Вечность
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Источник: Тематический философский словарь
Источник: Философский словарь. 1963
Источник: Религиозные термины
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Философский словарь
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
М. Wundt. Е. und Endlichkeit, 1937; L. Lavelle. Du temps et de l’éternité. Paris, 1945; H. G. Redmann. Gott und die Welt. Die Schöpfungstheologie der vorkrit. Periode Kants, 1962; E. Behler. Die E. der Welt. Problemgesch. Unters, zu den Kontroversen um Weltanfang u. Weltunendlichkeit in der arabischen u. jüd. Philos. des MA.s, 1965; W. Seidel. Der E.sglaube der Menschen und Völker während aller Jahrtausende, 1985; R. C. Dales. Médiéval Discussions of the Eternity of the World. Leiden, 1990.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
- в метафизике томизма: надвременность Первосущества, полнота бытия и совершенство Бога, Его пребывание вне потока изменений и событий во времени в вечно длящемся настоящем, полная сосредоточенность в нем. Вечность Бога являет себя "не в Его чистом отрицании времени, а в Его господстве над временем" (К.Ранер и Г.Форгриммлер). Тварное бытие погружено в поток времени, но именно в нем человеку открывается вечность Бога. Бог - Творец в вечности, и Его отношение с тварью тоже уходит корнями в вечность. Лишен смысла вопрос, что делал Бог до того, как Он создал мир, потому что Бог - над всеми "прежде" и всеми "после", Он "всегда Творец", несмотря на то, что тварь осознает себя ограниченной временем. Ориген (III в.), признавая Бога Творцом в вечности, утверждал, что тварный мир создан дважды - сначала в вечности, а потом во времени. Это нормально для христианского платонизма, но неприемлемо с точки зрения томистской Простоты Бога: тварное бытие, фрагментированное, несовершенное и сложное, имеет возможность восходить к вечности изнутри потока времени и обрести дар вечной жизни.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Источник: Философские категории авторский словарь
- это слово употребляется в двух совершенно различных смыслах. 1) Оно означает свойство и состояние существа, безусловно не подлежащего времени, то есть не имеющего ни начала, ни продолжения, ни конца во времени, но содержащего за раз, в одном нераздельном акте, всю полноту своего бытия; такова В. существа абсолютного. 2) Под В. разумеется также бесконечное продолжение или повторение данного бытия во времени; такова принимаемая во многих философских системах В. мира, которая иногда, (например, у стоиков) представляется как простое повторение в бесчисленных циклах одного и того же космогонического и исторического содержания. В порядке развития человеческой мысли ни то, ни другое понятие В. не может быть признано первоначальным. Оба они последовательно выводились из наблюдения над долговечностью различных существ и предметов. Если эта долговечность неодинакова, если некоторые вещи продолжают существовать, когда другие исчезают, то мысль, хотя бы и младенческая, должна прийти к представлению предметов, которые продолжают существовать всегда; эта мысль подтверждалась тем фактом, что никто из смертных никогда не видал исчезновения таких предметов, как земля, небо, океан. С другой стороны, недолговечность большинства прочих вещей, непременно исчезающих во времени, заставляла представлять это последнее как силу сокращающую и разрушающую, как какое-то чудовище, пожирающее всякую жизнь, соответственно чему большая долговечность некоторых предметов представлялась как их успешное сопротивление этой силе, а, следовательно, те предметы, долговечности которых не полагалось конца, должны были представляться как окончательно победившие силу времени, как недоступные и не подлежащие ее действию. Отсюда прямой переход к метафизическому понятию о Вечности, как о признаках трансцендентного бытия, безусловно сверхвременного. Это понятие естественно выработалось позднее другого. Мы встречаем его впервые (помимо Откровения о Вечном Боге у евреев) в индийской теософии, именно в некоторых из Упанишад; разработанное в греческой философии (особенно у неоплатоников), оно сделалось любимой темой для размышления как восточных, так и западных мистиков и теософов. Вопрос о В., во втором смысле, то есть как о бесконечном продолжении временного бытия, см. Мировой процесс.
Вл. С.
Источник: Философский словарь Владимира Соловьева
Противостоящие материализму теология и объективный идеализм трактуют В. как атрибут бога или абс. духа. Как бесконечное и абсолютно совершенное существо бог пребывает не во времени, а в В. Если во времени все возникает и исчезает, то в В., присущей богу, актуально имеется абс. совершенство и постоянство.
Подобные воззрения, основывающийся на недоказуемых постулатах и иррациональной вере, опровергаются всем историч. развитием науки и практики, безусловно доказывающим материальное единство мира, абсолютность и субстанциальность материи, В. ее существования во времени.
В. как бесконечность времени существования материи имеет количеств. и качеств. аспекты. В количеств. отношении В. включает в себя актуальную бесконечность последовательно сменяющих друг друга временных интервалов бытия материальных систем (столетий, тысячелетий и т. д.). В качеств. отношении В. включает в себя бесконечную последовательность качеств. изменений материи, смену ее состояний, форм и законов движения, неограниченное многообразие пространственно-временных структур в различных материальных системах.
Принципиально невозможны к.-л. конечные состояния всего мира типа «тепловой смерти Вселенной» или сжатия всего вещества мира до бесконечно большой плотности с остановившимся (для потенциального внеш. наблюдателя) временем, равно как и обратное течение времени. Во всех изменениях в мире время может меняться только от прошлого к будущему, что обусловлено асимметрией причинно-следств. отношений и необратимостью процессов развития в материальных системах. Релятивистское замедление времени в сверхплотных массивных системах типа «черных дыр», по-видимому, касается не всех материальных процессов. Через гравитационные взаимодействия внутр. время такой системы находится в определ. соответствии с внеш. временем окружающих материальных систем. Невозможно также и замкнутое течение времени по кругу, допускаемое в космологической модели «пульсирующей Вселенной». Все круговороты в мире относительны и включают в себя лишь частичное повторение пройденных состояний: их бесконечная последовательность в постоянном саморазвитии материи выражает В. ее существования во времени. О В. в др.-греч. философии см. Эон. См. также статьи Время, Космология.
Источник: Советский философский словарь
У Платона можно отыскать оба представления о вечности. В «Государстве» (608 c-d, ср. 498 d) вечность упоминается как нескончаемый век, в сравнении с которым длительность человеческой жизни ничтожна. Однако в «Лшее», повестуя о создании мира творцом-демиургом, Платон понимает вечность уже по-иному. Во-первых, она характеризует умопостигаемую природу как совокупность идеальных первообразов вещей-эйдосов, называемую Платоном вечным живым существом, на которую взирает или которую мыслит ум-демиург при творении мира; вечность т. о., характеризует неизменное, сущее и благое внемирное начало мира и постигается только мышлением, т. е. присуща бытию, сама же есть парадигма (образец) для времени. Во-вторых, вечность пребывает в Едином и есть нечто единое и неделимое, неисчерпаемое и не измеримое никаким конечным числом. В-третьих, вечность цельна, в-четвертых, относится всецело к настоящему и, наконец, впягых, пребывает вне становления, движения и изменения, всегда и неизменно лишь «есть».
Аристотель дает исключительный по своей тонкости анализ понятия времени («Физика» IV 10—14, 217b 30 ел.), обходя, однако, молчанием вопрос о вечности. Он говорит о небесных неизменных вещах как обладающих счастливой и самодовлеющей жизнью и пребывающих в вечности, под каковой он разумеет нескончаемый век («О небе» 279а 18— 28), на что, по его мнению, указывает сама этимология термина (1
Источник: Новая философская энциклопедия
Впрочем, вечность, во всяком случае в понимании большинства философов, имеет совсем другой смысл. Это не бесконечное время (ибо в этом случае оно состояло бы лишь из прошлого и будущего, которых нет) и не отсутствие времени (ибо тогда это было бы ничто). Это настоящее, которое всегда остается настоящим; «вечное сегодня», как назвал его бл. Августин, т. е. настоящее как оно есть. Кто из нас хотя бы раз в жизни жил во вчерашнем дне? Или в завтрашнем? Кто из нас когда‑нибудь наблюдал прекращение или исчезновение настоящего? У нас всегда сегодня; всегда сейчас, значит, всегда вечность, и в этом смысле она действительно вечна.
Не следует путать вечность с неподвижностью. Утверждение, что все меняется, принадлежит к числу вечных истин. Но все меняется только в настоящем, и оно‑то и есть подлинная вечность. Говорят, что нельзя войти дважды в одну реку. Пусть так. Но войти в бывшую или будущую реку тем более нельзя. Так что все, что у нас есть, это настоящее; вечно лишь то, что имеется здесь и сейчас. И Парменид с Гераклитом (44) все так же ведут между собой сражение.
Осмыслить вечность возможно двумя способами, которые ради удобства представим в виде двух атрибутов, предложенных Спинозой, – протяженности и мышления. Если смотреть с позиции протяженности, то вечность составляет единое целое со становлением; это вечно настоящее реальной действительности (быть значит быть сейчас). С точки зрения мышления вечность составляет единое целое с истиной; это вечно настоящее подлинного (истина не бывает прошлой или будущей; то, что было истинно вчера, остается таковым и сегодня; то, что будет истинно завтра, и сегодня истинно). В этой точке начинается расхождение реальности и истины для мысли: то, что было реальным, больше таковым не является, но то, что было истинным, остается истинным. Например, вчера я гулял. Эта прогулка больше не принадлежит реальной действительности, но она как была, так и остается истинной. Или, скажем, завтра я тоже пойду гулять (если пойду). Прогулка еще не реальна, но уже истинна. Следует, впрочем, избегать стремления к абсолютизации этого различия. Да, реальное и истинное совпадают лишь в настоящем. Но из этого следует, что для данной реальности они с необходимостью совпадают всегда. И обе эти вечности составляют одну (соединяются в настоящем, которое служит точкой соприкосновения реального и истинного). Вот почему я совершенно свободен в том, идти мне сегодня гулять или нет: я пойду гулять в настоящем не потому, что моя прогулка истинна во всякой вечности; она истинна во всякой вечности потому, что я совершаю ее в настоящем (если совершаю). Тон задает реальность, настоящее, ведь ничего другого не существует, и поэтому оба атрибута в настоящем соединяются в единое целое. Атрибуты множественны, как сказал бы Спиноза, но субстанция и природа едины. Вечность это вовсе не иной мир; это истина данного мира.
Источник: Философский словарь.
Греческая философия противопоставляла вечность божества призрачности и ничтожности всего временного. Эти умозрительные построения противоречат библейской вере с ее акцентом на искупительном откровении во времени и пространстве. Уже Парменид сформулировал этот ложный взгляд реально лишь неизменное и постоянное, все остальное призрачно. Платон и Аристотель избрали другой философский метод, но пришли к тем же выводам подлинное бытие присуще лишь вечному,а не временному.
Библейская теология отстаивала неповторимость вечного бытия Божьего, не перечеркивая значения и тварного мира, существующего во времени и пространстве, и подчеркивала его исключительную важность. Учения о сотворении мира, сохранении,провидении,воплощении и искуплении отводят решающую роль мировому времени и истории.
Начиная с Гегеля, современная философия считает, что время (и вселенная) неотъемлемые свойства Абсолюта. Согласно имманентистским теориям, вся реальность существует во времени и представляет собой Абсолют в процессе логической эволюции. Т.о., идея бессмысленного временного миропорядка опровергнута так же, как идея самодостаточного Бога. Гегель, с одной стороны, считал, что Абсолют обладает вневременным, внутренним единством, а с другой стороны разделяется во времени на природу и дух. Эта неопределенность породила два направления в философии. Ф. Брэдли полагал, что в опыте Абсолюта отсутствуют временные различия, но большинство ученых после Гегеля отвергли представления о вневременности Божества. Дж. Ройс предложил нечто среднее между этими двумя теориями. Не отрицая, что всякий опыт происходит во времени, он утверждал, что Абсолют знает все события единовременно, в едином акте сознания, в отличие от человека с его ограниченным сознанием, к-рое познает мир постепенно. Но Ройс преодолел дуализм вечности и времени лишь на словах, поскольку, по его теории, для Абсолюта нет времени в том смысле, в к-ром оно есть для его частей, а события, известные конечным существам, не имеют абсолютного значения. Э. Ш. Брайтмен настойчиво доказывал, что его конечный Бог существует во времени. По мере того как натурализм все больше и больше вытеснял идеализм и постепенно становился влиятельной философией, его представители утверждали высшее значение времени.
В своей полемике с современными представлениями о том, что Бог существует во времени, неоортодоксальная теология делает акцент на "бесконечном качественном различии" между вечностью и временем. Она подчеркивает не только онтологическую и нравственную трансцендентность Бога греховному человеку, но и доказывает Его трансцендентность в эпистемологическом плане. При этом, изображая образ Божий, она умаляет роль познания и важность логики в восприятии человеком откровения. Искупительное откровение она склонна рассматривать не столько как исторический феномен, сколько как внеисторическую встречу человека с Богом. В своих поздних сочинениях Барт и Бруннер высказывали более умеренные взгляды, и, хотя теперь они подчеркивали реальность сотворенного времени и решающую роль воплощения и искупления, они избегали прямого отождествления истории с откровением в к.л. мгновение.
Чтобы преодолеть пропасть между временем и Богом, некрые современные теологи не рассматривают вечность как отсутствие времени или "безвременность". Они не отождествляют, как это делает Гегель, временной порядок с непосредственным самопроявлением Божества, но считают, что время присуще самой природе Божьей, вместо того чтобы акцентировать внимание на его зависимости от Творца. О. Куллманн отбрасывает саму идею отсутствия времени, ссылаясь на вечность. Он утверждает, что вечность это просто бесконечно растянутое время,время же ограничено сотворением мира в начале и эсхатологическими событиями в конце.
Т.о., и философия, и теология сходятся в том, что они отказываются от безвременной вечности, при этом философские аргументы явно умозрительные, тогда как Куллманн приводит доводы, вытекающие для него из библейской экзегезы. Анализируя н.з. слово "эон", к-рое означает период времени определенной и неопределенной протяженности, и употребление этого термина для обозначения вечности, Куллманн предполагает, что вечность это не отсутствие времени, но скорее бесконечное время. Поскольку для обозначения века нынешнего и будущего в Библии употребляется одно и то же слово, временный и вечный мир, как утверждается, качественно неотличимы. Более того, эсхатологическая драма нуждается в идее движения времени. Поэтому качественное разделение на вечность и время признано древнегреческим, а не библейским, и отброшено. Куллманн утверждает, что категория времени присуща не только сотворенному миру. Он разделяет время на три эры время до сотворения мира, время от сотворения мира до "конца света" и постэсхатологическое время. Первая эра не имеет начала, последняя не будет иметь конца.
Трудно возражать против стремления Куллманна сохранить абсолютное значение искупительной истории и утвердить смысл Христова пришествия как центрального события истории, без крого невозможно понять природу времени и вечности. Обнаружив влияние докетизма и эллинистической философии в теологии Кьеркегора, Барта, Бруннера и Бультмана, Куллманн достиг своей цели, воспользовавшись их избыточными формулировками божественной трансцендентности. Но, отстаивая реальность и значение исторического откровения и искупления, не обязательно было отрекаться от неповторимой вечности или вневременности Бога. Ограничение вечности рамками времени порождает новые теологические проблемы.
Действительно, многие библейские выражения лишь возносят Бога над временем (Ин 17:24; Еф 1:4; 2Тим 1:9). Обращение к Исх 3:14: "ЯесмьСущий" в то же время ничего не дает, поскольку порабощенный народ Израилев мог черпать утешение лишь в своей вере в то, что Бог искупительно вмешивается в историю падшего мира как Искупитель, но не в вере в то, что Он безвременно вечен.
Тем не менее существуют веские аргументы, подтверждающие вневременную природу Бога. В Библии слово " эон " постоянно употребляется в значении пространственного мира (космоса). Из этого можно вывести, что время неотделимо от пространства; поэтому представление о том, что Бог существует не только во времени, но и в пространстве, предположение, вызывающее возражение у представителей библейского теизма, повидимому, имплицитно присутствует при одностороннем понимании слова "зон". Это обстоятельство подтверждает убеждение, что время и пространство суть свойства сотворенного мира, но не божественной сущности, а вечность атрибут одного Бога. К-ром е того, в Библии контраст между божественной вечностью и временем зачастую выходит за рамки количественной разницы и становится качественным. Категории времени неприменимы к Господу (Пс 89:3), и слово olam приобретает теологическое значение. Это значение особенно ярко проявляется в позднейшем использовании слова olam во мн. ч. для обозначения вечности Божьей (в древнееврейском языке нет другого способа выразить это качественное различие).
"Множественное число не может 03начать буквальное сложение нескольких неопределенных, неограниченных отрезков времени; оно может олицетворять поэтическое ударение, в котором количество это символ качественной разницы" (RTWB). Перевод слова olam в НЗ ???? и aionios весьма поучителен. В знакомых словосочетаниях "вечная жизнь" и "вечная смерть" качество важнее количества. Первое из них означает жизнь, достойную вечности, в крой верующий уже участвует через возрождение (Ин 5:24), хотя это выражение, конечно же, не подразумевает "безвременности". "Вечная смерть" означает смерть духовную, края может превратиться при физической смерти в необратимое состояние, если человек не уверовал и не раскаялся. И наконец, атрибут вечности неотделим от остальных атрибутов Божьих. В Библии всеведение Божье дополняет Его существование в сверхвременной вечности. Если знание Божье выводится из последовательности идей в высшем разуме, то Бог не может быть всеведущим. Всеведение Божье предполагает, что Бог знает все вещи в их единстве, независимо от временной последовательности идей.
С. F.H.Henry (пер. А. К.) Библиография: О. Cullmann, Christ and Time: С. F.?. Henry, Notes on the Doctrine of God; J. Marsh, "Time", in RTWB.
См. также: Бога, атрибуты; Бог, учениеоНем; Время; Век;Этотвек, Век грядущии.
Источник: Теологический энциклопедический словарь