Величие души. По словам Аристотеля, способность считать себя достойным великих дел и действительно быть этого достойным («Никомахова этика», книга IV, 7–9). Добродетель героев, как смиренность – добродетель святых. Древнегреческая добродетель против добродетели христианской.
Великодушие противостоит одновременно низости (или ничтожности, т. е. неспособности считать себя достойным великих свершений и в действительности таким и быть) и тщеславию (иметь с виду и на языке больше, чем в душе, т. е. верить, что ты способен на нечто такое, чего тебе никогда не добиться). Понятие великодушия довольно точно соответствует введенному Спинозой понятию acquies‑centia in se ipso (внутреннее удовлетворение, трезвомыслящее довольство собой, счастливая любовь к себе): «Созерцая себя самое и свою способность к действию, душа чувствует удовольствие» («Этика», часть III, теорема 53, определение аффектов 25; см. также часть IV, теорема 52, доказательство и схолия). В то же самое время великодушие может и не сопровождаться радостным чувством, как, например, у Атоса, – тогда это уже не мудрость, но все еще добродетель.
ВЕЛИКОДУШИЕ
Великодушие
Источник: Философский словарь.
ВЕЛИКОДУШИЕ
положительное моральное качество; такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при к-рой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает. Моральным сознанием об-ва оцениваются как В. такие напр., случаи проявления гуманности самопожертвование ради интересов др.; отказ от требования наказать совершившего проступок или причинившего ущерб; гуманное отношение к побежденному. В христианской морали В. понимается как всепрощение Людям вменяется «не помнить зла», им причиненного, прощать «ближним» все их прегрешения, «любить врагов своих» (Терпимость). Оборотной стороной этой заповеди является отсутствие требовательности к людям, попустительство злодеяниям. Коммунистическая нравственность вкладывает в понятие В. иной смысл, оценивая им лишь такую гуманность, к-рая направлена на защиту подлинных интересов человека и об-ва. В этом смысле В. предполагает высокую требовательность к людям, подчинено, в конечном счете, задаче построения самого гуманного и справедливого об-ва коммунизма. Примером может служить отношение советского закона к преступнику: его наказание является не просто актом воздаяния, возмездия, а преследует цель создать условия для его исправления, помочь ему осознать свою вину перед об-вом и людьми и в дальнейшем стать полезным и полноправным членом социалистического об-ва.
Источник: Словарь по этике