Веховство
Веховство
идеология рус. буржуазии, политическое движение к-рой оформлялось в период развитого в стране демократического и пролетарского движения. В силу этого, писал В. И. Ленин, рус. буржуазия быстро выявила свою «имманентную контрреволюционность» (т. 15, с. 13). В 1902 бывшие легальные марксисты Струве, Бердяев, Булгаков вместе с откровенными мистиками издают сб. «Проблемы идеализма», выступив против материализма и материалистически толкуемого позитивизма. Последующее издание сборников и создание религиозно-философских об-в завершается выходом в период столыпинской реакции программного сб. «Вехи» (1909). Эта «энциклопедия либерального ренегатства», отмечал Ленин, охватывает три темы: 1) борьбу с идейными основами всего миросозерцания рус. и международной демократии; 2) отречение от освободительного движения; 3) открытое провозглашение «ливрейных чувств» и соответствующей «ливрейной» политики по отношению к царизму. Материализму и атеизму «Вехи» пытались противопоставить рус. религиозно-философскую традицию, представленную Юркевичем, Соловьевым, Достоевским. Лозунгу классовой борьбы они противопоставили принцип защиты личности на путях «внутреннего», «духовного» освобождения. Они благословляли царскую власть за то, что она «одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной» («Вехи», с. 89). 1-ю мировую войну веховцы встретили в лагере оголтелых шовинистов, Октябрьскую революцию — в лагере монархической контрреволюции. В эмиграции бывшие веховцы выступали против начавшегося отхода части эмигрантской интеллигенции (т. наз. сменовеховцев) от контрреволюции. В своем развитии В. выявило ряд черт, типичных для совр. буржуазной философии: попытки использовать-утонченные формы религии для борьбы с марксизмом, защиту крайнего индивидуализма в этике, антиинтеллектуализма и субъективизма в философии, связь с реакционной политикой.
Источник: Философский словарь. 1963