ВЕБЕР Макс

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Вебер Макс
1864- 1920 гг.) - немецкий социолог, историк, экономист, чьи труды в значительной мере определили направление развития социально-научного знания в ХХ в. Диапазон исследований М.Вебера очень широк: вопросы истории хозяйства, социальных форм, взаимодействие религии и социально-экономической структуры общества, логика и методология общественных наук.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Вебер Макс
(1864-1920) - немецкий социолог. Влиятельные работы Вебера, такие как «Протестантская этика и дух капитализма» (The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism, 1920), много сделали для развития социологии религий. Вебер внес вклад в развитие вопроса о типах идеалов, харизме и предложил свое понимание протестантской этики, нередко называемое «тезисом Вебера».

Источник: Новые религиозные движения.

ВЕБЕР МАКС
(1864-1920) - немецкий философ, экономист и социолог. Во многом следуя идеям неокантианца Г. Риккерта и герменевта В. Дильтея, стремился разработать целостное учение о методе общественных наук. Основная его идея состоит в том, что знание должно быть объективным, но свободным от ценностей. Эта программа непоследовательна постольку, поскольку в общественных науках все понятия являются ценностями. Знание должно быть концептуально содержательным. Вебер М. Избранное. М., 1994.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ВЕБЕР Макс
немецкий социолог, социальный философ и историк. Основатель социологии религии. Стремился поднять социальные науки до уровня строгой науки, понимая их как исключительно описательные. Пытался строго разграничить опытное знание и оценочное суждение, одностороннее частное познание и постижение всеобъемлющего, эмпирическую действительность и сущность бытия. Главная идея социальной философии Вебера — идея рациональности, нашедшей свое выражение в современном буржуазном обществе с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом, управлением (бюрократия), денежным обращением, обеспечивающими возможность последовательно рационального поведения в хозяйственной сфере, позволяя добиться здесь предельной экономической эффективности (капитализм).
Даты жизни. Родился 21.4.1864 в Эрфурте. С 1894 по 1897 — профессор во Фрейбурге, затем в Гейдельберге, с 1919 по 1920 — в Мюнхене. Умер 14.6.1920 в Мюнхене.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ВЕБЕР МАКС

немецкий экономист и социолог (Эрфурт, 1864 — Мюнхен, 1920). Приват-доцент в Берлине в 1893 г., преподавал в университетах Фрейбурга (1894) и Гейдельбер-га (1897). Сторонник социологии, основанной скорее на «понимании» человеческой реальности, чем на «объяснении» объективных институтов. После Зиммеля и фон Визе Вебер оказал на немецкую социологию господствующее влияние: в его задачу входило определение идеальных типов общественной жизни, чтобы с их помощью сначала понять, а затем объяснить общественное поведение людей. Кроме его знаменитой статьи о «Протестантской этике и духе капитализма», опубликованной в Archiv fur Sozialwissenschaft und Sozialpolitik (1901), после его смерти вышли в свет «Экономика и общество» (1921-1922), очерки по социологии религии (1921), методологии науки (1922), социологии и политике, социальной и экономической истории (1924), См. Культурная антропология, Понимание, Социология.

Источник: Философский словарь

ВЕБЕР Макс
1864-1920) - нем. бурж. социолог, историк, философ-идеалист. Отрицая объективность законов обществ, развития, В. утверждал, что сущность всякого соц.-экономич. явления определяется, прежде всего т. зр. исследователя. Для систематизации и понимания хаотич. единичных фактов историк в соответствии с принятыми в данном об-ве культурными ценностями создает лишенные объективного содержания и потому сугубо условные мыслительные конструкции («идеальные типы»), с к-рыми и соотносит действительность. В своих исследованиях В. уделял значит, внимание вопросам истории христианства, социологии религии («Протестантская этика и дух капитализма», «Протестантские секты и дух капитализма»). В. считал, что в идеологии ср.-век. зап.-европ. христ. сект сложились нормы хоз. этики, наиболее полно выражающие «капиталистич. дух». Они были развиты в 16—17 вв. различными течениями протестантизма. Именно поэтому Европа стала родиной совр. капитализма, к-рый В. объявляет самой совершенной формой экономич. деятельности. Взгляды В. были направлены против марксист, учения об обществ.-экономич. формациях.

Источник: Атеистический словарь

ВЕБЕР Макс
(Карл Эмиль Максимилиан) (1864 - 1920) - немецкий социолог, историк, экономист. Основные труды: «Протестантская этика и дух капитализма», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Основные социологические понятия», «Политика как призвание и профессия». Свою общесоциологическую концепцию Вебер назвал «понимающей социологией». Центральной ее категорией является «социальное действие», в нем субъективный смысл действия соотносится с поведением другого человека. Совокупность человеческих действий порождает возникновение устойчивых смысловых связей в обществе. Вебер выделяет четыре типа социального действия: целерацнональный, ценностно-рациональный, аффективный, традиционный. Устойчивая связь социальных действий рассматривается им как социальное отношение. Социальные отношения, рассматриваемые индивидом как обязательные, обретают статус легитимности. Для исследования социальных отношений Вебер вводит понятие идеального типа. В идеальном типе фиксируется культурный смысл явления, данное понятие позволяет систематизировать эмпирический материал по степени близости к идеально-типическому. В идеальном типе сконцентрированы ценностные установки своего времени и познавательный интерес ученого. Историческая изменчивость ценностной наполненности идеального типа является залогом безграничного движения социального знания.
В области экономической социологии Вебер выдвинул идею двух типов экономического поведения: традиционного и целерационального. Преодоление традиционной модели открывает путь развитию капиталистических отношений. В социологии власти Вебер выделяет три типа легитимной власти: легальный, традиционный и харизматический. Последний основан на вере в святость, героизм или другие качества, безусловно возвышающие властителя, Важным элементом социологии власти Вебера является теория бюрократии. В социологии религии большое внимание уделяется Вебером взаимовлиянию протестантской этики и целерационального принципа капиталистических отношений.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ВЕБЕР Макс
политэконом, социолог и политик; р. 21.4.1864 (Эрфурт) — ум. 14.6.1920 (Мюнхен); в 1894—1897 — профессор во Фрейбурге, затем в Гейдельберге, в 1919—1920 — в Мюнхене. Основатель социологии религии. Стремился поднять социальные науки до уровня строгой науки, проверяя их методы и понимая эти науки как исключительно описательные. Он пытался строго разграничивать опытное знание и оценочное суждение, одностороннее частное познание и постижение тотального, эмпирическую действительность и сущность бытия. В противоположность интуитивной теории понимания Дильтея понимающая социология, по Веберу, есть наука, постижение социального действия которой идет по пути объяснения его течения и результатов с точки зрения причинности, ее интересует рациональное: главным образом вопросы о цели и средствах, ибо только благодаря этому понимание приобретает наибольшую очевидность. В качестве вспомогательного понятия Вебер развивал понятие идеального типа (см. Социология; Аскетизм). Осн. соч.: Wissenschaft als Beruf, 1917,1984; Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie, I—III, 1920—1921; Gesammelte Politische Schriften, 1921, 1988; Wirtschaft und Gesellschaft, 1922,1972; Gesammelte Aufsätze zur Wissenschaftslehre, 1922, 1988; Gesammelte Aufsätze zur Sozialund Wirtschaftsgeschichte, 1924, 1988; Gesammelte Aufsätze zur Soziologie und Sozialpolitik, 1924, 1988; Ausgewählte Schriften — Universalgeschichtliche. Analysen, 1955. (На рус. яз.: Избранные произведения, 1990; Избранное: Образ общества, 1994.) —С. Seyfarth/G. Schmidt (Hgg.). Мах Weber — Bibliographie, 1982. Marianne Weber. M. W., 1926, 1989; K. Jaspers. M. W., 1932; A. v. Schelting. M. W.s Wissenschaftslehre, 1934; D. Henrich. Die Einheit der Wissenschaftslehre M. W.s, 1952; W. Wegener. Die Quellen der Wissenschaftsauffassung M. W.s, 1962; G. Abramowskl. Das Geschichtsbild M. W.s, 1966; J. Freund. M. W. Paris, 1969; T. Burger. M. W.s. Theory of Concept Formation, 1976; D. Käsler. Elnf. In das Studium M. W.s, 1979; W. Schluchten Die Entwicklung des okzldentalen Rationalismus, 1979; W. Schluchter. Rationalismus der Weltbeherrschung — Studien zu M. W., 1980; W. Schluchter, M. W.s Studie über das antike Judentum, 1981; W. Hennls. M. W.s Fragestellung, 1987; S. Whlmster/S. Lash. M. W. — Ratlonallty and Modemlty. London, 1987; C. Gneuss, J. Kokka (Hgg.), M. W. — Ein Symposion. 1988; W. Schluchter. Religion und Lebensführung, I—II, 1988; V. Heins. M. W. zur Elnf., 1990.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ВЕБЕР МАКС
(1864—1920) — немецкий социолог и социальный философ, историк, экономист, политический деятель. Известен исследованиями по истории хозяйства, раскрывающими роль духовных ценностей и ценностных ориентаций человеческих сообществ в генезисе различных форм социальной и экономической жизни. Доказывал, в частности, религиозное происхождение современного капитализма, который, по В., мог возникнуть только на Западе, где почвой для него послужили этические установки протестантизма (преимущественно кальвинистского толка). В дальнейшем результаты социальноисторических изысканий В. были обобщены в его учении о социальном действии. В нем выделены четыре основных типа социальных действий: аффективные, традиционные, ценностнорациональные и целерациональные. Общий прогресс в историческом развитии человечества он связывал с неуклонным расширением сферы целерационального поведения, которое основано на ясном осознании цели и разумном выборе подходящих для её достижения средств, ибо такое действие наиболее эффективно и продуктивно. Исходя из этого, сформулировал мысль о противоположности «традиционного» и «современного» обществ: если в первом из них социальная деятельность направлена на воспроизводство когдато сложившихся канонов и образцов, то во втором она исходит из возможности разумного выбора целей и средств их достижения, что обусловливает его принципиальную изменчивость и динамизм. Социальной системой, в которой целевая рациональность выражена в наиболее концентрированном виде, В. считал современный западный капитализм. Анализируя проблематику господства и подчинения, В. обосновал важное для современной политической теории понятие легитимности социального порядка и власти. Понятие легитимности включает в себя не только момент формальной законности, но и признание власти со стороны общества. Основанием для такого признания, по В., может быть как рациональный выбор, так и простое следование традиции, а также усмотрение в носителе (носителях) власти особых, высших качеств (харизмы). В рамках общей проблемы рациональности в политике следует понимать веберовскую трактовку бюрократии, которую ученый рассматривал просто как аппарат рационально организованного управления. В философско-методологическом плане В. противопоставил учению о классах и классовой борьбе свою теорию статусных групп, а понятию общественноэкономической формации — концепцию так называемых идеальных типов. Эти идеи, равно как и масштаб влияния В. на современную науку об обществе, дали повод характеризовать его как «Маркса буржуазии». Однако отношение В. к марксизму было отнюдь не однозначным: несмотря на критическое отношение к последнему, В. испытал сильное его влияние, которое сам признавал (см. Общество).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ВЕБЕР МАКС

(21 апр. 1864 – 14 июня 1920) – нем. бурж. социолог. Старший брат социолога А. Вебера. Научную деятельность начал в 80-х гг. 19 века; преподавал в Берлине, Фрейбурге, Гейдельберге и Мюнхене. Диапазон исследований В. очень широк: вопросы истории х-ва и социальных форм, взаимодействие религии и социально-экономич. структуры общества ("Собр. соч. по социологии религии" – "Gesammelte Aufs?tze zur Religionssoziulogie", т. 1–3, 1920–21), логика и методология обществ. наук ("Собр. соч. по наукоучению" – "Gesammelte Aufs?tze zur Wissenschaftslehre", 1922; "Собр. соч. по социологии и социальной политике" – "Gesammelte Aufs?tze zur Soziologie und Sozialpolitik", 1924) и т.д. Субъективно-идеалистич. социология В. представляет собой соединение социологич. типологии (т.е. учения В. об йдеально-типич. абстракциях, понятиях, к-рые создает исследователь для теоретич. осмысления изучаемой действительности) с неокантианским идиографическим методом. Рассматривая социологию как подсобную дисциплину истории, В. отрицал объективность законов обществ. развития. Социологич. понятия, по В., суть не отражение существ. черт объективной реальности, а чисто условные, лишенные объективного содержания "идеальные типы", создаваемые сознанием для удобства систематизации сложной и иррациональной действительности. При выработке "идеальных типов" социолог руководствуется "ценностными идеями" своего времени. Соединив неокантианский идиографизм с психологизмом Дильтея, В. заложил основы т.н. "понимающей социологии", сводящей задачи социологич. исследования к познанию господствующих идей каждой данной эпохи. Он резко выступал против материалистич. понимания истории, к-рое, по его мнению, якобы абсолютизирует роль материального фактора и классовой борьбы в обществе. В противоположность марксистскому материалистич. монизму В. отстаивал методологич. плюрализм, фактически маскировавший его субъективный идеализм. Взгляды В., особенно его методология, оказали большое влияние на бурж. социологию, философию и историографию 20 в. (Зомбарт, Петрушевский, Ясперс, Арон и др.), а также послужили одним из идейно-теоретич. источников ревизионизма. Соч.: Gesammelte politische Schritte, M?nch., 1921; Gesammelte Aufs?tze zur Sozial-und Winrtschaftsgeschichte, T?bingen, 1924. Соч. в рус. пер. – Город, П., 1923; История хозяйства, П., 1923; Аграрная история древнего мира, М., [1923]. Лит.: Неусыхин ?., Эмпирическая социология Макса Вебера и логика исторической науки, "Под знаменем марксизма", 1927, NoNo 9, 12; Данилов А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии конца XIX – начала XX в., [М., 1958], с. 96–105; Jaspers К., Мах Weber, [2 Aufl.], Bremen, 1946; Heinrich D., Die Einheit der Wissenschaftslehre Max Webers, T?bingen, 1952. И. Кон. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ВЕБЕР Макс
(1864—920) —нем. социолог, соц. философ и историк, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия. Его труды в значит. мере определили направления развития социол. знания. В основе методологии В., опирающейся на неокантианскую гносеологию, разграничение опытного знания и ценностей, лежит концепция «понимания», в к-рой соц. действие объясняется через истолкование индивидуальных мотивов. В его интерпретации социология —наука, стремящаяся понять соц. действие и тем самым объяснить его процесс и результат. Категория соц. действия исходит из понимания мотивов поведения индивида, к-рый явл. субъектом действия. При этом поведение неизменно выступало у него как модель рационального поведения, по степени отклонения от к-рого он отличал др. типы поведения —ценностно-рациональное действие, аффективное и традиционное действие. Однако социальным явл. только то действие, к-рое по своему смыслу ориентировано на поведение другого. В. разработал теорию «идеальных типов» —мыслительных конструкций истор. процесса. Идеальные типы —это образцы, схемы, к-рые позволяют наиболее удобным способом упорядочить фактологический материал. Так, понятие античности, феодализма, капитализма —удобные способы обобщения разл. конкретных фактов. В. известен исследованиями по истории европ. культуры, к определяющим чертам к-рой он относил: рациональность, проявляющуюся в экономике, политике, этике и т.д. Гл. идея В. —идея экон. рациональности, нашедшая последовательное выражение в совр. ему капиталистическом об-ве с его рациональной религией (протестантизмом), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия), денежным обращением и т.д., обеспечивающими возможность максимально рационализировать поведение в хоз. сфере, позволяя добиться предельной экон. эффективности. Эта тенденция, по В., проникает во все сферы чел. взаимоотношений и культуры (напр., в обл. музыки, изучению к-рой была посвящена одна из его посмертно опубл. работ В.). Дальнейшую (уже конкретно-социол.) разработку идея рациональности получает у В. в связи с его концепцией рациональной бюрократии, представляющей собой высшее воплощение капиталистической рациональности и «судьбу Запада». В происхождении зап.-европ. капитализма В. отводил решающую роль протестантизму. В центре его анализа находится взаимоотношение между религ. верованиями, статусом и структурой групп об-ва. Особенности метода В. заключаются в соединении социол., конструктивного мышления с конкретной истор. действительностью, что позволяет определить его социологию как «эмпирическую». Социология В., оказавшая решающее воздействие на зап. социологию середины и второй половины XX в., до сих пор служит источником полемики по осн. проблемам социологии. Соч.: Избр. произв. М., 1990; Избранное. Образ общества. М., 1994. Лит.: Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991. Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ВЕБЕР МАКС

(Карл Эмиль Максимилиан). 1864 - 1920. Нем. философ, социолог и политолог. Часть исследований В. связана с синологией. Основываясь на положениях об идеальных типах явлений и ценностей, сформулированных Г. Риккертом, В. проследил в истории и экономике различных эпох действие вначале традиц. установок, а затем рационализацию и самих установок, и связанных с ними действий. Данный подход нашел выражение в незавершенной и опубликованной посмертно работе В. "Хоз-во и об-во" (1924), в "Собр. работ по религ. социологии" (1921-7), где т. 1 составили соч. "Протестантская этика и дух капитализма" (1905), "Конфуцианство и даосизм" (1916). В трудах по религ. социологии В. выявлял определяющее воздействие "духовного этнонационального склада", выраженного в крупных религ. системах, на хозяйств., социальную и духовную жизнь народов, государств и цивилизаций. Этот исследовательский принцип, созвучный позитивистским идеям О. Конта и развитый впоследствии Дж. С. Миллем, особенно отчетливо проявился в "Конфуцианстве и даосизме", работе, осн. на имевшихся тогда переводах и зап. исследовательских материалах. Противопоставляя конф. ортодоксию и гетеродоксию даосизма, В. рассматривал конфуцианство как организующую административно-гос. силу, к-рой этнокультурное сознание сообщает роль медиатора между, во-первых, харизматич. властью и народом, во-вторых, между ними и существующим космич. порядком: этот медиатор призван обеспечивать стабильность Поднебесной и гармонию всех вещей в ней. Этич. принципы, незыблемая система ценностей и строгая ритуализованная обрядность конфуцианства, по В., противостоят даос, духовности, обращенной в мистику и связанной с отторжением человека от привычного порядка вещей, с устремлением к будущему "спасению" через полный отрыв * от этого порядка и приобщение к высшим космич. сферам. Сопоставляя конфуцианство с протестантизмом как духовной основой капиталистич. строя, В. не усматривал в конфуцианстве духовных опор для формирования совр. капитализма в Китае, хотя и не считал, что оно будет противодействовать этому процессу. Социальные причины падения антич. культуры // Науч. слово. 1904. Кн. 7; Аграрная история древнего мира. М., 1923; Город. Пг., 1923; История хоз-ва. Пг., 1923; Протестантская этика и дух капитализма // Атеист. 1928. №3; Gesamrmelte Aufsatze zur Religionssoziologie. Bd 1. В., 1921; Wirtschaft und Gesellschaft. Bd 1 - 2. Koln, В., 1964; The Religion of China. N.Y., L., 1964; **КульпинЭ. Макс В. и Китай: что и почему не увидел великий ученый // ПДВ. 1990. №3; Его же. Макс В. и Китай: каким его видел европ. ученый // ПДВ. 1990. №5; Его же. По поводу концепций кит. цивилизации М. В. и К.-А. Виттфогеля // Восток и мировое обществознание. М., 1991; Айзенштадт Ш.Н. Посюсторонний трансцендентализм и структурирование мира: "Религия Китая" М.В. и образ кит. истории и цивилизации // Восток. 1992. №1; Zingerle A. Max Weber und China. В., 1972; Schuchter W. Max Weber Studie iiber Konfuzianismus und Taoismus: Interpretation und Kritic. Fr/M., 1983. П.М. Кожин

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ВЕБЕР Макс
21.4.1864, Эрфурт, -14.6.1920, Мюнхен), нем. социолог, философ и историк. Взгляды В. сформировались под влиянием неокантианства. Совместно с Риккертом и Дильтеем В. разрабатывал концепцию идеальных типов. Смысл идеальной типологии - в конструировании нек-рых образовсхем, позволяющих наиболее удобным способом упорядочивать эмпирич. материал, поставляемый конкретными исследованиями и жизненными впечатлениями ученого. Так, античность, феодализм, капитализм для В. не объек
тивно существующие отношения, а способы идеальной типизации. Концепция идеальных типов направлена против идеи объективной закономерности историч. развития и служит методологич. обоснованием плюрализма как принципа исследовательской деятельности.
Во всех исследованиях В. проводил мысль о рациональности как определяющей черте совр. европ. культуры. Рациональность противостоит традиционному и харизматич. (см. Харизма) способам организации об
ществ. отношений. Наиболее яркими проявлениями рациональности, по В., являются: в экономике - изобретение двойной бухгалтерии, стимулировавшей развитие капиталистич. организации произ-ва; в политике - утверждение институтов формального права, парламентаризма и совр. администрации; в этике - честность отношений, в особенности между кредитором и должником; в музыке - распространение европ. нотной системы и соответствующего ей тонич. лада.
Центр. проблема В.- анализ связи хоз. жизни общества, материальных и идеологич. интересов различных социальных групп и религ. сознания. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» («Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus», 1904-05, рус. пер. 1928) В. пытался обосновать мысль, что европ. капитализм обязан своим происхождением протестантскому религ.-зтич. комплексу, якобы обеспечившему воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. В работе «Истории х-ва» (рус. пер. 1923) В. полнее прослеживает влияние экономич. факторов на возникновение капитализма.
Осн. черту капитализма В. усматривает в наличии paционально организованного предприятия. Он оценивает капитализм как наиболее рациональный тип хозяйствования. В то же время «это чудовищный космос, в который каждый отдельный человек ввергнут с момента своего рождения и границы которого остаются для отдельного индивида как такового раз навсегда данными и неизменными» («Die Protestantische Ethik», Munch.- Harab., 1965, S. 45). В целом его концепция происхождения и сущности капитализма направлена против марксовой теории первонач. накопления и учения о прибавочной стоимости.
Уделяя значит. место проблемам социальной структуры и классового конфликта, В. противопоставил марксизму свою концепцию, в к-рой подчеркивал многомерность классовых различий и положений. Отношение к власти, различия в статусе и престиже отд. группировок, разделение людей по религ. и идеологич. признакам В. считал столь же важными, как и различия, вытекающие из отношений собственности. В политич. социологии В. уделял большое внимание анализу конфликтов интересов различных группировок правящего класса: статусных и престижных групп. Гл. конфликт политич. жизни совр. гос-ва усматривал в борьбе между политич. партиями и бюрократич. аппаратом, чиновничеством. В. отрицал возможность победы социалистнч. обществ. отношений, выдвигал против этой идеи тезис о всесилии бюрократии. Положение В. о том, что будущее общество будет не диктатурой рабочего класса, а диктатурой чиновников, широко используется бурж. социологами в антикоммунистич. пропаганде.
В совр. зап. лит-ре о В. можно выделить две гл. тенденции. Первая (Т. Парсонс и др.) заключается в попытке доказать, что В. опроверг материалистич. понимание истории и доказал приоритет этич. и религ. факторов в мировой истории. Вторая концепция исходит из возможности дополнить марксизм веберианством. В сов. лит-ре показана несостоятельность обеих
этих тенденций.

Источник: Советский философский словарь

ВЕБЕР Макс
21 апреля 1864, Эрфурт- 14 июня 1920, Мюнхен—немецкий социолог, историк, экономист. В 1882—86 изучал право в университете Гейдельберга. В 1889 защитил диссертацию по средневековому хозяйственному праву. С 1893 профессор в Берлине, с 1894 во Фрейбурге, с 1897 в Гейдельберге, с 1918 в Вене и в Мюнхене. С 1904 вместе с В. Зомбартом основал журнал «Архив социальной науки и социальной политики». Наряду с академическими исследованиями его привлекала и политическая деятельность. Вебер был советником германской делегации на переговорах в Версале, а также членом комиссии, готовившей Веймарскую конституцию.
Первые работы Вебера посвящены связи экономических отношений с государством и правом Рима и средневековья («К истории торговых обществ в средние века», 1889; «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права», 1891, рус. пер. 1923). В начале 20 в. Вебер начинает заниматься социологией религии и выпускает в свет известную работу «Протестантская этика и дух капитализма» (1905). В эти же годы он занимается проблемами методологии исторического знания («Объективность социально-научного и социально-политического познания», 1904; «Критические исследования в области логики наук о культуре», 1906). С 1916 по 1919 он выпускает «Хозяйственную этику мировых религий», а также «Политику как профессию» (1919) и «Науку как профессию» (1920). Посмертно была издана его книга «Хозяйство и общество» (1921).
Для социологии Вебера характерно использование строго определенных категорий. Основными из них следует считать поведение, действие и социальное действие. Поведение—наиболее общая категория. Поведение становится действием тогда, когда оно наделено смыслом. Если наделение действия смыслом соотнесено с поведением других людей, то такое действие называется социальным. Социальное действие—основной предмет социологии, а поскольку его объяснение требует анализа вложенного в него смысла, то всякое социологическое описание требует понимания как основания научной методологии. Здесь Вебер следует за Дилыпеем и Риккертом, различая понимание и причинное объяснение как две методологические процедуры. Выяснение причин характерно для естественных наук, но ничего не дает в науках, изучающих культуру (Вебер считает социологию именно таковой). Их задачей должно стать извлечение смыслов, вложенных индивидами в свои действия. Вебер, в отличие от Дильтея и Риккерта, не противопоставляет объяснение пониманию, а предпосылает понимание объяснению, которое считается целью всякого знания. Кроме того, понимание им дистанцируется от психологии, поскольку смысл действия надындивидуален. Вебер исследует рациональное поведение субъектов социального действия, их именно осознанные мотивы. Проводя различие между оценкой и отнесением к ценности, Вебер выделяет четыре типа социальных действий: 1) целерациональное, 2) ценностно-рациональное, 3) традиционное, 4) аффективное. Аффективное и традиционное социальные действия не являются социальными действиями в собственном смысле. Целерациональное действие—действие, ориентированное на цель, рационально взвешивающее цели, средства и результаты, различающее возможные цели друг от друга. Предположение о рациональной организации и мотивации социального действия представляет собой сильную идеализацию. Она связана с понятием идеального типа, который совпадает с идеальной моделью, логической конструкцией социального поведения, базирующимися на фиксированных целях и ценностях и возможных их последствиях. Идеальные типы положены Вебером в основу анализа экономических отношений и отношений власти. Он рассматривает историческую динамику этих отношений и делает вывод о тенденции к постепенному вытеснению традиционного типа хозяйства рациональным. В экономике эта тенденция выражается в распространении капитализма, в котором преобладают расчет и стремление к оптимальным структурам хозяйствования. Это, конечно, не значит, что все ценности, характерные для капитализма, ограничиваются достижением хозяйственного успеха, получением максимальной прибыли и т. п. Капитализм есть результат целерационального социального действия, которое реализует определенные моральные императивы, этос труда. Они, согласно Веберу, сформулированы в рамках протестантизма, который выделяется особым вниманием к мирскому призванию каждого верующего. Дело, к которому христианин призван Богом, должно быть сделано наилучшим образом. Поэтому протестантская этика обязывает своих адептов самостоятельно определять, в чем состоит их призвание и как оно должно быть реализовано.
Различение между традицией и разными типами рациональности (формальной и материальной) существенно и при анализе власти. Формальная рациональность—важнейшая характеристика западной цивилизации с ее приоритетом расчета, рациональности самой по себе. В социологии власти Вебер вычленяет три типа господства, в соответствии с типами социального действия: 1) легальный. основанный на цслерациональном действии и формальной рациональности, 2) традиционный, представленный в патриархальном и сословном господстве, и 3) харизматическое господство, где властитель получает легитимность благодаря или святости, или личным свойствам. Рациональное построение властных отношений в конечном счете приводит к формированию демократических институтов. Они создают возможность для принятия решений в ходе осмысленного дискурса, а не сообразно иррациональной воле вождя или незыблемой традиции. Рациональные властные отношения сводят к минимуму господство человека над человеком.
Социология Вебера оказала значительное влияние на дальнейшее развитие этой науки, прежде всего благодаря разработанному в ней категориальному аппарату. Во 2-й пол. 20 в. многие социологи (Ю. Хабермас и др.) обратились к его понятиям рациональности и социального действия при создании теории социальной коммуникации.
Соч.: Gesammelte Aufsatze zur Soziologie und Sozialpolitik. Tub., 1924; Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie, Bd. 1—2. Tub., 1951; Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre. Tub., 1951; Wirtschaft und Gesellschaft. Koln—B., 1964. На рус. яз.: Аграрная история античного мира. М., 1923; История хозяйства. Пг„ 1923; Город. Пг„ 1924; Исследования по методологии науки. М., 1980; Избранное. М., 1994.

Источник: Новая философская энциклопедия

ВЕБЕР Макс
(1864–1920) – немецкий социолог, философ, историк. Идеи В. оказали влияние на развитие всего комплекса социально-гуманитарных наук в XX в. В. внес вклад в исследование проблем методологии гуманитарного знания, в учение об обществе; разрабатывал проблемы философии и социологии политики, права, религии, этики, социального управления. Идеи В. представляют собой попытку синтеза неокантианства, марксизма, философии жизни. Основные работы: ««Объективность» социально-научного и социально-политического знания», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Основные социологические понятия», «Протестантская этика и дух капитализма», «Политика как призвание и профессия», «Наука как призвание и профессия».
Особенности исследования В. любого социального феномена определяются его стремлением избегать субъективизма, искать объективные основания события и одновременно – сохранять «человеческий» смысл любого социального явления. Отказ от субъективной ограниченности, поиск теоретических компромиссов, признание открытости, неокончательности любой социальной концепции опирались на выдвинутую В. идею социальной рациональности.
В. поставил задачу «расколдовывания» мира, избавления принципов его организации и способов истолкования от элементов мифа, магии. Он выделил четыре типа человеческого поведения, которые позволяют реконструировать мотивы любого действия индивида, помогают понять характер осознания им своего собственного поведения. 1. Целерациональное поведение: индивид ставит цель и осознанно применяет средства для ее достижения. 2. Ценностно-рациональное поведение: субъект осознанно строит свою жизнь в соответствии с высшими человеческими ценностями – добром, справедливостью, общественным благом и т. п. 3. Аффективное поведение: поступок определяется не целью или ценностью, а душевным состоянием субъекта. 4. Традиционное поведение определяется традициями, привычками, но не сознательно избранным способом действий. Знание этих типов поведения позволяет найти различия между деятельностью ученого, политика, предпринимателя, обывателя.
Концепция рациональности В. определила решение проблемы специфики социально-гуманитарного знания. В. разграничил понятия «оценка» и «отнесение к ценности». Оценка – это продукт субъективно-личной позиции. Отнесение к ценности – это процедура, которая проделывается ученым, исследующим мотивы поведения людей той или иной исторической эпохи, и предполагает беспристрастное выделение ведущих ценностей, на которые ориентировались люди. «Отнесение к ценности» помогает упорядочить фактические данные, сгруппировать события, классифицировать человеческие поступки. Таким образом, В. попытался показать, что различие между естественнонаучным и гуманитарным знанием не столь велико, как считали неокантианцы: общее существует и в социальном познании.
В. по-своему решил вопрос о влиянии ценностных ориентаций ученого на его деятельность. Ученый, как и любой человек, имеет субъективные пристрастия. Однако они влияют только на выбор направления исследования и на оценку его общественной значимости, но не на его содержание. Содержание любой научной теории – суждения. Имеющие общезначимый характер личные пристрастия остаются за пределами теории. «Вопрос» ученого и его «ответ» находятся в разных культурных измерениях.
При исследовании человеческой деятельности необходимо опираться на процедуру понимания – проникновения в смысл поступка. Вместе с тем смысл того или иного поступка обусловлен определенным социальным воздействием; следовательно, надо использовать и объяснение – выяснение причинной зависимости социальных явлений. Ученый должен использовать и метод выявления причинных связей, и метод понимания. Необходимость использования таких различных методов обусловлена сложностью социально-исторической реальности, большим количеством случайностей. В. говорит о вероятностном характере социальных закономерностей, об ограниченных возможностях социального предвидения. Можно говорить лишь о доминировании определенного типа поведения, но не о предвидении конкретных деталей общества будущего.
Свою общесоциологическую концепцию В. назвал «понимающей» социологией. Центральной ее категорией является «социальное действие», предполагающее соотнесенность субъективного смысла поступка с поведением другого человека. Совокупность человеческих действий порождает возникновение устойчивых смысловых связей в обществе. Устойчивая связь социальных действий рассматривается как социальное отношение. Социальные отношения, рассматриваемые индивидом как обязательные, обретают статус легитимности. Для исследования социальных отношений В. ввел понятие «идеальный тип».
Идеальный тип – это определенная теоретическая конструкция, помогающая выявить общие черты социальной целостности, не посягая при этом на частности. Понятие идеального типа используется при анализе отдельных социально-исторических образований. Идеально-типическим, например, является понятие «западный город». В идеальном типе могут быть также выражены абстрактные элементы любой социально-исторической реальности. Например, «власть» как необходимый элемент жизни любого общества или «бюрократизация» как тенденция любой власти. Наконец, идеальный тип может стать основой классификации человеческого поведения (уже упоминавшиеся 4 типа).
Поиск идеально-типической структуры в любом человеческом поступке привел В. к выделению двух противоречивых мотивов в сфере морали: «этики убеждения», бескомпромиссной кантовской морали, и «этики ответственности», макиавеллевской концепции социальной эффективности любого поступка. Компромисс этих двух позиций – основа политической деятельности, «этика убеждения и этика ответственности не суть абсолютные противоположности, но взаимодополнения, которые лишь совместно составляют целостного человека».
В области философии хозяйства В. выдвинул идею двух типов экономического поведения: традиционного и целерационального. Преодоление традиционной модели открывает путь развитию капиталистических отношений. Понятие идеального типа позволяет В. выделить абстрактные черты капиталистической деятельности в любую эпоху как сопоставление дохода и издержек. Вместе с тем В. говорит о капитализме и в узком смысле, как идеальном типе определенной эпохи. В этом смысле капитализм предполагает наличие промышленного предприятия, организованного для получения прибыли с помощью рационально организованного свободного труда.
В своей философии политики В. выделяет три типа легитимной власти: легальный, традиционный и харизматический. Последний основан на вере в святость, героизм и другие качества, безусловно возвышающие властителя. Важным элементов веберовской теории власти является учение о бюрократии. В философии и социологии религии В. большое внимание уделяет взаимовлиянию протестантской этики и целерационального принципа капиталистических отношений.

Источник: Краткий философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
17.13 мб

Макс Вебер как Анти-Толстой

Троицкий Константин Евгеньевич
Работа ставит цель показать тесную связь формирования этической мысли Макса Вебера с его осмыслением жизни и работ Льва Толстого.
Читать PDF
1.11 мб

БРАТЬЯ АЛЬФРЕД И МАКС ВЕБЕРЫ

Шпакова Римма Павловна, Гергилов Ростислав Евгеньевич
В статье рассматривается жизнь и творчество Макса и Альфреда Веберов; анализируются их методы исследования общественных явлений.
Читать PDF
321.61 кб

МАКС ВЕБЕР: "АГРАРНЫЙ ВОПРОС"

Шпакова Римма Павловна
Эмпирические исследования острейших проблем немецких восточных провинций Макс Вебер проводил в 1891-1893 гг.
Читать PDF
243.92 кб

Макс Вебер о духе капитализма

Чешев Владислав Васильевич
М. Вебер в своем широко известном исследовании «Протестантская этика и дух капитализма» указывает на культурно-исторические основания становления капиталистического общества. В предлагаемой статье позиция М.
Читать PDF
224.98 кб

Культурсоциология Макса Вебера

Комаровский А. В.
В статье анализируются культурсоциологические основания социологии Макса Вебера. Демонстрируется возможность перепрочтения веберовской социологии в духе культурсоциологии.
Читать PDF
303.04 кб

Концепция харизмы Макса Вебера

Гениндоржиева Димид Батоболотовна
Статья посвящена анализу феномена харизмы, который получил распространение в гуманитарных науках благодаря работам М. Вебера. Рассмотрены типы господства по Веберу, в особенности харизматический.
Читать PDF
557.43 кб

Теория рационализации Макса Вебера

Хабермас Юрген , Тягунова Татьяна
Настоящая статья представляет собой публикацию первой части второй главы Iго тома «Теории коммуникативного действия» (1981 г.) Ю. Хабермаса, в которой автор предпринимает критическую ревизию теории рационализации М. Вебера.
Читать PDF
137.37 кб

Концепция образования Макса Вебера

Воробьев Максим Викторович
На основе доступных для философско-педагогического прочтения текстов немецкого социолога Макса Вебера, автор статьи предпринимает попытку реконструкции его взглядов на образование.
Читать PDF
266.83 кб

АКТУАЛЬНОСТЬ СОЦИОЛОГИИ МАКСА ВЕБЕРА

Козловский Владимир Вячеславович, Шпакова Римма Павловна, Эттрих Франк
Материал открывает рубрику, посвященную социологии Макса Вебера, и подчеркивает актуальность его теорий для современной науки.
Читать PDF
2.32 мб

Макс Вебер о социализме и социалистах

Шпакова Р. П.
The topic of the article is the relation of young Max Weber to the socialism and socialists. The author investigates the Weber's analysis and his valuation to the socialists ideas in Germany and Russia (1893 1909).
Читать PDF
68.33 кб

Макс Вебер в годы Первой мировой войны

Ростиславлева Наталия Васильевна
В годы Первой мировой войны Вебер разделял патриотические настроения и трудился в тылу. Он воспринимал войну только как оборонительную и желал ее скорейшего завершения.
Читать PDF
158.51 кб

Еще один «Город» Макса Вебера по-русски

Олег Кильдюшов
Читать PDF
14.33 мб

О науке Макса Вебера: рецепция и современность

Антоновский А.Ю., Бараш Р.Э.
Статья посвящена социальным условиям современной науки в интерпретации Макса Вебера, рассматриваемым в контексте системно-коммуникативного подхода в социальной теории.
Читать PDF
207.17 кб

Наука и научный метод в социологии Макса Вебера

Тилинина Татьяна Валентиновна
Читать PDF
530.05 кб

Макс Вебер как исследователь конфуцианской этики

Олег Кильдюшов
Статья представляет собой сопроводительный текст к впервые публикуемому по-русски фрагменту фундаментального исследования Макса Вебера «Конфуцианство и даосизм» из цикла «Хозяйственная этика мировых религий».

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • Философское значение идей Макса Вебера

    Учение Макса Вебера относится главным образом к политэкономии и истории социологии. Однако связь идей Макса Вебера с философией и их влияние на философию XX в. столь велики, что представляется необ