ВЧУВСТВОВАНИЕ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ВЧУВСТВОВАНИЕ
перенесение на предмет вызываемых им чувств и настроений.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

ВЧУВСТВОВАНИЕ
проекция собственных душевных состояний на воспринимаемое извне.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Вчувствование
нем. Einfuhlung) – "созерцательное проникновение" (Гуссерль) в чужую душевную жизнь (эквивалентно эмпатии)

Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов

ВЧУВСТВОВАНИЕ
термин психологии иск-ва и эстетики, означающий перенесение на предмет вызываемых им чувств и настроений (напр., переживаемые человеком при восприятии к.-л. пейзажа чувства грусти или радости проецируются в данный пейзаж и воспринимаются как его свойства - «грустный» или «веселый» пейзаж и т. п.). Понятие В. было впервые изложено Ф. Т. Фишером (1887) и стало основным принципом эстетики у Т. Липпса, определявшего В. как «объективированное самочувствие». Оно получило широкое распространение в теории искусства нач. 20 в. (Вернон Ли, В. Воррингер и др.) и нередко истолковывалось в субъективно-идеалистическом духе.

Источник: Советский философский словарь

ВЧУВСТВОВАНИЕ
способность переноситься в мир представлений другого человека, обусловливающая возможность его понимания. В плане психологическом вчувствование — постижение эмоционального состояния другого человека в процессе сопереживания (см. Эмпатия). В «философии жизни» Дильтея процесс понимания рассматривается как процесс переживания или вчувствования, раскрыть который должна описательная, или «понимающая» психология (предмет и метод ее Дильтей называет герменевтикой). В плане эстетическом вчувствование—это «внесение» собственных мыслей и чувств в явления реального мира. Теория вчувствования, начиная с Гердера и особенно Фр. Т. Фишера, играет значительную роль в эстетике, становясь у Т. Липпса основным принципом психологической эстетики.
В. С. Старовойтов

Источник: Новая философская энциклопедия

ВЧУВСТВОВАНИЕ
важнейший концепт герменевтики Ф. Шлейермахера и В. Дилътея (см.). Имеется в виду, что один человек может понять другого лишь в том случае, если он поставит себя на его место, т.е. будет конгениальным ему. Чтобы понять «Тихий Дон», следует поставить себя на место автора этого романа, М. Шолохова. Дильтей полагал, что В. — визитная карточка метода гуманитарных наук, ориентированных в отличие от естествознания на сознание человека и прежде всего не на мысли, а на чувства. Современное состояние гуманитарных наук свидетельствует о недостаточной рафинированности концепта В. Решающее значение имеют следующие обстоятельства. Все гуманитарные, в т.ч. общественные, науки оперируют ценностями, которые, будучи концептами, в своей ментальной форме содержат чувственный компонент. Понимание есть оперирование ценностями. Понять другого человека — это означает быть в курсе его ценностей. В этой связи В. является моментом познания, но при этом сами чувства не выступают автономными от теории образованиями. Концепции В. явно недостает основательности. См. герменевтика, В. Дильтей.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ВЧУВСТВОВАНИЕ
(Einfühlung) — способность переноситься в мир представлений другого человека, обусловливающая возможность его понимания. В плане психологическом — проекция собственных душевных состояний на воспринимаемое извне. Теория вчувствования утверждает, что гештальткачества являются не свойствами воспринимаемых образов, а лишь чувствами наблюдателя, которые он вкладывает в вещи. В плане эстетическом вчувствование—это способность переносить наши собственные мысли, чувства, желания, поскольку они возбуждаются объектами природы или искусства, на сами эти объекты, как будто это является их собственной внутренней жизнью (см. Идентификация; Одухотворять; Сущность). Теория вчувствования, начиная с Гердера и особенно с Ф. Т. Фишера, играет значительную роль в эстетике.
Т. Липпс различает простое, или практическое, и эстетическое вчувствование.
Т. Lipps. Ästhetik, I—II, 1903—1906; W. Worringen Abstraktion und E., 1908; E. Stein. Zum Problem der E., 1917; R. Kirchhoff. Allg. Ausdruckslehre, 1957; Einfühlen, Erinnern, Verstehen. Eine Festschrift für R. A. Spitz zu seinem 80. Geburtstag, 1967; K. F. Morrison. I am You: the Hermeneutics of Empathy in Western Literature, Theology and Art. Princeton, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ВЧУВСТВОВАНИЕ
термин субъективно-идеалистич. эстетики, к-рым выражается субъективистское "внесение" мыслей, чувств человека в предметы и явления объективного мира. Впервые теория В. изложена в работах Ф. Т. Фишера (F. Th. Vischer, Symbol, в кн.: Philosophische Aufs?tze, 1887, и др.), к-рый заимствовал термин "В." у своего сына – историка и теоретика иск-ва Р. Фишера. В., понимаемое как "внесение" мыслей и чувств в явления реального мира, становится осн. принципом психологической эстетики Липпса (Т. Lipps, ?sthetik. Psychologie des Sch?nen und der Kunst, Tl 1–2, 1903–06). "Форма объекта всегда есть результат формирования мною", – пишет Липпс. Теория В. получила распространение в нач. 20 в. (в работах Вернон Ли, Воррингера и др.) и послужила в качестве теоретич. оправдания разных течений формализма в иск-ве и в первую очередь экспрессионизма. Она близка "теории сопереживания" – идеалистич. "растворения" эстетич. объекта и субъекта (Мейман и др.). Лит.: Лапшин И., Проблема "чужого я" в новейшей философии, СПБ, 1910; Самсонов Н. В., История эстетических учений, ч. 1–3, М., 1915; Мейман Э., Введение в современную эстетику, пер. с нем., М., 1909; WorringerW., Abstraktion und Einf?hlung, 10 Aufl., M?nch., 1921; eго же, Forniprobleme der Gotik, 3 Aufl., M?nch., 1927; Lee Vernon Beautiful. An introduction to psychological aesthetics, Cambr., 1914; Utitz E., Geschichte der ?sthetik, B., 1932. И. M?цa. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
151.99 кб

Проблема вчувствования в философии Н. О. Лосского и С. Л. Франка

Пузыревский Валерий Юрьевич
Статья посвящена гносеологическим, онтологическим и метафизическим аспектам рассмотрения проблемы вчувствования в философии всеединства Н. О. Лосского и С. Л. Франка.

Похожие термины:

  • ВЧУВСТВОВАНИЯ ТЕОРИИ

    эстетико-психологические концепции, в к-рых как основа эстетического переживания и постижения мира полагается принцип «вчувствования». В. т. развивались во второй половине XIX— нач. XX в. в рамках су