собират. наименование политеис-тич. верований в рабовлад. обществах Месопотамии - в Шумере, Аккаде, Вавилоне, Ассирии (4—1 тыс. до и. э.). Гл. идеи В. р. следующие: простые люди ничтожны перед богами; любимцы и ставленники богов - цари; существующие порядки и законы божественны. Боги В. р. выступают в антропоморфном виде. В Шумере в 4—3 тыс. до н. э. на основе слияния племен, культов сформировалось представление о великой троице богов (Ану, Энлиль, Эа), наряду с к-рыми признавались и др. боги, олицетворявшие силы природы и отд. стороны практич. деятельности людей. С др. времен в Месопотамии были развиты земледельческие культы, особенно культ богини плодородия Иштар и бога земледелия Таммуза. С нач. 2 тыс. до н. э. во главе сонма богов ставится покровитель Вавилона бог Мардук. Процесс централизации власти в руках вавилон. царей отражается в появлении тенденции к монотеизму: др. боги начинают рассматриваться как разные проявления Мардука. В эпоху асеир. владычества (8-7 вв. до н. э.) В. р. пополнилась представлениями о племен. и нац. ассир. богах, прежде всего о боге Ашшуре. После крушения ассир. империи эти представления исчезли. В В. р. всегда сохранялись остатки перво-бытн. верований, в част. анимизм и магия, была развита мантика, важная роль отводилась астральным культам. В. р. нашла отражение в др. письменных памятниках - «Энума элиш», эпосе о Гильгамеше и др., нек-рые идеи и сюжеты этих соч. были заимствованы др. евреями (напр., легенда о потопе). В. р. характеризуется развитым институтом жречества, к-рое строго регламентировало сложный и пышный культ. Строились грандиозные храмы. С распространением в Месопотамии зороастризма, христианства, ислама В. р. постепенно размывалась, прекратив свое существование к 13 в. н. э.
ВАВИЛОНСКАЯ РЕЛИГИЯ
ВАВИЛОНСКАЯ РЕЛИГИЯ
Источник: Атеистический словарь
ВАВИЛОНСКАЯ РЕЛИГИЯ
общее усл. наименование политеистич. верований и культов древних народов долины Тигра и Евфрата (Двуречья, Месопотамии): шумерийцев, аккадийцев (вавилонян), ассириян, халдеев, у к-рых на основе возникшего в нач. III тысячелетия до н. э. рабовладельч. общества сложилась высокая культура, достигшая значит. расцвета уже к сер. II тысячелетия до н. э. Верования народов Двуречья взаимно влияли одно на другое - шумерийские элементы В. р. далеко не всегда возможно отделить от семитических (вавилоно-ассир.) ее элементов.
Культ богов В. р., главным из крых первоначально считался Ану, затем Энлилъ, а позднее Мардук, осуществлялся жречеством и был сосредоточен в храмах, к-рые нередко поражали древних своей грандиозностью (храм Бэла - «Вавилонская башня» - причислялся к «7 чудесам света»). В. р. сохранила нек-рые черты верований первобытнообщинного строя. Так, изображения богини врачевания Гулы в виде собаки, бога Забабы в виде орла и т. п. служат проявлением первобытного тотемизма. Однако преобладали в В. р. антропоморфные (человекообразные) изображения богов. На В. р. наложило глубокий отпечаток развитие земледелия в стране. Видное место в ней занимали культы богов плодородия - умирающего ш воскресающего Таммуза, бога бури Адада, орошающего землю дождем, бога земных и подземных вод и искусственного орошения полей Эа. Важная роль отводилась в В. р. также астральным культам и магии. Каждое небесное светило считалось божеством, и наблюдение небесных явлений, необходимое для установления календаря, было делом жрецов.
Иногда астральные культы и культы земного плодородия смешивались. Так, супруга Таммуза Иштар одновременно представлялась и небесной богиней (планетой Венерой) и обитательницей земных недр, участницей воскрешения Таммуза. На основе астральных культов в В. р. пышно расцвели астрология и практика гаданий и пророчеств. В связи с развитием рабовладельч. отношений в религ. верованиях вавилонян происходили существенные сдвиги. Усиление царской власти превратило Иштар в богиню войны, покровительницу царей. Боги объявлялись защитниками существующих порядков, карающими грешников. Религией подчеркивалось «ничтожество» простых людей, тружеников. В одном из мифов попытки неимущих людей восстать против царя и его наместника объяснялись кознями злого бога чумы Ирры и вызывали резкое осуждение у бога Энлиля. Были объявлены божественными законы, утверждавшие незыблемость частной собственности и безусл. повиновение рабов господам. Развитие рабовладельч. строя нашло выражение также в разработке пышного культа и установлении сложной жреч. иерархии. С полит. и экономич. переменами было связано и изменение роли богов в пантеоне В. р. Так, когда Вавилон стал центром страны, бог этого города Мардук, считавшийся до тех пор одним из младших, был провозглашен «царем богов» и для обоснования этого был переработан миф о происхождении мира.
Религ. верования пронизали все сферы жизни Др. Двуречья. Особенно значит. роль играли прорицатели и маги, распространившие свое влияние и за пределы страны. Однако в вавилонской литературе изредка появлялись и высказывания, свидетельствующие о развитии в стране религ. скептицизма, приближавшегося к атеизму. В «Разговоре господина с рабом», напр., в уста раба вложено утверждение, что религ. культ бесполезен, ибо богам нет дела до страданий человека. Конечно, такие мысли были достоянием одиночек и в условиях вост. рабовладельч. деспотии не получали широкого распространения.
В. р. постепенно потеряла свое значение после завоевания страны персами (VI в. до п. э.), а затем греко-македонянами, когда началось распространение эллинизма. Волна завоеваний привела к разрушению величеств, дворцов Др. Двуречья и утрате мн. достижений его культуры (секрет вавилонской клинописи был раскрыт лишь в XIX в.). Однако В. р. оказала существ, влияние на религ. верования ряда народов: из нее во многом были заимствованы приемы магии, гаданий, астрологии, имевшие хождение у персов, греков, римлян, арабов, а через их посредство и в ср.-век. Европе.
Культ богов В. р., главным из крых первоначально считался Ану, затем Энлилъ, а позднее Мардук, осуществлялся жречеством и был сосредоточен в храмах, к-рые нередко поражали древних своей грандиозностью (храм Бэла - «Вавилонская башня» - причислялся к «7 чудесам света»). В. р. сохранила нек-рые черты верований первобытнообщинного строя. Так, изображения богини врачевания Гулы в виде собаки, бога Забабы в виде орла и т. п. служат проявлением первобытного тотемизма. Однако преобладали в В. р. антропоморфные (человекообразные) изображения богов. На В. р. наложило глубокий отпечаток развитие земледелия в стране. Видное место в ней занимали культы богов плодородия - умирающего ш воскресающего Таммуза, бога бури Адада, орошающего землю дождем, бога земных и подземных вод и искусственного орошения полей Эа. Важная роль отводилась в В. р. также астральным культам и магии. Каждое небесное светило считалось божеством, и наблюдение небесных явлений, необходимое для установления календаря, было делом жрецов.
Иногда астральные культы и культы земного плодородия смешивались. Так, супруга Таммуза Иштар одновременно представлялась и небесной богиней (планетой Венерой) и обитательницей земных недр, участницей воскрешения Таммуза. На основе астральных культов в В. р. пышно расцвели астрология и практика гаданий и пророчеств. В связи с развитием рабовладельч. отношений в религ. верованиях вавилонян происходили существенные сдвиги. Усиление царской власти превратило Иштар в богиню войны, покровительницу царей. Боги объявлялись защитниками существующих порядков, карающими грешников. Религией подчеркивалось «ничтожество» простых людей, тружеников. В одном из мифов попытки неимущих людей восстать против царя и его наместника объяснялись кознями злого бога чумы Ирры и вызывали резкое осуждение у бога Энлиля. Были объявлены божественными законы, утверждавшие незыблемость частной собственности и безусл. повиновение рабов господам. Развитие рабовладельч. строя нашло выражение также в разработке пышного культа и установлении сложной жреч. иерархии. С полит. и экономич. переменами было связано и изменение роли богов в пантеоне В. р. Так, когда Вавилон стал центром страны, бог этого города Мардук, считавшийся до тех пор одним из младших, был провозглашен «царем богов» и для обоснования этого был переработан миф о происхождении мира.
Религ. верования пронизали все сферы жизни Др. Двуречья. Особенно значит. роль играли прорицатели и маги, распространившие свое влияние и за пределы страны. Однако в вавилонской литературе изредка появлялись и высказывания, свидетельствующие о развитии в стране религ. скептицизма, приближавшегося к атеизму. В «Разговоре господина с рабом», напр., в уста раба вложено утверждение, что религ. культ бесполезен, ибо богам нет дела до страданий человека. Конечно, такие мысли были достоянием одиночек и в условиях вост. рабовладельч. деспотии не получали широкого распространения.
В. р. постепенно потеряла свое значение после завоевания страны персами (VI в. до п. э.), а затем греко-македонянами, когда началось распространение эллинизма. Волна завоеваний привела к разрушению величеств, дворцов Др. Двуречья и утрате мн. достижений его культуры (секрет вавилонской клинописи был раскрыт лишь в XIX в.). Однако В. р. оказала существ, влияние на религ. верования ряда народов: из нее во многом были заимствованы приемы магии, гаданий, астрологии, имевшие хождение у персов, греков, римлян, арабов, а через их посредство и в ср.-век. Европе.