ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ

Найдено 1 определение
ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ
Женское творческое начало в природе, анима, Мать-Земля (ср. греческих Гею и Деметру, малоазийскую Кибелу, римскую Рею, египетскую Исиду, Мать-Сыру Землю в русском фольклоре). С архаических времен известны женские статуэтки с подчеркнутыми половыми признаками — эмблемы плодородия. Богиня-мать наряду со своим божественным супругом участвует в творении мира и создании населяющих мироздание существ (греческая Гея рождает титанов и гигантов, а олимпийских богов — ее дочь Рея; обе они суть ипостаси Великой богини). Она покровительствует плодородию почвы, скота и людей, отсюда — оргиастические ритуалы в ее честь; с Великой богиней связан цикл мифов об умирающем и воскресающем боге (Аттис, Осирис, Таммуз), символизирующий сезонное умирание и возрождение природы. Также Великая богиня является покровительницей мистерий, пройдя через которые человек обретает вечную жизнь (Элевсинские мистерии Деметры).
Великая богиня — символ первоначального хаоса (женского начала мира); победа космоса над хаосом зачастую выражается в торжестве мужского божества над Великой богиней (ср., например, победу Мардука над Тиамат в шумеро-аккадской мифологии). Тем не менее Великая богиня, как созидательное начало есть и символ космоса: она покровительствует культуре, городам, тайным знаниям.
Историки христианства полагают, что культ Богородицы в определенной мере связан с образом Великой богини (Исиды как ее ипостаси).
Р. Грейвс, автор книги «Белая Богиня», писал: «Богиня — прекрасная стройная женщина с крючковатым носом, смертельно бледным лицом, алыми губами, поразительной голубизны глазами и длинными светлыми волосами. Она может обернуться свиньей, кобылой, сукой, лисой, ослицей, лаской, змеей, совой, волчицей, тигрицей, русалкой или отвратительной старой каргой. Имен и прозваний у нее — не счесть. В рассказах о привидениях ее называют Белой Дамой, а в древних верованиях от Британских островов до Кавказских гор — Белой Богиней. Я не припомню ни одного настоящего поэта, начиная с Гомера, который независимо ни от кого не оставил бы свое собственное свидетельство о ней. Можно сказать, что показателем поэтического видения является точность, с которой поэт изображает Белую Богиню и остров, где она правит. Вот почему, когда читаешь подлинную поэзию, волосы встают дыбом, на глаза наворачиваются слезы, к горлу подступает комок, по коже бегают мурашки и холодеет спина. Подлинная поэзия — это заклинание Белой Богини, или Музы, матери всего сущего, силы, издревле устрашающей и желанной…»

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
602.43 кб

Культ Великой богини у местного населения Северного Причерноморья

Шауб И.Ю.
На основе большого количества фактов, автор доказывает, что в скифскую эпоху в Северном Причерноморье был широко распространён культ Великой Богини.
Читать PDF
302.85 кб

Трансформация культа Великой богини в поэтической системе Ф. М. Достоевского и М. А. Булгакова

Романычева Елена Васильевна
Статья посвящена анализу основных архетипических мотивов, характерных для художественной системы Ф.М. Достоевского и М.А. Булгакова.
Читать PDF
287.71 кб

Образ Великой Богини-матери в мифах народов Дагестана (ипостаси, аспекты функций, трансформации)

Сефербеков Р.И.
В статье дается описание связанного с культом плодородия многогранного, многоаспектного, полиморфного, синкретического и амбивалентного мифологического образа Великой Богини-матери.
Читать PDF
366.07 кб

К вопросу о мифологизме в литературе и искусстве английского модерна (архетип Великой богини в произ

Бартош Н. Ю.
В статье дается анализ мифологического мироощущения литературы и живописи английского модерна.