ВЕЛЛАНСКИЙ ДАНИЛА МИХАЙЛОВИЧ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ВЕЛЛАНСКИЙ ДАНИЛА МИХАЙЛОВИЧ

рус. ученый-медик и философ-идеалист, шеллингианец. Учился в Петербургской медико-хирургической академии (1796—1802), где преподавал в 1805— 37, и в Германии (1802—05). В соч. “Пролюзия к медицине...” (1805), “Биологическое исследование природы...” (1812), “Опытная, наблюдательная и умозрительная физика” (1831), “Основное начертание общей и частной физиологии” (1836) и др. В. развил натурфилософию, в к-рой впервые в России начал пропаганду идеалистической диалектики.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВЕЛЛАНСКИЙ Данила Михайлович
род. 1774, Борзна Черниговской губ. - ум. 1847, Москва) - рус. ученый-медик и философ, первый я России проповедник идей натурфилософии Шеллинга, проф. в 1809-1837, лекции которого пользовались огромной популярностью. Сделал попытку самостоятельного приложения идей натурфилософии к разработке физиологии и физики. В предисловии к "Опытной, наблюдательной и умозрительной физике..." (1831) говорит о том, что физиология и физика по существу неразделимы, ибо природа познается в духе, а дух обретается в природе, и первая (физиология) излагает органический мир, рассматривает внутреннее, душу, идеальное существо универсума, а вторая (физика) должна исследовать внешнее его содержание, тело, реальную форму. Свою задачу Велланский понимает как "изложение неорганической Природы, выведенное из таких оснований, которые для поверхностей критики недоступны". Выступал против опытного естествознания (в частности, в физиологии отрицал роль вивисекции), противопоставляя ему умозрительное знание. В противоположность эмпиризму, с его метафизическим расчленением явлений, Велланский развивал идеи о всеобщей связи явлений. Его многочисл. натурфилософские соч. оказали влияние на развитие рус. идеалистической философии. Поскольку совершенное познание требует исследования всех родов предметов, он признает одинаково односторонними и неполными теории материалистов или атомистов, изучающих только вещество, и идеалистов, занимающихся проблемами только идеального представления вещей как возможной формы без действительного содержания. Осн. произв.: "Биологическое исследование природы в творящем и творимом ее количестве, содержащее осн. начертание общей и частной физиологии или физики органического мира", 1836.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВЕЛЛАНСКИЙ ДАНИЛА МИХАЙЛОВИЧ

Кавунник), Данило Михайлович (11 дек. 1774 – 15 марта 1847) – русский ученый-медик и философ-идеалист. Род. в г. Борзне (Черниговская губ.) в семье ремесленника, учился в Киевской духовной академии (1789), Петербургской медико-хирургич. академии (1796–1802), а также в Германии (1802–05), где слушал лекции Шеллинга и Стеффенса. Состоял адъюнктом (1805), затем проф. (1814–37) Петербургской мед.-хирургич. академии. В своей натурфилософии В. исходил из объективного идеализма, близкого к шеллинговскому ("Опытная, наблюдательная и умозрительная физика", 1831, с. 1, 20 и др.; "Пролюзия к медицине как основательной науке", 1805, с. 76). С этих позиций В. решал проблему пространства и времени, считая их неотрывными от материи ("Биологическое исследование природы...", 1812, с. 6–9). Порожденная абсолютным началом – богом, материя развертывается как природа, неорганич. и органич., приходящая в результате к человеку ("Опытная ... физика", с. 649, 660, 788; "Основное начертание...", 1836, с. 9, 374–75). Исходя из идеалистич. понимания тождества бытия и мышления, В. в полемике с агностицизмом провозглашал познаваемость мира ("Пролюзия...", с. 25, 27, 28, 39–40; "Биологическое исследование...", с. 5, 315; "Предуведомление" к "Обозрению главных содержаний философического естествопознания", 1815, с. 3–6). Признавая необходимость, а вместе с тем и ограниченность эмпиризма ("Биологическое исследование...", с. 87–88, 90, 317; "Пролюзия...", с. 17–19, 33; "Осн. начертание...", с. 149–50, 215, 231–32), В. отдавал предпочтение рациональному познанию. В идеалистич. форме В. высказал диалектич. идеи о всеобщей связи явлений, о развитии в форме триады, о двойственности явлений и борьбе полярностей как источнике развития ("Пролюзия...", с. 14–15, 16; "Опытная... физика", с. 1, 3, 8, 18, 38–39; "Основное начертание...", с. 2–3, 239–240, 248; "Биологическое исследование", с. 5,7, 9, 12, 90, 295). Идеи В. оказали влияние на М. Павлова, т.н. любомудров и др.; его идеализм, натурфило с. взгляды критиковались представителями материализма и опытной науки – Ф. [обским] ("Биологическое исследование природы... Даниила Велланского", СПБ, 1812, "Санкт-Петербургский вестник", 1812, ч. 2, No 4), физиком Э. X. Ленцем, Раевским, Максимовичем и др. Лит.: Змеев Л. Ф., Русские врачи писатели, вып. 1, СПБ, 1886; Веселовский К., Русский философ Д. М. Велланский, "Русская старина", 1901, No 1; Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии, т. 3, М.–Л., 1943; Коштоянц X. С, Очерки по истории физиологии в России, М.–Л., 1946, гл. 3. З. Каменский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.