ВАСУБАНДХУ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Васубандху
IV или V в. н.э.), младший брат Асанги, буддийский мыслитель школы Йогачара.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

ВАСУБАНДХУ
Философ-буддист (IV — V вв.). Автор фундаментальной «Энциклопедии Абхидхармы» («Абхидхармакоша»). Произведение обнаружено в начале XX в., опубликовано в 1967 г. Содержит подробные сведения об учении буддизма хинаяны, комментированное изложение позиций различных школ. В основе трактата лежит учение вайбхашики, к которой принадлежал Васубандху. Классик буддизма хинаяны, он покинул школу и вместе с братом Асангой участвовал в разработке учения о сознании школы виджнянавада направления махаяны, а затем в формировании тантрического буддизма школы ваджраяна. Был удостоен титула «Второй Будда», как и Нагарджуна.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ВАСУБАНДХУ
OK. 320-400 или неск. позднее), инд. философ-буддист. Брат Асанги. Сначала разделял взгляды вайбхашики - одной из школ хинаяны, потом стал приверженцем махаяны, явившись одним из учителей школы йогачара. Гл. соч. «Абхидкармакоша» - компендий системы вайбхашики и хинаяны вообще (обнаружена в переводе на кит. яз.). Став приверженцем школы йогачара, В. написал множество самостоят. работ и комментариев на соч. Майтреи и Асанги, в т. ч. изложение филос. учения йогачара - «Виджнаптиматратасиддхи» и др. Для В. характерен интерес к проблеме наименований (оказал влияние на логич. исследования школы).

Источник: Советский философский словарь

ВАСУБАНДХУ
ок. 410—ок.490) — инд. философ и писатель. Свою религ.-филос. деятельность начал как приверженец хинаянистической школы вайбхашика, секты сарвастивада, но позже под влиянием своего старшего брата Асанги перешел на позиции школы йогачара, упрочению к-рой немало способствовал своей лит. и проповеднич. деятельностью. Его ранняя работа «Абхидхармакхоша» является одной из наиб. исчерпывающих но хинаяне, а поздние сочинения, такие, как «Вадавидхи», «Вадамарга», «Таркашастра», «Виджняптиматрашастра», написаны уже с позиций махаяны. В. написал несколько специальных работ по логике, до нас не дошедших. Его трактаты переводились на кит. и тиб. языки. Н. А. К.анаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ВАСУБАНДХУ
санскр. Vasubandhu) (ок. 410—490 или ранее) — индийский мыслитель, теоретик буддизма хинаяны (сочинение «Абхидхармакоша») и махаяны (трактаты «Вадавидхи», «Наставление о диспуте»; «Вадамарга», «Путь диспута»; «Таркашастра», «Наука спора»; «Виджняптиматрашастра», «Наставление по истолкованию священных текстов»; «Вимшатика», «Двадцать стихов» и «Тримшика», «Тридцать стихов о толькосознавании». В его биографии, содержащейся в китайском каталоге Трипитаки и переведенной с санскрита на китайский ок. 557—569 Парамартхой, сказано, что он провел много лет в Шакале, Каушамби и Айодхье, где умер в возрасте 80 лет. Начал религиозно-философскую деятельность как приверженец хинаянистической школы ваабхашика секты сарвастивада, затем под влиянием своего брата Асанги перешел в школу йогачара, теоретические основы которой разрабатывал вместе с Асангой. В главном сочинении «Абхидхармакоша» систематизировал буддийскую доктрину, ее онтологию, сотериологию, этику, социальную философию и эсхатологию. В «Вимшатике» и «Тримшике» разрабатывал базовую для школы йогачара концепцию всего сущего как сознавания (виджнаптиматра). В последнем ввел различение знания (джняна) и сознания (виджняна), в котором различаются два уровня: проявляющееся в обыденном познании pravrttivijnana и сознание-сокровищница (алаявиджняна). В сочинениях, посвященных теории аргументации и полемике, развивал логическую концепцию вывода, использовал две разновидности вывода: пятичленный и двучленный.

Источник: Новая философская энциклопедия

ВАСУБАНДХУ
(санскр. vasu-bandhu, тиб. dbyig gnyen, Добрый Друг) — индобуддийский мыслитель IV–V вв., младший брат Асанги, известный своими трудами как по Абхидхарме, так и по йогачаре, автор ряда комментариев к махаянским сутрам и к трактатам Майтреянатхи, Асанги. В тибетском Тенгьюре (Данджуре) есть переводы 33 его сочинений, некоторые из них сохранились и на санскрите. Отдельные его произведения посвящены проблемам буддийской логики, за что его величают её «отцом». Согласно жизнеописаниям, В. родился в Северной Индии, в области Гандхара, в городе, ныне называемым Пешавар, в семье брахмана. В молодости изучал вайбхашику, а затем саутрантику, которая произвела на него большее впечатление. Долгие годы В. провёл в спорах с философами как одной, так и другой школ. На основании этой полемики и была создана знаменитая «Абхидхарма-коша» вместе с обширным автокомментарием (бхашья). Примерно в середине своей жизни под учительством Асанги В. становится мастером Махаяны. Созданные В. труды этого на правления сделали автора настолько знаменитым, что его назначили воспитателем царевича Айодхи. После его воцарения В. до самой смерти жил в этом городе. Считается, что в конце жизни он убедился в бессмысленности полемики для достижения духовных целей. В «Абхидхарма-коше» В. систематизировал основные положения буддийской теории дхарм, как списка 75 классов частиц потока сознания, доступных аналитическому познанию. Он также описал законы причинности, согласно которым из мгновенно вспыхивающе-гаснущих частичек формируются и существуют сложные образования, а поток сознания особи рождается в новой жизни. Путь к нирване есть успокоение волнения этого потока, что теоретически предусмотрено наличием в нём некоторых дхармо-частиц списка, способствующих (при сознательном усилии) усмирению «суетности» дхарм. Труд отражает синкретические позиции Хинаяны: автор использовал положения как вайбхашики, так и саутрантики, другой философской школы Малой колесницы, за что его позднее критиковали первые. В сочинениях по йогачаре — «Разъяснение трёх природ» («Трисвабхаванирдеша»), «Трактат в 30 строфах» («Тримщатика»), «Трактат в 20 строфах» («Вимщатика») и др. — В. развивал махаянское учение о неописуемом Абсолюте (йатха-бхута) и сознании-сокровищнице (алая-виджняна). На базе этих понятий постигается иллюзорность эмпирического опыта сознания. Оно состоит из трёх природ: 1) парикальпита — воображение, вымысел, игры с иллюзорными объектами как с настоящими, что препятствует становлению на Путь; 2) паратантра — взаимозависимость одних актов сознания от других, особенно ощутимая при аналитической работе ума, но духовно правомочная только в области преодоления небуддийских воззрений и целей; 3) паринишпанна — интуитивное, недвойственное знание, присущее просветлённым существам, видящим содержимое алая-виджняны. Соответственно трём природам он различал и три истины, в противовес двум истинам мадхьямиков. То, что называется истинным на уровне первой природы, глубоко ошибочно, на уровне второй — относительно верно. Лишь уровень третьей природы показывает истины запредельных состояний сознания, «вырывающиеся из пелены слов», неотличимые от семян (биджа) сознания-сокровищницы, согласно трактату «Только-сознание» («Виджняна-матра-шастра»).

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
0.00 байт

Васубандху и его стратификация уровней реальности

Шохин В. К.
Читать PDF
0.00 байт

Проект Российской императорской Академии наук по изучению «Энциклопедии Абхидхармы» Васубандху

Островская Елена Петровна
В 1917 г. по инициативе Ф.И. Щербатского началось систематическое изучение и перевод на европейские языки «Абхидхармакоши». В работе, кроме автора проекта, принимали участие О.О.
Читать PDF
0.00 байт

Васубандху. «Пудгала-винишчая». Фрагмент 933-943

Титлин Лев Игоревич
Предисловие, перевод, примечания Л.И. Титлина
Читать PDF
0.00 байт

Юнг и «Абхидхармакоша» васубандху: некоторые параллели

Ефимова Ирина Яковлевна
Читать PDF
0.00 байт

Понятие “сознание-хранилище” у Васубандху

Аудриус Бейнорюс
Читать PDF
0.00 байт

Васубандху. Пудгалавинишчая. ФР. 943-948. Перевод с санскрита

Титлин Лев Игоревич
Читать PDF
0.00 байт

Является ли «я» объектом? Дискуссия буддистов с пудгалавадинами в «Пудгалавинишчае» Васубандху

Титлин Лев Игоревич
Статья предваряет первый перевод с санскрита на русский язык фрагментов 928-932 «Пудгалавинишчаи» Васубандху с комментарием «Спхутартха» Яшомитры, в которых разворачивается дискуссия с пудгалавадинами.
Читать PDF
0.00 байт

ДИГНАГА ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВОСПРИЯТИЯ В "ВАДАВИДДХИ" ВАСУБАНДХУ. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ "ПРА

Лысенко Виктория Георгиевна
В статье исследуется фрагмент «Праманасамучаявритти» («“Свод инструментов достоверного познания” с комментарием», 1.