рус. ученый-медик и философ-идеалист, шеллингианец. Учился в Петербургской медико-хирургической академии (1796—1802), где преподавал в 1805— 37, и в Германии (1802—05). В соч. “Пролюзия к медицине...” (1805), “Биологическое исследование природы...” (1812), “Опытная, наблюдательная и умозрительная физика” (1831), “Основное начертание общей и частной физиологии” (1836) и др. В. развил натурфилософию, в к-рой впервые в России начал пропаганду идеалистической диалектики.
ВЕЛЛАНСКИЙ ДАНИЛА МИХАЙЛОВИЧ
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
Соч.: Пролюзия к медицине как основательной науке. СПб., 1805; Биологическое исследование Природы в творящем и творимом ее качестве, содержащее основные начертания всеобщей физиологии. СПб., 1812; Обозрение главных содержаний философического естествознания, начертанное из сочинений Окена. СПб.. 1815; Опытная, наблюдательная и умозрительная физика. СПб., 1831; Основное начертание общей и частной физиологии, или физики органического мира. СПб., 1836.
Лит.: Сакулин П. Я Из истории русского идеализма, т. I, ч. I. М., 1913; Каменский 3. А. Русская философия начала 19 века и Шеллинг. М., 1980; Философия Шеллинга в России. СПб., 1998, с. 221-241.
H. A. Куценко
Источник: Новая философская энциклопедия
Источник: Русская философия: словарь
Кавунник), Данило Михайлович (11 дек. 1774 – 15 марта 1847) – русский ученый-медик и философ-идеалист. Род. в г. Борзне (Черниговская губ.) в семье ремесленника, учился в Киевской духовной академии (1789), Петербургской медико-хирургич. академии (1796–1802), а также в Германии (1802–05), где слушал лекции Шеллинга и Стеффенса. Состоял адъюнктом (1805), затем проф. (1814–37) Петербургской мед.-хирургич. академии. В своей натурфилософии В. исходил из объективного идеализма, близкого к шеллинговскому ("Опытная, наблюдательная и умозрительная физика", 1831, с. 1, 20 и др.; "Пролюзия к медицине как основательной науке", 1805, с. 76). С этих позиций В. решал проблему пространства и времени, считая их неотрывными от материи ("Биологическое исследование природы...", 1812, с. 6–9). Порожденная абсолютным началом – богом, материя развертывается как природа, неорганич. и органич., приходящая в результате к человеку ("Опытная ... физика", с. 649, 660, 788; "Основное начертание...", 1836, с. 9, 374–75). Исходя из идеалистич. понимания тождества бытия и мышления, В. в полемике с агностицизмом провозглашал познаваемость мира ("Пролюзия...", с. 25, 27, 28, 39–40; "Биологическое исследование...", с. 5, 315; "Предуведомление" к "Обозрению главных содержаний философического естествопознания", 1815, с. 3–6). Признавая необходимость, а вместе с тем и ограниченность эмпиризма ("Биологическое исследование...", с. 87–88, 90, 317; "Пролюзия...", с. 17–19, 33; "Осн. начертание...", с. 149–50, 215, 231–32), В. отдавал предпочтение рациональному познанию. В идеалистич. форме В. высказал диалектич. идеи о всеобщей связи явлений, о развитии в форме триады, о двойственности явлений и борьбе полярностей как источнике развития ("Пролюзия...", с. 14–15, 16; "Опытная... физика", с. 1, 3, 8, 18, 38–39; "Основное начертание...", с. 2–3, 239–240, 248; "Биологическое исследование", с. 5,7, 9, 12, 90, 295). Идеи В. оказали влияние на М. Павлова, т.н. любомудров и др.; его идеализм, натурфило с. взгляды критиковались представителями материализма и опытной науки – Ф. [обским] ("Биологическое исследование природы... Даниила Велланского", СПБ, 1812, "Санкт-Петербургский вестник", 1812, ч. 2, No 4), физиком Э. X. Ленцем, Раевским, Максимовичем и др. Лит.: Змеев Л. Ф., Русские врачи писатели, вып. 1, СПБ, 1886; Веселовский К., Русский философ Д. М. Велланский, "Русская старина", 1901, No 1; Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии, т. 3, М.–Л., 1943; Коштоянц X. С, Очерки по истории физиологии в России, М.–Л., 1946, гл. 3. З. Каменский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.