с опытом, считая вместе с тем характерной для нее спекулятивную тенденцию. Философию он определяет как "науку ума", предметом к-рой является "сущность всеобщей жизни". Все др. науки, исследующие лишь "явления всеобщей жизни", должны иметь свои основания в философии. Непосредственное влияние В. на рус. философскую мысль его времени было невелико, но общее его место в рус. историко-философском процессе достаточно заметно. Будучи натурфилософом, он многое сделал для распространения философии Шеллинга (см. Шеллинг в России).

Источник: Русская философия: словарь

ВЕЛЛАНСКИЙ ДАНИЛА МИХАЙЛОВИЧ

Кавунник), Данило Михайлович (11 дек. 1774 – 15 марта 1847) – русский ученый-медик и философ-идеалист. Род. в г. Борзне (Черниговская губ.) в семье ремесленника, учился в Киевской духовной академии (1789), Петербургской медико-хирургич. академии (1796–1802), а также в Германии (1802–05), где слушал лекции Шеллинга и Стеффенса. Состоял адъюнктом (1805), затем проф. (1814–37) Петербургской мед.-хирургич. академии. В своей натурфилософии В. исходил из объективного идеализма, близкого к шеллинговскому ("Опытная, наблюдательная и умозрительная физика", 1831, с. 1, 20 и др.; "Пролюзия к медицине как основательной науке", 1805, с. 76). С этих позиций В. решал проблему пространства и времени, считая их неотрывными от материи ("Биологическое исследование природы...", 1812, с. 6–9). Порожденная абсолютным началом – богом, материя развертывается как природа, неорганич. и органич., приходящая в результате к человеку ("Опытная ... физика", с. 649, 660, 788; "Основное начертание...", 1836, с. 9, 374–75). Исходя из идеалистич. понимания тождества бытия и мышления, В. в полемике с агностицизмом провозглашал познаваемость мира ("Пролюзия...", с. 25, 27, 28, 39–40; "Биологическое исследование...", с. 5, 315; "Предуведомление" к "Обозрению главных содержаний философического естествопознания", 1815, с. 3–6). Признавая необходимость, а вместе с тем и ограниченность эмпиризма ("Биологическое исследование...", с. 87–88, 90, 317; "Пролюзия...", с. 17–19, 33; "Осн. начертание...", с. 149–50, 215, 231–32), В. отдавал предпочтение рациональному познанию. В идеалистич. форме В. высказал диалектич. идеи о всеобщей связи явлений, о развитии в форме триады, о двойственности явлений и борьбе полярностей как источнике развития ("Пролюзия...", с. 14–15, 16; "Опытная... физика", с. 1, 3, 8, 18, 38–39; "Основное начертание...", с. 2–3, 239–240, 248; "Биологическое исследование", с. 5,7, 9, 12, 90, 295). Идеи В. оказали влияние на М. Павлова, т.н. любомудров и др.; его идеализм, натурфило с. взгляды критиковались представителями материализма и опытной науки – Ф. [обским] ("Биологическое исследование природы... Даниила Велланского", СПБ, 1812, "Санкт-Петербургский вестник", 1812, ч. 2, No 4), физиком Э. X. Ленцем, Раевским, Максимовичем и др. Лит.: Змеев Л. Ф., Русские врачи писатели, вып. 1, СПБ, 1886; Веселовский К., Русский философ Д. М. Велланский, "Русская старина", 1901, No 1; Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии, т. 3, М.–Л., 1943; Коштоянц X. С, Очерки по истории физиологии в России, М.–Л., 1946, гл. 3. З. Каменский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.