ВЕЛИКАНЫ, гиганты, исполины
ВЕЛИКАНЫ, гиганты, исполины
гигантские антропоморфные существа, символизирующие гипертрофированные параметры. Они наделялись исполинским ростом и колоссальной силой. Их существование относится к мифическому времени. Часто изображаются в качестве учителей перволюдей (миф о Прометее). Популярностью пользуется мифологема о древней сверхразвитой цивилизации великанов. Но их деградировавшее потомство стало враждебно человечеству. Мифы различных народов содержат представления о борьбе культурных героев с великанами, служившими олицетворением хаоса и хтонических сил. Теогонические мифы сообщали о войне между великанами и богами. Миф о гибели титанов соотносится с идеомой теогонической смены поколений. Это противостояние служило проекцией трансцендентной борьбы сил хаоса и космоса. В ряде мифов прослеживается мотив расчленения великана и сотворения мира из его частей. Великанам ограи приписывалось качество антропофагии. Вариантами темы титаномахии являлось избиение титанов олимпийскими богами и Гераклом в греческой мифологии, борьба Тора и етунов — в скандинавской, богов и асуров — в индийской. Чертами великанов наделяются некоторые злые духи, такие, как, например, менкв — гигантские людоеды и оборотни у обских угров. Модификациями образов великанов выступали циклопы в «Одиссее», уаиги — в осетинском нартском эпосе, дэвы — в грузинской мифологии. В Ветхом Завете качествами великана наделялся Голиаф. К божественным великанам относился Бран Благословенный, отсеченная голова которого приносила благополучие той местности, где она хранилась. Так, пока голова Брана пребывала в Лондоне, Британия могла не опасаться вражеских нашествий. Источ.: Мифологический словарь. М., 1991; Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
ВЕЛИКАНЫ ГИГАНТЫ ИСПОЛИНЫ
группа антропоморфных существ гигантского размера, относящихся к времени мифическому (в эпических традициях — к героическому времени).
Великаны рассматриваются носителями определенной мифологической традиции либо как их предки или предки их богов (титаны, турсы), либо как некий враждебный народ (ётуны, абасы).
Существование Великанов приурочивается к периоду до завершения творения, до установления нынешнего мира и пантеона. В. соотносятся с xuocojh, отсюда их хтонические качества (связь с тартаром титанов и сторуких, с горами — Прометея, Амирани). Победа над Великанами означает победу над хаосом и шаг к установлению кослшеа (ср. мотив расчленения гигантского существа и сотворение мира из его частей, см. Пуруша, Ймир, Паньгу). Мотив гибели В. включает несколько вариантов: Великаны-предки гибнут от руки «своих» богов, В., подобные чудовищам, гибнут от руки культурного героя.
Но важнейшим вариантом является титаномахия (избиение титанов олимпийскими богами в греческой мифологии, борьба Тора и ётунов в скандинавской, богов с асурами в индийской мифологии и т. д.). Мотив гибели В. соотносится с темой поколений. В строгом мифологическом смысле в категорию В. не входят сказочные или эпические В. типа киклопов в «Одиссее», уаигов в осетинском нартском эпосе, дэвов у грузин. Чертами В. наделяются некоторые злые духи (например, менкв — Великаны-людоеды и оборотни у обских угров).
В русском былиняом эпосе, где богатырь не является В. (или выступает как В. рядом с человеком и как обычный человек рядом с В., например «Илья и идолище», ср. Святогор, тему встречи нартов с В.), гибель богатырей воспроизводит сюжет гибели В. в мифах (ср. гибель библейских исполинов, нартов, гибель кауравов в битве с пандавами и др.).
Великаны рассматриваются носителями определенной мифологической традиции либо как их предки или предки их богов (титаны, турсы), либо как некий враждебный народ (ётуны, абасы).
Существование Великанов приурочивается к периоду до завершения творения, до установления нынешнего мира и пантеона. В. соотносятся с xuocojh, отсюда их хтонические качества (связь с тартаром титанов и сторуких, с горами — Прометея, Амирани). Победа над Великанами означает победу над хаосом и шаг к установлению кослшеа (ср. мотив расчленения гигантского существа и сотворение мира из его частей, см. Пуруша, Ймир, Паньгу). Мотив гибели В. включает несколько вариантов: Великаны-предки гибнут от руки «своих» богов, В., подобные чудовищам, гибнут от руки культурного героя.
Но важнейшим вариантом является титаномахия (избиение титанов олимпийскими богами в греческой мифологии, борьба Тора и ётунов в скандинавской, богов с асурами в индийской мифологии и т. д.). Мотив гибели В. соотносится с темой поколений. В строгом мифологическом смысле в категорию В. не входят сказочные или эпические В. типа киклопов в «Одиссее», уаигов в осетинском нартском эпосе, дэвов у грузин. Чертами В. наделяются некоторые злые духи (например, менкв — Великаны-людоеды и оборотни у обских угров).
В русском былиняом эпосе, где богатырь не является В. (или выступает как В. рядом с человеком и как обычный человек рядом с В., например «Илья и идолище», ср. Святогор, тему встречи нартов с В.), гибель богатырей воспроизводит сюжет гибели В. в мифах (ср. гибель библейских исполинов, нартов, гибель кауравов в битве с пандавами и др.).
Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991