ВДОХНОВЕНИЕ
ВДОХНОВЕНИЕ
творческий подъем, прилив творческих сил.
ВДОХНОВЕНИЕ
источник и начало творчества; как бы выводит человека из мира естественных связей, поднимает его в запредельные сферы, без чего невозможна «никакая объективная деятельность и никакое объективное познание» (В. С. Соловьев); переживается как экстаз, как действие высших, идеальных сил, открывающих и озаряющих путь к умосозерцательному познанию; сопровождает кульминацию творческого акта, концентрируя в себе весь долгий и сложный путь подготовки к нему (вынашивание замысла, поиска основополагающих идей); для человекатворца выступает символом вечности, знаком, подтверждающим непреходящую социокультурную важность его деятельности.
Вдохновение
момент творческого процесса. Он характеризуется резким возрастанием активности творческой личности. Ее усилия носят интенсивный и продуктивный характер. Признаки вдохновения: отрешенность от посторонних событий, полная погруженность в творческий процесс, живость восприятия, неожиданные, внезапные решения творческих задач, острая жажда к творчеству, глубокое душевное удовлетворение, эмоциональный подъем от сделанного («ликование духа» - А. Куприн). Вдохновение присутствует в любом творческом процессе, связанном с созданием нового. Особенно велика его роль в создании произведений искусства. Вдохновение связано с природой творчества.
Источник: Человек и общество. Культурология
Вдохновение
состояние человека, особо благоприятное для различных видов творческой деятельности. По словам Пушкина, «вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии». В. характеризует полная сосредоточенность всех духовных сил человека на объекте творчества, эмоциональный подъем (радость творчества, творческое горение), в силу чего труд становится исключительно продуктивным. В противоположность идеалистическому пониманию В. как «божественного неистовства», мистической интуиции и озарения (Платон, Шеллинг, 9. Гартман, 3. Фрейд, Г. Рид и др.), материализм отрицает какой бы то ни было сверхъестественный характер В., рассматривает его как психическое явление, обусловленное общественными и индивидуальными стимулами творчества, а также самим процессом труда. М. Горький отмечал, что В. является уже в процессе успешной работы как следствие ее, как чувство наслаждения ею.
Источник: Философский словарь. 1963
ВДОХНОВЕНИЕ
состояние предельного напряжения и взлета духовных сил, творческого горения человека; «расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных» (Пушкин). Известно, что большинство открытий совершается самым непредвиденным, даже таинственным образом. И действительно, мышление тесно связано с творческим порывом. Вы пытаетесь решить сложную проблему. Кажется, что эта задача вам не по силам. Мысль готова капитулировать. Ночью, когда напряжение спало, вы бессознательно ощущаете пути решения проблемы. Сначала зыбко, через некие образы рождаются конкретные шаги к осознанию задачи. Утром вы вдруг ощущаете свежесть мысли – препятствия преодолены. Известно, что Альберт Эйнштейн любил играть на скрипке. В поэтическом одушевлении он искал путь познания природы. Не случайно говорят, что его теория относительности – плод гениального воображения. Немецкий химик А. Кекуле пришел к открытию бензольного кольца (циклическая формула бензола), потому что оно привиделось ему в форме змеи, хвост которой находится в пасти. Дмитрий Иванович Менделеев не сразу представил себе созданную им периодическую систему элементов. Она рождалась как бы из тумана в виде некой таблицы, отдельные клетки которой оставались пустыми. Но, по расчетам, в них должны были быть элементы. И, действительно, недостающие элементы были открыты гораздо позже самой таблицы.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ВДОХНОВЕНИЕ
высший подъем духовных и физических сил художника в процессе создания им произв. иск-ва; «расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных» (Пушкин). Как психологическое явление В. характеризуется огромной внутренней сосредоточенностью индивида на объекте творчества; строгой избирательностью внимания, оптимальной интенсивностью и продуктивностью эвристической деятельности; относительной легкостью, с к-рой рождаются и материализуются худож. образы. Конкретные формы В. сугубо индивидуальны, они определяются своеобразием личности художника. Иногда они, особенно в поэзии и музыке, бывают весьма аффектированными, экстатичными. Порою же В. никак резко не выражается и даже не фиксируется в памяти художника как особое психологическое состояние. Это — эволюционная форма В., как бы растворяю-. щаяся в творческом процессе, В подходе к изучению В. рельефно проявляется противоположность материалистической и идеалистической эстетики. Представители последней, отталкиваясь от платоновско-кантианской философской традиции, обычно отрицают принципиальную возможность глубинного познания В. Оно рассматривается мн. из них как чисто иррациональный акт, мистическое наитие. Опираясь на данные научной психологии и традиции материалистической философии, марксистская эстетическая традиция в изучении этого явления исходит из тезиса, что, несмотря на его исключительную сложность и труднодоступность для объективного исследования, В. вполне познаваемо и не содержит в себе ничего мистического, сверхъестественного. В. подготавливается и вызывается напряженным повседневным трудом, долгими творческими поисками. В акте В. актуализируется талант и мастерство художника, его жизненный опыт и знания. Творческие результаты, получаемые художником в период В., впоследствии обычно он подвергает критическому анализу, осмыслению, дальнейшей обработке, уточнению в соответствии с общим замыслом произв. и вероятными параметрами его эстетического восприятия читателем, зрителем, слушателем.
Источник: Эстетика: Словарь
Вдохновение
В общем смысле под этим именем разумеется такое особое состояние субъекта, при котором он способен к наиболее интенсивным, целесообразным и ценным по внутреннему достоинству действиям в области религиозной, умственной и эстетической. Хотя не всем одинаково свойственно испытывать такой подъем духовной деятельности, но безусловного различия между людьми в этом отношении признать невозможно; некоторая степень вдохновения необходима для успешного исполнения всякого человеческого дела. По этимологии своей слово "вдохновение" (inspiratio) указывает на первоначальное представление о причине этого явления. А именно, предполагалось, что в человека входит постороннее духовное существо и более или менее полно овладевает его душевными способностями, возвышая и усиливая их. Качеством этой посторонней духовной силы, входящей в субъекта или находящей на него (вдохновение = наитие), обусловливается, согласно такому представлению, различие между положительным вдохновением (наитие свыше) и одержанием или бесноватостью. Наиболее яркое и грубое выражение этого реально-мистического взгляда на вдохновение мы находим, с одной стороны, у диких и полудиких народов - например, у наших сибирских инородцев, у которых их вдохновенные пророки и чародеи, шаманы, представляются пассивными орудиями разных входящих в них духов, иногда зооморфического характера; а с другой стороны, у современных спиритов мы встречаем убеждение, что все вдохновенные деятели человечества были лишь особого рода медиумы (то есть также пассивные орудия) сообщавшихся через них духов. В менее грубой форме, чем у шаманов и спиритов, тот же взгляд господствовал у древних греков, приписывавших всякое вдохновенное действие наитию Аполлона и Муз; воззвание к этим божествам, превратившееся впоследствии в риторическую фигуру, имело первоначально совершенно реальный смысл. Начало иного взгляда принадлежит Платону, который смотрит на вдохновение, как на внутренний эффект, сопровождающий возвышение разумной души в сферу созерцания истинно-сущего или вечных идей (см. в особенности диалог Федр). Впрочем, у Платона - и еще более у позднейших неоплатоников - идеалистический взгляд на вдохновение смешивается с прежними мифологическими представлениями. Он совершенно отрешается от них в германском идеализме.
По Гегелю, вдохновение есть действие человеческого духа, непосредственно наполненного и связанного раскрывающимся в нем идеальным содержанием; вследствие своей непосредственности это действие ощущается самим субъектом, как чужая сила - вдохновение есть состояние несвободное (ein unfreies Pathos). Здесь, как и везде у Гегеля, мы видим лишь подведение частного явления под общую логическую формулу, а не реальное его объяснение.
Такого объяснения не находим мы и у других новейших философов. Шопенгауэр повторяет своими словами взгляд Платона, а Гартман довольствуется причислением вдохновения - наряду с инстинктом, религиозным чувством и так далее - к проявлению в нас бессознательного или сверхсознательного начала. В школьной психологии рассуждения о вдохновении ограничиваются обыкновенно амплификациями общих мест.
Гораздо более плодотворными следует признать наблюдения новейших психопатологов, подтверждающих старинное мнение Аристотеля о сродстве высшей духовной деятельности с помешательством. Можно считать установленным фактом, что особенная способность к вдохновенным действиям и произведениям (гениальность) и многие формы душевных болезней развиваются на общей почве невропатической и психопатической конституции. Но этот важный и интересный факт, очевидно, вовсе не объясняет существенного и объективного различия между результатами сумасшествия и гениальности. Все существующие взгляды на вдохновение могут быть подведены под три главных точки зрения: 1) или вдохновение понимается как действие в человеке и через человека внешних духовных сил, 2) или как акт имманентного раскрытия в человеческом духе его высшего идеального содержания, 3) или, наконец, как проявление особой психофизической организации при известных физиологических условиях. Эти три основные взгляда отвечают собственно на три различные вопроса: в первом имеется в виду причина данного явления, действующая или производящая (causa efficiens), во втором - причина формальная или идеальная (?????), в третьем - причина материальная или субстрат (?? ???????????).
Во всяком случае эти три взгляда не только в отдельности, но и вместе взятые, не дают нам удовлетворительного объяснения, и истинно-научная теория вдохновения принадлежит к задачам будущего.
Вл. С.
Источник: Философский словарь Владимира Соловьева