ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

род. ок. 330, Цезарея, Каппадокия - ум. 1 янв. 379, там же) - греч. теолог, с 370 - епископ. Получил признание за свою церковную, монастырскую, благотворительную деятельность, писал о догматике и аскетизме. Избр. соч. - в "Библиотеке отцов церкви", т. 46, 1925.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
ок. 330-379) - епископ Кесарии Каппа-докнйской (М. Азия), один из отцов церкви, выступал против арианства, проповедовал аскетизм, поддерживал монашество. В. В. разработал вариант литургии, регламентировал правила монастырской жизни. Он является автором «Шестоднева», в к-ром изложены основы христ. космологии, ряда руководств по церк. деятельности, наставлений и проповедей.

Источник: Атеистический словарь

ВАСИЛИИ ВЕЛИКИИ
(ок. 330 - 379) - один из отцов церкви, епископ Кесарин Каппадокийской, Доказывал преимущество мудрости духовной - христ. веры над светской мудростью - античной наукой, предложил метод согласования «натуральной правды» со св. писанием. Автор «Бесед на шестоднев», содержащих основы христ, космологии и получивших широкую известность на Руси, а также пастыр. руководств, наставлений и проповедей. В. В. разработал свой вариант литургии, до сих пор принятый в православии. Выступал против арианства, поддерживал монашество с его аскетизмом,

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
Василий К е с a р и й с к и й (ок. 330, Кесария Каппадокийская, -1.1.379, там же), греч. церк. деятель, мыслитель и писатель. Один из виднейших представителей патристики, глава т. н. каппадокийского кружка. С 370 епископ г. Кесарии, организатор ортодоксальной оппозиции официально насаждавшемуся в этот период арианству. Испытал воздействие платонизма, отчасти неоплатонизма (мотивы Плотина в трактате «О святом Духе»); однако в целом для него характерна апелляция к популярным, общедоступным пластам антич. культурной традиции (доктрина Посидония о симпатии всех вещей, ходовой морализм). Его толкования на рассказ библейской кн. Бытия о шести днях творения основали богатую традицию ср.-век. «Шестодневов» и повлияли на распространенные космологнч. и естеств.-науч. представления последующих столетий (в частности, у слав, народов). В православной традиции - один из трех главных «святителей» вост. церкви (наряду с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом).

Источник: Советский философский словарь

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
(329–379) – один из Отцов церкви, автор многочисленных богословских трактатов, писем и бесед. Из 21 проповеди на различные темы наиболее известно «Увещание к молодежи о том, как извлечь наибольшую пользу от чтения языческих авторов», где он доказывает необходимость изучения древнегреческой философии и говорит о пользе светского образования.
Решая необходимую для своего времени задачу «воцерковления», христианизации греческой культуры, В. В. истолковывает христианство в понятиях и категориях философии, тем самым пытаясь достичь синтеза веры и утонченного интеллектуализма Платона и Аристотеля . Доказывая, что греческая мысль вполне совместима с библейским Откровением и между ними нет противоречий, он в учении об устройстве мира (космологии) ссылается на идеи Платона в «Тимее» и стоика Посидония, дает символическую интерпретацию семи дней сотворения Богом нашего мира. Числовой символизм позволяет ему истолковать понятия времени и вечности в рамках представлений и умозрений греческой философии. Пытаясь осмыслить природные явления, он пользуется аргументами из аристотелевской «Физики» и комментариями неоплатоников.
Обсуждая вопрос о сотворении человека, В. В. развивает учение об «образе и подобии»: человек предстает как теоцентрическое существо, всё бытие которого призвано деятельно стремиться к совершенству божественной жизни здесь, на Земле, поскольку он сотворен по образу и подобию Бога. В то же время человек есть «микрокосм». Он как бы собирает, фокусирует (в святоотеческой терминологии – «рекапитулирует») в себе весь тварный мир, центром которого он призван быть. Труды В. В. оказали громадное влияние на последующее развитие христианского антропологического учения. Его богословские заслуги заключаются в преодолении еретического учения Ария , в упорядочении правил монашеской жизни и создании монастырского устава. В. В оказал значительное влияние на выработку восточного (православного) обряда христианства.

Источник: Краткий философский словарь.

Василий Великий
(Basil the Great,
са. 330379). Епископ Кесарийский. Родился в понтийском г. Кесарии, в богатой христианской семье. Получив хорошее образование в родном городе и Афинах, в 356 г. возвратился в Кесарию, где стал преподавать риторику. Годом позже он крестился. Посетив монашеские общины Вост. Средиземноморья, предался аскетическому уединению в семейном имении; там же он начал писать труды в защиту христианской веры. В 364 г. оставил затворничество по просьбе Евсевия, епископа Кесарийского, крый рукоположил его в священники, и в тот же год сменил Евсевия на епископской кафедре, на крой оставался до последних дней жизни и страстно защищал Никейское христианство. Деятельность Василия Великого особо значима в трех областях. (1) Он создал концепцию общежительного монашества, края основана на любви, святости и послушании и заменяет индивидуальный аскетизм; правило св. Василия Великого остается по сегодняшний день основным руководством для восточного монашества. (2) Он разработал принципы социальной деятельности как монашеских общин, так и епископов Церкви, а также церковной благотворительности. Отстаивая юридическую независимость местных епископов от епископа Римского (главенство крого он теоретически признавал), Василий Великий возлагал на них административный контроль над монастырями и всей жизнью Церкви. Благодаря такому контролю и силой собственного примера (он пожертвовал на дела милосердия все свое состояние) Василий Великий осуществлял огромную благотворительную работу  создание больниц, школ, приютов. (3)Он защищал ортодоксию, прежде всего  учение о Троице. В своей работе "О Духе Святом" (De Spiritu Sancto) он отстаивал божественную природу Св. Духа от пневматомахов. Книга "Против Евномия" (Adversus Eunomium) содержит критику арианской ереси, крую насаждал тогдашний император Валент. Защищая веру, Василий Великий разработал точную терминологию для учения о Троице, введя формулу единства Бога по сущности (ousia) и троичности по лицам (hypostaseis). Так он подготовил почву для Константинопольского собора (381). Благодаря своей деятельности Василий Великий, вместе с близким другом Григорием Назианзином и братом Григорием Нисским, стал соединительным мостом между Востоком и Западом. Его книги, проповеди (особенно на темы псалмов), комментарии наИс 16, письма имеют непреходящее значение для Церкви; они являют нам не просто образованного человека, но и любящего христианина.
Р. Н. Davids (пер. Ю.Т.) Библиография: H.Chadwick, The Early Church; W.C. Clark, The Ascetic Works of St. Basil; R.S. Deferrari, tr.,5i. Basil: The Letters; J.N. D. KelIy, Early Christian Doctrines; H. von Campenhausen, The Fathers of the Greek Church; J. W. C. Wand, Doctrines and Councils.
См. также: Каппадокийскиеотцы.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Василий Великий
Василий Кесарийский ; ок. 330, Кесария Каппадокийская, - 1 янв. 379, там же), греческий церковный деятель, мыслитель и писатель, видный представитель патристики. Родился в образованной и состоятельной семье, уже в течение ряда поколений исповедовавшей христианство и пользовавшейся в малоазийской провинции Каипадокии большим влиянием; его братом был Григорий Нисский. В. В. учился риторике и философии в Кесарии, в Константинополе, затем в Афинах, где на всю жизнь подружился с Григорием Богословом. Вернувшись в Кесарию, некоторое время преподавал риторику, но затем крестился и отправился в странствие к очагам монашеской жизни в Сирии, Палестине, Египте и Месопотамии, сам основал общину аскетов в пустыне близ Неокесарии, написал монашеский устав (в двух редакциях — пространной и краткой), оказавший широкое влияние на становление средневековой монашеской культуры, составил вместе с Григорием Богословом антологию аскетических текстов Оригена (названию которой — «Добротолюбие» — суждено было сыграть важную роль в истории аскетики православия). С 364 г. священник в Кесарии, с 370 — епископ этого города, митрополит Капнадокии и экзарх другой провинции — Понта. Вокруг В. В. складывается т. н. каппадокийский кружок; сам В. В. возглавляет в обшецерковном масштабе сопротивление поощряемому светской властью арианству, широко организует каритативную деятельность, упорядочивает богослужение. Мышление В. В. имеет менее умозрительный и более практический характер, чем это было у его окружения (особенно у Григория Нисского). На первом месте стоит моральное поучение, долженствующее (согласно платонической концепции духовного восхождения) очистить ум (нус) и подготовить его к созерцанию умопостигаемой реальности; характерно, что у Оригена В. В. берет именно его аскетику. Вопросы абстрактной философской теории попадают в поле зрения В. В. по связи с утилитарными нуждами актуальных догматических споров. Так, в трактате «О Святом Духе» введены мотивы неоплатонизма и даже парафразы из Плотина. Спор с Евномием, утверждавшим в ходе апологии арианства, что человеческий интеллект непосредственно познает сущность Бога, а потому эпитеты Бога либо фиксируют эту сущность с полной адекватностью, либо представляют собой не более как простые метафоры, так что третьего не дано, побудил В. В. не только развивать идеи христианско-платонической апофатики (см. ст. «Теология апофатическая») и теорию символа, но также осуществить классификацию типов «имен» («отрешенные» имена, обозначающие предмет сам по себе однако не по сущности, а по свойствам; имена, характеризующие предмет через его отношение к другим предметам; обозначения через отрицание; обозначения по аналогии), подготавливая доктрину Псевдо-Дионисия Ареопагита об «именах Божьих». Но для В. В. более характерен интерес к популярным космологическим темам, напр., к учению о симпатии всех вещей и цепи космических соответствий в духе Посидония, которое соединяется у него с христианским креационизмом. Его толкование на рассказ библейской Кн. Бытия о шести днях творения основали богатую традицию средневековых «Шестодиевов» и повлияли на распространенные космологические и естественнонаучные представления последующих столетий (в частности, у славянских народов). Космос, по В. В., разделен на 2 части - погруженный в поток времени мир чувственных тел и надвременной, умопостигаемый мир ангельских чинов; их общая основа — свет, природа которого одновременно умопостигаемая и чувственная, их средостение — небесная твердь, проницаемая для света и непроницаемая для времени. Библейское «в начале» стоит по ту сторону времени; исток времени причастен вечности, соединяя время (как вторичное) с вечностью — мысль, восходящая к пифагореизму и к «Тимсю» Платона. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

BototAsia; Mbjox,, BaatXeia; Kaiaapeiai;); ок. 330, Кесария Каппадокийская, 1 янв. 379, там же), греческий церковный деятель, мыслитель и писатель, видный представитель патристики. Родился в образованной и состоятельной семье, уже в течение ряда поколений исповедовавшей христианство и пользовавшейся в малоазийской провинции Каипадокии большим влиянием; его братом был Григорий Нисский. В. В. учился риторике и философии в Кесарии, в Константинополе, затем в Афинах, где на всю жизнь подружился с Григорием Богословом. Вернувшись в Кесарию, некоторое время преподавал риторику, но затем крестился и отправился в странствие к очагам монашеской жизни в Сирии, Палестине, Египте и Месопотамии, сам основал общину аскетов в пустыне близ Неокесарии, написал монашеский устав (в двух редакциях — пространной и краткой), оказавший широкое влияние на становление средневековой монашеской культуры, составил вместе с Григорием Богословом антологию аскетических текстов Оригена (названию которой — «Добротолюбие» — суждено было сыграть важную роль в истории аскетики православия). С 364 г. священник в Кесарии, с 370 — епископ этого города, митрополит Капнадокии и экзарх другой провинции — Понта. Вокруг В. В. складывается т. н. каппадокийский кружок; сам В. В. возглавляет в обшецерковном масштабе сопротивление поощряемому светской властью арианству, широко организует каритативную деятельность, упорядочивает богослужение.


Мышление В. В. имеет менее умозрительный и более практический характер, чем это было у его окружения (особенно у Григория Нисского). На первом месте стоит моральное поучение, долженствующее (согласно платонической концепции духовного восхождения) очистить ум (нус) и подготовить его к созерцанию умопостигаемой реальности; характерно, что у Оригена В. В. берет именно его аскетику. Вопросы абстрактной философской теории попадают в поле зрения В. В. по связи с утилитарными нуждами актуальных догматических споров. Так, в


трактате «О Святом Духе» введены мотивы неоплатонизма и даже парафразы из Плотина. Спор с Евномием, утверждавшим в ходе апологии арианства, что человеческий интеллект непосредственно познает сущность Бога, а потому эпитеты Бога либо фиксируют эту сущность с полной адекватностью, либо представляют собой не более как простые метафоры, так что третьего не дано, побудил В. В. не только развивать идеи христианскоплатонической апофатики (см. ст. «Теология апофатическая») и теорию символа, но также осуществить классификацию типов «имен» («отрешенные» имена, обозначающие предмет сам по себе однако не по сущности, а по свойствам; имена, характеризующие предмет через его отношение к другим предметам; обозначения через отрицание; обозначения по аналогии), подготавливая доктрину ПсевдоДионисия Ареопагита об «именах Божьих». Но для В. В. более характерен интерес к популярным космологическим темам, напр., к учению о симпатии всех вещей и цепи космических соответствий в духе Посидония, которое соединяется у него с христианским креационизмом. Его толкование на рассказ библейской Кн. Бытия о шести днях творения основали богатую традицию средневековых «Шестодиевов» и повлияли на распространенные космологические и естественнонаучные представления последующих столетий (в частности, у славянских народов). Космос, по В. В., разделен на 2 части погруженный в поток времени мир чувственных тел и надвременной, умопостигаемый мир ангельских чинов; их общая основа — свет, природа которого одновременно умопостигаемая и чувственная, их средостение — небесная твердь, проницаемая для света и непроницаемая для времени. Библейское «в начале» стоит по ту сторону времени; исток времени причастен вечности, соединяя время (как вторичное) с вечностью — мысль, восходящая к пифагореизму и к «Тимсю» Платона.



Источник: София-Логос. Словарь

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
B ) (ок. 329, Кесария Каппадокийская — 1 января 379, там же) — греческий церковный деятель, писатель и богослов, глава каппадокийского кружка, один из трех (наряду с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом) святителей православной церкви. Родился в благочестивой христианской семье. Учился сначала в Кесарии, в Константинополе, затем изучал философию в Афинах. По возвращении (ок. 356) после краткого периода занятий риторикой был крещен и решил посвятить себя подвижничеству. С несколькими друзьями основал монашескую общину недалеко от Неокесарии на Понте. Для изучения монашеской жизни предпринял поездку по Сирии, Палестине, Египту и Месопотамии. По возвращении вместе с Григорием Богословом составил «Филокалию» — антологию сочинений Оригена—и монашеские «Правила». В 364 принял священнический сан, а в 370 стал епископом Кесарии Каппадокийской, что одновременно давало ему сан митрополита Каппадокии и экзарха Понта. Отличался широтой своей пастырской и благотворительной деятельности, но особенно важной была его борьба против арианства, поддерживаемого императором Валентом и официальными кругами Константинополя. Его церковная и богословская стратегия—это стремление объединить против арианства, с одной стороны, полуариан, с другой—сторонников староникейской партии с помощью примиряющего определения Божественного триединства: «три ипостаси в одной сущности». Первым разграничил термины «сущность» и «ипостась», прежде употреблявшиеся синонимически для обозначения единства Бога: термин «ипостась» он использовал для обозначения троичности лиц, а термин «сущность» —для обозначения Божественного единства. Тем самым он избежал двух крайностей: савеллианского слияния лиц и арианского разделения их.
Богословская и литературная деятельность Василия Великого определялась во многом его практическими интересами как пастыря и церковного руководителя. В его космологии прослеживается влияние платонической традиции (комментария Посидония на платоновский «Тимей»), в тринитарном богословии он использует средства аристотелевской логики, наконец, его описание действий Святого Духа тесно связано с представлениями Плотина о мировой душе.
Полемический трактат «Против Евномия» направлен против крайних ариан (аномеев) и защищает божественность и единосущность Сына Отцу. Если Евномий считал, что сущность Бога можно познать через понятие его нерожденности (в отличие от сотворенного им мира и рожденного Сына, Бог не имеет начала и источника своего существования), то Василий подчеркивает, что Бога мы можем познавать только по его проявлениям, сущность же его остается трансцендентной. Рожденность Сына означает не возникновение его из небытия, а его вечное рождение Отцом.
Наряду с Афанасием Александрийским Василий .Великий положил начало богословию Святого Духа—до этого богословская традиция ограничивалась лишь упоминаниями о нем. В обширном догматическом послании «О Святом Духе» он утверждает божественность Святого Духа, не употребляя, однако, слов «единосущный Отцу» и «Бог», чтобы избежать жесткой реакции со стороны ариан.
Монашеские «Правила», дошедшие до нас в двух редакциях — краткой и пространной, и другие аскетические сочинения Василия Великого аккумулируют опыт, приобретенный им во время жизни в общине, в поездках по центрам восточного монашества и во время наблюдения за монастырями Каппадокии. Он предпочитает общежительную форму монашества, поскольку только в киновии может быть осуществлена заповедь братской любви. «Правила» оказали решающее влияние на развитие и организацию восточного монашества, а на Западе были восприняты через Бенедикта Нурсийского, использовавшего их в своем «Уставе».
Сохранившиеся гомилии и речи Василия посвящены, гл. о-, этическим и социальным вопросам. Выдающееся среди них место занимают девять великопостных гомилии на Шестоднев (рассказ о шести днях творения по книге Бытия), в которых строго креационистское понимание космогонии сочетается с популярными космологическими и естественно-научными представлениями античности.
Особняком в его наследии стоит послание «К юношам» о пользе чтения языческой литературы: хотя греческая классическая литература и уступает Писанию, однако она полезна в воспитании, и следует отбирать из нее все то, что этому способствует; представление это значительно повлияло на позицию Церкви по отношению к античному культурному наследию.
Соч.: MPC, t. 29-32. Р., 1857—66; Traite du Saint-Esprit. P.. 1947; Homelies sur lHexameron. P., 1949; Aux jeunes gens sur la maniere de tirer profit des lettres helleniques. P., 1952; Lettres, 3 vol. P.. 1957—66; Contre Eunome, 2 vol. P., 1982—83; в рус. пер.: Творения,., т. 1—3 СПб., 1911.
Лит.: Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов, т. 1. Сергиев Посад, 1906; Филарет (Гумилевский/. Историческое учение об отцах Церкви, т. 2. СПб., 1882; Amand D. Lascese monastique de saint Basile. Maredsous, 1948; Backus J. l). Lectures humanistes de Basile de Cesaree. P., 1990; Giel S. Les Idees et laction sociale de saint Basile. P., 1941; Gribomont J. Saint Basile. Evangile et Eglise, 2 vol. Abbaye de Bellefontaine, 1984; Treuker В. Politische und sozialgeschichtliche Studien 2u den Basilius-Briefen. Munch., 1961; Dehnard H. Das Problem der Abhangigkeit des Basilius von Plotin. B., 1964; AnseliA. Basilio di Cesarea. Mil., 1968.
А. В. Иванченко

Источник: Новая философская энциклопедия

Василий Великий

вместе с братом своим, св. Григорием Нисским, и своим другом св. Григорием Назианзином (Богословом), был представителем Каппадокийской школы православного богословия, занимавшей среднее, примирительное положение между школами Антиохийской и Александрийской. Василий Великий родился в Кесарии Каппадокийской в 329 г. Отец его, того же имени, и мать Эммелия принадлежали к родовитым семьям Каппадокии и Понта и дали своим многочисленным детям наилучшее воспитание. На 18-м году Василий отправился в Константинополь, где слушал знаменитого в то время софиста Ливания, а потом провел несколько лет в Афинах, тогдашнем центре высшего философского образования; там он подружился с жившим для той же цели в Афинах Григорием Назианзином, а также познакомился с будущим императором Юлианом. Вернувшись в Кесарию, Василий принял св. крещение и был посвящен в чтецы, после чего, проникшись аскетическим идеалом, захотел ближе познакомиться с процветавшим тогда монашеством и через Сирию и Палестину отправился в Египет. Здесь христианская жизнь произвела на него двойственное впечатление: он был поражен удивлением перед чрезвычайными подвигами св. отшельников - и вместе с тем глубоко огорчен господствовавшими в церкви разделениями и смутами, по случаю Арианской ереси и различных расколов. По возвращении на родину, Василий деятельно занялся устроением монашества, основал несколько монастырей в Понтийской области и написал для них устав. Посвященный в 364 г. в пресвитеры, Василий принимал весьма влиятельное участие в церковных делах и успешно противодействовал арианам, получившим преобладание при императоре Валенте и хотевшим завладеть кесарийской церковью. Вместе с тем Василий занялся организацией христианской благотворительности, основал множество убежищ для бедных (птохотрофий) и при всяком случае бесстрашно заступался за угнетенных и гонимых. Все это, в соединении с безупречным аскетическим образом жизни, приобрело Василию огромную популярность. Избранный в 370 г. в архиепископы своего родного города, Василий занялся и обще-церковными делами; через послов и письма он вступил в деятельные сношения со св. Афанасием Александрийским, а также с папой римским Дамасом, стараясь теснее сплотить силы православия для победы над арианством и умиротворения церкви. При этом Василию пришлось испытать вражду с двух сторон: его возненавидели и ариане, как прямого врага, и чрезмерные ревнители правоверия, находившие, что он слишком уступчив и не тверд в своих примирительных стараниях, хотя, вместе с тем, многие упрекали его за гордость, сухость и высокомерие. В 371 году Василий по случаю одного церковного празднества говорил большую проповедь богословского содержания. Не желая сразу отталкивать тех полуариан, которые были готовы признать божество Сына Божия, но не решались присвоить того же достоинства и Духу Св., Василий, говоря о третьем Лице Св. Троицы, ни разу не назвал его прямо Богом. Молва об этом вызвала большое негодование в разных местах. Самого Василия, а также и Григория Назианзина, пытавшегося защитить своего друга, стали обвинять не только в малодушии, но и прямо в вероотступничестве. Однако величайший в то время богословский авторитет, св. Афанасий Великий, архиепископ александрийский (вскоре после того скончавшийся), успел письменно засвидетельствовать в самых уважительных словах безупречное православие Василия и правильность его образа действий. В 372 г. кесарийскому святителю пришлось выдержать другую бурю. Император Валент решился навязать арианство кесарийской церкви и сокрушить ее архиепископа. С этой целью он отправил сначала префекта Эвиппия с другим своим царедворцем, а потом явился и сам. Св. Василий отлучил от церкви вельмож-еретиков, а самого Валента допустил в храм только для принесения даров. Император не решился привести в исполнение своих угроз и удалился, ничего не сделавши. Св. Василий, разрушивший свое здоровье аскетическими подвигами и уже с сорокалетнего возраста называвший себя в письмах стариком, скончался в 378 г., 49 лет от роду. Несмотря на такую сравнительно краткую жизнь, наполненную столь разнообразны ми и трудными делами, св. Василий оставил после себя богатейший вклад в святоотеческую литературу, где его сочинения занимают одно из первых мест. Вот перечень сочинений, несомненно ему принадлежащих: Девять бесед на шестоднев; шестнадцать бесед на разные псалмы; пять книг в защиту православного учения о св. Троице против Евномия; двадцать четыре беседы о разных предметах; семь аскетических трактатов; правила монашеские, в двух редакциях (пространной и краткой); устав подвижнический; две книги о крещении; книга о Духе Св.; несколько проповедей и 366 писем к разным лицам.
Память св. Василия Великого празднуется в день Обрезания Господня, 1 января. Кроме того, он вместе с другом своим св. Григорием Назианзином (Богословом) и величайшим христианским светилом следовавшего за ним поколения - св. Иоанном Златоустом, чествуется особым праздником, 30 января, по следующему случаю. В XI веке между греками возник спор: кто из трех названных вселенских святителей и учителей выше достоинством. Этот спор, по обычаю греков, очень ожесточился, и уже готовы были образоваться три секты: Василиан, Григориан и Иоаннитов. Тогда одному святому епископу, Иоанну Эвхаитскому, явились во сне три святителя и объявили, что между ними не может быть никакого вопроса о первенстве, что они равно послужили Богу и церкви, каждый по-своему, и приказали Иоанну сообщить патриарху и императору, что для большей славы Божией и мира церкви следует установить общий праздник трех святителей, что и было исполнено.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
113.85 кб

Бытие и Бог у свт. Василия Великого

Гагинский Алексей Михайлович
В статье рассматривается вопрос о понимании Василием Великим сущности Бога: отождествлял ли святитель сущность Бога и бытие, или последовательно придерживался учения о ее непостижимости?
Читать PDF
227.95 кб

Московский великий князь Василий III и культы русских святых

Мельник Александр Гаврилович
В работе установлено, что московский великий князь Василий III (1505-1533) уделял особое внимание активному публичному почитанию русских святых.
Читать PDF
373.08 кб

Александр Васильевич Чаянов. Бессмертные идеи великого ученого

Мясовдов Борис Алексеевич
Продолжая традицию, в очередном жизнеописании автор рассказывает еще об одном великом ученом Александре Васильевиче Чаянове.
Читать PDF
179.34 кб

Михаил Васильевич Ломоносов о власти великих князей в Древней Руси

Соловьев Константин Анатольевич
В статье содержится анализ взглядов М.В. Ломоносова на характер великокняжеской власти Древней Руси. Автор приходит к выводу о том, что взгляды Ломоносова имели системный характер.
Читать PDF
1.95 мб

К учению свт. Василия великого о динамике психической жизни человека

Бирюков Д. С.
Читать PDF
156.93 кб

О понятии символа в трудах свтт. Василия Великого и григория Нисского

Курдыбайло Дмитрий Сергеевич, Герасимов Иван Андреевич
Читать PDF
322.58 кб

Учение святого василия Великого о различии между сущностью и энергиями

Воробьев Дмитрий Валерьевич
В статье исследуется учение св.
Читать PDF
467.01 кб

Новизна понятия "меоничности" материи в умозрении свтятителя василия великого

Зинковский Кирилл
В статье дан анализ богословско-философского умозрения одного из «великих каппадокийцев» о материи, ее онтологии и эсхатологическом предназначении. Учение о происхождении тварного мира из абсолютного не-бытия раскрывается свт.
Читать PDF
129.65 кб

Историко-философский контекст «Бесед на Шестоднев» архиепископа василия Великого

Аникеева Е. Н.
Читать PDF
115.09 кб

Беседа iii свт. Василия Великого «На слова: внемли себе» как философский протрептик

Алиева Ольга Валерьевна
Читать PDF
162.49 кб

ОПЕРА-КАНТАТА "СКАЗАНИЕ О ГРАДЕ ВЕЛИКОМ КИТЕЖЕ И ТИХОМ ОЗЕРЕ СВЕТОЯРЕ" С. Н. ВАСИЛЕНКО

Карпов Павел Евгеньевич
Данная статья исследует малоизученное явление отечественной музыки начала XX века.
Читать PDF
312.55 кб

Ленар Васильевич Храмков историк Великой Отечественной войны (к 80-летию со дня рождения)

Храмкова Елена Ленаровна
В статье рассматриваются научные исследования известного российского историка, доктора исторических наук, профессора Самарского государственного университета, заслуженного деятеля науки РФ Л.В.
Читать PDF
785.83 кб

Монашеские обеты базилиан по кодексу Конституций ордена святого василия Великого 1791 года

Гулевич Александр Николаевич
На основе проанализированных положений Кодекса Конституций ордена св. Василия Великого 1791 года можно иметь суждение об исполнении основных монашеских обетов и о степени духовного преуспеяния членов ордена.
Читать PDF
489.25 кб

Изображение святых Василия Великого и Василия Блаженного в единой иконографической композиции

Туминская Ольга Анатольевна
Статья посвящена изучению парной композиции святителя Василия Кесарийского и блаженного Василия, чьи изображения на одной плоскости раскрывают изречение ап. Павла: «Mы юроди Христа ради».
Читать PDF
1.11 мб

Заметки по поводу текста литургии св. Василия Великого: письмо архиепископу финляндскому Антонию

В. В. Болотов

Похожие термины:

  • ВАСИЛИЙ Великим

    (ок. 330—379), - один из видных церк. деятелей IV в., с 370 епископ Кесарии в Каппадокии (М. Азия). Происходил из богатой семьи. В. считал возможным использовать нек-рые элементы античной культуры для пропага