ВЕЙГЕЛЬ Валентин
ВЕЙГЕЛЬ Валентин
Weigel), (1533 – 10 июня 1588) – нем. философ-пантеист, предшественник Беме. Связав нем. богословие (молодой Лютер, Экхарт, Таулер) с натурфило с. взглядами Парацельса, В. развил учение, по к-рому бог – ничто до сотворения мира. Наряду с естеств. познанием, по В., существует познание бога, осуществляемое человеком, к-рый есть орудие самопознания бога. Условием такого познания является внутр. спокойствие: человек должен дать богу проявиться в нем. Эта идея пассивности импонировала нем. бюргерству; последователи В. образовали религ. секту "вейгелианцев" (G. Stiefel, ум. 1627; E. Neth, ум. 1640, и др.), к-рые призывали к пассивному сопротивлению ортодоксальной религиозности. Соч.: Gesamtausgabe, Hg. v. W. ?. Peuckert [s. 1.], 1957. Лит.: Israel A. M., Valentin Weigels Leben und Schriften, Zschopau, 1888; Meier H., Der mystische Spiritualismus Valentin Weigels, "Beitr. F?rderung christl. Theologie", G?tersloh, 1926, Bd 29, H. 4; Zeller W., Die Schriften Valentin Weigels, В., 1940; Krоdel G., Die Anthropologie Valentin Weigels, [s. 1.], 1948 (Diss.). Г. Бартш. Берлин.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ВЕЙГЕЛЬ Валентин
протестантский теософ; р. 1533 (Наундорф, близ Гроссенхайна, в Саксонии) — ум. 10.6.1588 (Цшопау, Рудные горы, там же), будучи пастором (с 1567); один из крупнейших представителей мистических учений, возникших после эпохи Реформации, опирался на идеи Парацельса. Благодаря его сочинениям Якоб Бёме познакомился с содержанием существовавшей до него мистики. Вейгель рассматривал Бога как непостижимый «объект» для человека, а мир — как постижимый. Добро в человеке — от Бога, а зло — от самого же человека, но по своей природе он всегда остается добр, ибо злой может быть только его воля. Почти все произведения Вейгеля (среди них: Der güldene Griff, 1616, Dialogus de Christianismo, 1610; Vom Orte der Welt, 1613) увидели свет только спустя долгое время после его смерти (начиная с 1609), так как во избежание конфликта с господствующей церковью свое мистико-теософское учение он разрабатывал втайне. Избр. соч. (Ausgewählte Werke), 1978.
Н. Maier. V. W., 1926; W. Zeller. Die Schriften V. W.s, 1940; Lieb. V. W.s Kommentar zur Schöpfungsgesch., 1962; B. Goraix. La mystique de V. W. Lille, 1972; G. Wehr. Alle Weisheit ist von Gott — Gestalten und Wirkungen christlicher Theosophie, 1980.
Н. Maier. V. W., 1926; W. Zeller. Die Schriften V. W.s, 1940; Lieb. V. W.s Kommentar zur Schöpfungsgesch., 1962; B. Goraix. La mystique de V. W. Lille, 1972; G. Wehr. Alle Weisheit ist von Gott — Gestalten und Wirkungen christlicher Theosophie, 1980.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ВЕЙГЕЛЬ Валентин
1533, Наундорф, близ Гроссенхайма, Саксония—Юиюня 1588, Цшоппау, Рудные горы) — немецкий мистик, лютеранский пастор (с 1567). Пытался соединить богословие Лютера, Экхарта и Таулера с пантеизмом Парацельса, согласно которому природа есть живое целое, проникнутое единой мировой душой. Вселенную Вейгель представлял как единство, состоящее из материи и силы; мир и наполняющие его существа обладают материальным и астральным телами. Бог является высшим Единым Совершенным Бытием, источником всего сущего, хотя до сотворения мира он — ничто. Человек—орудие самопознания Бога, условие этого— внутреннее спокойствие: надо дать Богу возможность проявить себя в человеке. В человеке Бог становится познанием, мыслью и волей. Вейгель говорит отрех модусах человеческого познания: чувственном, рациональном и разумном. Модусам «естественного познания» противостоит модус высшего разумного познания (Verstandeserkenntnis), оно-то и есть сверхъестественное, т. е. божественное. Эти представления связаны с учением Парацельса о соответствии между макромиром и микромиром: познать — значит быть познаваемым объектом (подобное познается подобным). Почти все произведения Вейгеля начали издаваться лишь с 1609, т. е. после его смерти, поскольку он стремился избежать открытых столкновений с церковью. Наиболее полное собрание его сочинений хранится в немецких библиотеках (Галле, Берлин), главные работы (в т. ч. труд «Познай самого себя, что человек есть микрокосм», изданный в 1615)—в Британском музее. Вейгель оказал заметное влияние на немецкую мистику, его последователи (E. Stiefel, E. Neth и др.) даже образовали религиозную секту «вейгелеанцев», проповедуя пассивное сопротивление господствующей церкви; труды Вейгеля активно изучал Я. Беме.
Соч.: Gesamtausgabe, hrsg. von W. E. Peuckert, 1957. Лит.: Каире А. Валентин Вейгель.— В сб.: Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века. Долгопрудный, 1994; Israel A. M. Valentin Weigels Leben und Schriften. Zschopau, 1888; Slockum Th. C. van. Valentin Weigel, doper en paracelsist. Amst., 1948; Zeller W. Die Schrillen Valentin Weigels. B.. 1940.
3. Г. Матюшенко, О. В. Суворов
Соч.: Gesamtausgabe, hrsg. von W. E. Peuckert, 1957. Лит.: Каире А. Валентин Вейгель.— В сб.: Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века. Долгопрудный, 1994; Israel A. M. Valentin Weigels Leben und Schriften. Zschopau, 1888; Slockum Th. C. van. Valentin Weigel, doper en paracelsist. Amst., 1948; Zeller W. Die Schrillen Valentin Weigels. B.. 1940.
3. Г. Матюшенко, О. В. Суворов
Источник: Новая философская энциклопедия