(1909, Париж – 1943, Эшфорд, Великобритания) – философ, писательница, публицист. Родилась в богатой еврейской семье. Изучала философию в Высшей нормальной школе. С юных лет под влиянием чтения текстов К. Маркса была вовлечена в политическую деятельность; стала активистом профсоюзного движения, боролась за права женщин, воевала в Испании в отряде анархистов, участвовала в Сопротивлении. Постепенно политический момент в жизни В. уступил место религиозно-философским размышлениям, однако социальный темперамент, острое переживание царящей в обществе несправедливости привели ее к пониманию мышления и веры как некоего единства, обнаруживающего себя в практическом действии. Действие она ставит на место картезианского cogito, пытаясь преодолеть умозрительность рационалистической философии. Постоянно рефлексируемая неразличимость разума и веры, мысли и поступка приводит В. к крайнему этическому ригоризму. Она преподает философию в школе для бедных, трудится чернорабочей на заводе наперекор своему таланту исследователя. Постоянная трудовая повинность, в которую вовлекает себя физически очень слабая В., становится своеобразным опытом религиозной аскезы. Сам труд В. интерпретирует и как превращение человека в вещь, инструмент, средство производства, связывая труд непосредственно с опытом смерти, и как своего рода редукцию абстрактно-умозрительного отношения к миру через боль и страдание. Другой стороной жизненной аскезы В. было ее крайне антиклерикальное христианство, предельным положением которого стало утверждение атеизма как высшей формы веры в Христа. Только таким образом, по мнению В., можно пройти до конца путь унижения и несправедливости, избежав ложных благ, обещаемых церковью, – путь, который оставляет место практическому действию, обусловленному не моралью, а неписаным законом, движимым благодатью. Однако это не мистическая благодать, как порой интерпретируют мысль В., а материальная, скрытая за властными отношениями и зависимыми от них структурами воображения. В любви и благодати В. видит власть, отказывающуюся от господства. Эта власть, которую В. считает божественной, постоянно заставляет нас думать об обязательствах перед другими, постигаемых только в сопричастности униженным и слабым. Обязательства и обязанности не есть для В. этический императив. Она понимает их как неустранимую нужду, забытую современным человеком, подмененную потребностями и воображаемыми правами, которые навязаны людям господствующей экономикой и политикой. До конца жизни В. состояла в переписке с аббатом Перреном и философом Аленом, в свое время сильно на нее повлиявшим. Некоторые ее социально-политические идеи близки положениям X. Арендт, а философские – пониманию этики Э. Левинасом. В. умерла, отказавшись от приема пищи из солидарности с голодающими. Сочинения В. стали публиковаться лишь после ее смерти.
Соч.: Укоренение. Письмо клирику. Киев, 2000; Формы неявной любви к Богу. СПб., 2012; Oeuvres complètes. P., 1988–2006. Лит.: Крогман, А. Симона Вейль, свидетельствующая о себе. Челябинск, 2003; Hourdin, G. Simone Weil. P., 1989; Fiori, G. Simone Weil. Une femme absolue. P., 1993; Simone Weil et les langues. P., 1991; Janicaud, D. Simone Weil: L’attention et l’action. P., 2002; Lussy, F. de., ed. Simone Weil: sagesse et grace violente. Montrouge, 2009; Canciani, D. Simone Weil, le courage de penser. P., 2011; Gutbrod, G., ed. Simone Weil: philosophie, mystique, esthétique: actes du Colloque international du centenaire de Simone Weil, organisé les 21 et 22 janvier 2010, Budapest. P., 2012. O.B. Аронсон