французский философ немецкого происхождения (Пархим, в Германии, 1904 — Ницца, 1977). Профессор в Лилльском университете; автор «Логики философии» (1950), охватывающей взглядом все возможные позиции философов и соответствующие им основные «категории» философии. Последователь Гумбольдта и особенно Кассирера, он завершает свою систему понятием действия как места, где реализуется «тотальность человека». Философ может лишь осмыслить задним числом смысл человеческих действий. «Политическая философия» (1956) и «Моральная философия» (1961) дополняют систему, последним основанием которой могла быть лишь философия (а не логика) смысла. После Гамелена это первая во Франции попытка поднять философию до уровня системы.
ВЕЙЛЬ Эрик
ВЕЙЛЬ Эрик
Источник: Философский словарь
ВЕЙЛЬ Эрик
(1904, Пархим, Германия, – 1977, Ницца) – философ, историк философии. Высшее образование получил в университетах Гамбурга и Берлина. Под руководством Э. Кассирера подготовил и в 1932 защитил диссертацию, посвященную философии П. Помпонацци. В 1933 эмигрировал во Францию. В начале Второй мировой войны был мобилизован, попал в плен, где находился четыре года. После войны работал в Национальном центре научных исследований (1946–1956), в университетах Лилля (1956–1968) и Ниццы (1968–1974). В работах В. отразился интерес ко многим областям философского знания: моральной и политической философии, философии истории и образования, истории философии.
В своих размышлениях он исходил из понимания философии как совокупности связных дискурсов, предназначение которых – выяснить смысл реальности и человеческой жизни и способствовать деятельности в соответствии с этим смыслом. Конкретные дискурсы выражаются в определенных системах категорий, но поскольку всякий отдельный дискурс неполон, а передаваемый им смысл частичен, в каждой системе центр тяжести составляет та или иная категория, хотя в любой концепции наличествуют все категории – иначе невозможна была бы философская коммуникация.
Так, у Гегеля центральная категория – абсолютное; в системе самого В., представленной в работе «Логика философии» (1950), – это истина, за которой следуют категории бессмысленного, истинного-и-ложного, достоверного и т.д., вплоть до завершающей категории действия. Предложенная В. логика развертывания категорий служит обоснованию деятельности как главного способа реализации человеком всех его возможностей. На этих идеях базируется подход В. к решению политических и этических проблем, сформулированный в работах «Политическая философия» (1956) и «Моральная философия» (1961). Любая человеческая деятельность исходит из акта свободного выбора, но этот выбор может быть нацелен как на разум (чему соответствует образ жизни мудреца), так и на насилие, нередко выступающее в современную эпоху под масками разума, справедливости, порядка и т.п. Задача философии – разоблачать насилие, противопоставляя ему рациональное действие, прежде всего в области морали и политики; побеждать зло, существующее в мире, при помощи никогда не завершающейся рефлексии, осмысления реальности в ее новых исторических формах и ситуациях. Историко-философские интересы В. были связаны прежде всего с концепциями Канта и Гегеля. Политическая философия Гегеля освещается им в работе «Гегель и государство» (1950), идеи Канта рассматриваются в «Кантианских проблемах» (1963). В 1970–1971 вышел в свет двухтомник В. «Лекции и статьи», в который включены его работы, ранее опубликованные в журнале «Recherches philosophiques», издававшемся А. Койре, и в журнале «Critique», основанном В. совместно с Ж. Батаем. Как дополнение к этому изданию можно рассматривать опубликованную посмертно книгу «Философия и реальность» (1982).
Соч.: Гегель и государство. СПб., 2009; Logique de la philosophie. P., 1950; Philosophie politique. P., 1956; Philosophie morale. P., 1961; Problèmes kantiens. P., 1963; Essais et conférences. P., 1970–1971; Philosophie et réalité. P., 1982. Л и т. : Bouillard, H. Philosophie et religion dans l’oeuvre d’Eric Weil // Arch. phil. 1977. № 40; Actualité d’Eric Weil: Actes du colloque international (Chantilly, 1982). P., 1984; Kirscher, G. La philosophie d’Eric Weil. P., 1987; Eric Weil, un sonatisme aujourd’hui. P., 1990; Kirscher, G. Violence et modernité. Etudes sur la philosophie d’Eric Weil. Lille, 1991.
В своих размышлениях он исходил из понимания философии как совокупности связных дискурсов, предназначение которых – выяснить смысл реальности и человеческой жизни и способствовать деятельности в соответствии с этим смыслом. Конкретные дискурсы выражаются в определенных системах категорий, но поскольку всякий отдельный дискурс неполон, а передаваемый им смысл частичен, в каждой системе центр тяжести составляет та или иная категория, хотя в любой концепции наличествуют все категории – иначе невозможна была бы философская коммуникация.
Так, у Гегеля центральная категория – абсолютное; в системе самого В., представленной в работе «Логика философии» (1950), – это истина, за которой следуют категории бессмысленного, истинного-и-ложного, достоверного и т.д., вплоть до завершающей категории действия. Предложенная В. логика развертывания категорий служит обоснованию деятельности как главного способа реализации человеком всех его возможностей. На этих идеях базируется подход В. к решению политических и этических проблем, сформулированный в работах «Политическая философия» (1956) и «Моральная философия» (1961). Любая человеческая деятельность исходит из акта свободного выбора, но этот выбор может быть нацелен как на разум (чему соответствует образ жизни мудреца), так и на насилие, нередко выступающее в современную эпоху под масками разума, справедливости, порядка и т.п. Задача философии – разоблачать насилие, противопоставляя ему рациональное действие, прежде всего в области морали и политики; побеждать зло, существующее в мире, при помощи никогда не завершающейся рефлексии, осмысления реальности в ее новых исторических формах и ситуациях. Историко-философские интересы В. были связаны прежде всего с концепциями Канта и Гегеля. Политическая философия Гегеля освещается им в работе «Гегель и государство» (1950), идеи Канта рассматриваются в «Кантианских проблемах» (1963). В 1970–1971 вышел в свет двухтомник В. «Лекции и статьи», в который включены его работы, ранее опубликованные в журнале «Recherches philosophiques», издававшемся А. Койре, и в журнале «Critique», основанном В. совместно с Ж. Батаем. Как дополнение к этому изданию можно рассматривать опубликованную посмертно книгу «Философия и реальность» (1982).
Соч.: Гегель и государство. СПб., 2009; Logique de la philosophie. P., 1950; Philosophie politique. P., 1956; Philosophie morale. P., 1961; Problèmes kantiens. P., 1963; Essais et conférences. P., 1970–1971; Philosophie et réalité. P., 1982. Л и т. : Bouillard, H. Philosophie et religion dans l’oeuvre d’Eric Weil // Arch. phil. 1977. № 40; Actualité d’Eric Weil: Actes du colloque international (Chantilly, 1982). P., 1984; Kirscher, G. La philosophie d’Eric Weil. P., 1987; Eric Weil, un sonatisme aujourd’hui. P., 1990; Kirscher, G. Violence et modernité. Etudes sur la philosophie d’Eric Weil. Lille, 1991.
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.