вебера-мертона тезис
вебера-мертона тезис
ВЕБЕРА-МЕРТОНА ТЕЗИС — утверждение о том, что существовала близость ценностных установок между протестантизмом (прежде всего пуританизмом и пиетизмом) и новыми экспериментальными науками, постепенно возникающими в течение 17 в. В эпоху, когда эти науки еще не были четко институционализированы, значительную долю своей легитимности они обретали от непреднамеренных последствий религиозной этики и практики протестантизма. В работах М. Вебера этот тезис был сформулирован в рамках более широкой концепции генезиса рационального западного капитализма, а также положения о «расколдовывании мира», сформулированного в его социологии религии. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) Вебер пишет: «Ярко выраженное пристрастие представителей протестантской аскезы к рационализированному математическим обоснованием эмпиризму хорошо известно... Подобно тому, как христианина узнают по плодам его веры, так и познание Бога и его намерений может быть углублено посредством познания его творений. В соответствии с этим все пуританские, баптистские и пиетистские вероисповедания проявляли особую склонность к физике и к другим, пользующимся теми же методами, математическим и естественным наукам. В основе лежала вера в то, что посредством эмпирического исследования установленных Богом законов природы можно приблизиться к пониманию смысла мироздания, который, вследствие фрагментарного характера божественного откровения (чисто кальвинистская идея), не может быть понят путем спекулятивного оперирования понятиями» (Вебер М. Избр. произведения. М., 1990. С. 239). Вебер также подчеркивал, что протестант и ученый-эмпирик разделяли убеждение в том, что мир может быть управляем методически контролируемым способом. При этом для протестантизма характерно враждебное отношение к магии как способу воздействия на природные силы. Природе присущ постоянный разумный порядок, основанный на всеобщих законах, не оставляющих места магическим силам. Это «расколдовывание мира» открывало путь к построению рациональной картины мира, создавая предпосылки для возникновения экспериментального математизированного естествознания. В работе «Наука, технология и общество в Англии XVII века» (1938) Р. Мертон, опираясь на идеи М. Вебера, систематически исследовал вопрос о связи между протестантской этикой и духом новых естественных наук. Анализируя жизнь и труды Ньютона, Бойля, Уоллиса и других ученых, Мертон пытался выяснить мотивацию их деятельности. В результате он выявил «точечную корреляцию» между этосом пуританизма и «характерными признаками, целями и результатами научных исследований» (Merton R.K. Science, Technology and Society in Seventeenth Century England. N. Y., 1 9 7 0. P. 90). Нормы мышления и поведения английских ученых той эпохи воплощали высоко котирующиеся в пуританизме ценности: утилитаризм, комбинацию рационализма и эмпиризма, выступающую «квинтэссенцией духа современной науки». Этот анализ дал основание сформулировать тезис о том, что «пуританский комплекс, состоявший из слабо прикрытого утилитаризма, светской направленности интересов, культа упорной методической деятельности, всепроникающего эмпиризма, права или даже обязанности свободы познания, антитрадиционализма, во многом совпадал с идентичными ценностями науки» (Ibid. P. 136). Мертон подчеркивает, что этот комплекс ценностей придавал религиозное значение и легитимность новой «экспериментальной натурфилософии» и способствовал институционализации новых наук. Трудно найти какое-либо другое религиозное течение, давшее столь же сильный импульс этому процессу. Ни Вебер, ни Мертон не считали, что протестантизм был единственным фактором, вызвавшим рождение нового типа науки. Эти феномены, с их точки зрения, выступали компонентами в сложной системе взаимозависимых факторов, которые предстали в виде достаточно уникальной «констелляции». При этом легитимация науки со стороны протестантизма была непреднамеренным следствием его теории и практики. Протестантские теологи-реформаторы вовсе не стремились помогать осуществлению научной революции и не отличались особенно положительным отношением к новым наукам (как и к практике раннего капитализма). Оба исследователя также подчеркивали, что протестантская этика была важна в качестве «строительных лесов» новой науки, что постепенно она утрачивала свою актуальность для поддержки научной деятельности, которая все больше освобождалась от религиозных ценностей и вырабатывала собственный самоподдерживающийся набор этических норм и институциональных форм. В.П. Филатов