Вечная жизнь

Найдено 1 определение
Вечная жизнь
(Eternal Life). Во всей полноте это понятие раскрывается в НЗ, хотя предвосхищение вечной жизни есть ужевВЗ. Выражение "вечная жизнь", или "непреходящая жизнь", представляет собой дословный перевод с др.  греч. языка (где  "жизнь", aidnion  "вечный"). Это выражение часто встречается в НЗ, особенно в Ин и в 1 Ин. Словоzoe встречается в НЗ 134 раза, и всякий раз оно переводится как "жизнь". Глагольная форма встречается 143 раза и имеет сходное значение. Слово aidnion встречается 78 раз и обычно переводитсякак "вечный".
Оба элемента этого выражения  "вечный" и "жизнь"  с трудом поддаются однозначному определению. Слово zoe, к-рое часто встречается в тексте Св. Писания, имеет много оттенков значений, причем иногда оно почти не отличается по смыслу от слова bios, к-рое встречается в НЗ одиннадцать раз и применяется только для обозначения земной жизни. Zoe имеет следующие значения: (1)жизненный принцип, или то, что делает человека живым в физическом смысле (Ин 10:11,15,17; 13:37); (2) время жизни, или продолжительность человеческого существования; здесь оно близко по значению к слову bios (Евр 7:3; Иак 4:14); (3)совокупность всех проявлений человеческой активности, крые охватываются понятием жизни (1 Кор 6:34; 1 Тим 2:2; 4:8); (4)счастье, или состояние, в к-ром жизнь приносит радость (1 Фес. 3:8,  глагольная форма; ср. Ин. 10:10); (5) физический и духовный способ существования, крым Бог наделил все живое (Деян 17:25); (6) духовная или вечная жизнь, состояние возрождения или обновления в святости и общении с Богом (Ин 3:1516,36; 5:24; 6:47); (7)жизнь во Христе и в Боге  сама божественная жизнь (Ин 1:4; 1 Ин 1:12; 5:11).
Хотя иногда слово zoe употребляется без прилагательного "вечный" (1Ин 5:12), во многих случаях слово aidnion используется для того, чтобы отличить вечную жизнь от обычного физического существования. Прилагательное aidnion соответствует существительному aion, к-рое отсылает к понятию жизни в самом общем смысле или обозначает период времени, в к-ром протекает жизнь. Идея вечности, вероятно, возникла в результате того, что, размышляя о будущем (или о "веке грядущем"), люди наделяли его исключительным характером, превосходящим по важности и значимости все прочие отрезки времени  как в прошлом, так и в настоящем. Поэтому вечная жизнь  это предвкушение и гарантия общения с Богом в вечности, а также осуществляющееся во времени исполнение обетования о вступлении в это вечное общение.
В Библии дается описание вечной жизни, но ее понятие формально не определяется. Ближе всего к такому определению стоит Ин 17:3, где приводятся слова, сказанные Христом: " Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа". Вечная жизнь описывается в аспекте переживания верующим личного познания Бога и общения с Ним через Его Сына, Иисуса Христа.
Вечная жизнь противопоставляется в Св. Писании обычному физическому существованию. Те, кто обладает этим последним и не имеет жизни вечной, названы мертвыми "по преступлениям и грехам" (Еф 2:1). Лишенность вечной жизни приравнивается к погибели, проклятию и осуждению, тогда как имеющие вечную жизнь спасаются и получают обетование того, что они никогда не погибнут (Ин 3:1516,18,36; 5:24; 10:9).
Даже избранным вечная жизнь не гарантирована до тех пор, пока нет веры в Христа(Еф2:1, 5). Вечную жизнь не еледует смешивать с действенной благодатью или с ниспосланием благодати, края предшествует вере. Также нельзя смешивать ее с присутствием Св. Духа или Иисуса Христа, хотя это сопутствует вечной жизни и обнаруживает ее. Вечная жизнь тождественна возрождению, и она обретается в новом рождении. Она скорее результат, а не причина спасения, но она связана с обращением или проявлением новой жизни во Христе.
Вечная жизнь дается действием Св. Духа в тот момент, когда человек уверует в Христа. Как и в случае воплощения Христа, Троица связана с наделением жизнью. В Иак говорится о том, что Отец порождает своих духовных чад (1:1718). Жизнь, дарованная верующему, отождествляется с жизнью, края во Христе (Ин 5:21; 2К0р5:17; 1 Ин 5:12). В других местах НЗ сказано, что нас возрождает и обновляет Св. Дух (Ин 3:37; ТитЗ:5).
Наделение вечной жизнью представлено в Св. Писании в трех важнейших смыслах. (1) Возрождение  это новое рождение, когда человек рождается "от Бога" (Ин 1:13), или "рождается свыше" (Ин3:3). Поэтому наделение вечной жизнью связывает верующего с Богом отношениями отца и сына. (2) Новая жизнь во Христе  это духовное воскресение. Верующие не только "воскресли со Христом" (Кол 3:1), но и "ожили из мертвых" (Рим6:13). Христос предрекал это в своем пророчестве: "наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут" (Ин 5:25). (З)Наделение вечной жизнью сравнимо с актом творения. Подобно тому как Адам стал живой душой благодаря дыханию Бога, так и верующий становится новой тварью (2 Кор 5:17). О тех, кто наделен вечной жизнью, говорится, что они "созданы во Христе Иисусе на добрые дела" (Еф 2:10). Понятие новой твари не только включает в себя обладание вечной жизнью, но предполагает новую природу, края соответствует новой жизни: "...древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор 5:17).
J.F. WALVOORD (пер. В. Р.) Библиография: "Life" and "Eternal Life" in NDB, Ungers Bible Dictionary; J.J. Reeve, ISBE, III, 188890; L. Berkhof, Swemaric Theology; L.S. Cliufer, Systematic Theology, IV, 2426,389,400401; VII, 142, 227; A.H. Strong, Systematic Theology; J. F. Walvoord, The Holy Spirit.
См. также: Жизнь; Спасение; Рождение свыше; Новое творение, Новая тварь; Человек, ветхий и новый.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
568.01 кб

Последние времена и жизнь как сопричастность вечности

Тынянова Ольга Николаевна
В статье изложен авторский взгляд на проблему времени как модуса мышления (отношений когниции) в пространстве социальных отношений.
Читать PDF
190.61 кб

ВЕЧНАЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ. ЖИЗНЬ И КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЫ МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

В статьях рассматривается общекультурная составляющая понятия «Вечная женственность». Представлен широкий спектр взглядов, касающийся творчества отдельных авторов, литературно-философских направлений и эстетических концепций.