1818—1900) - профессор Казанского ун-та, академик (1886), один из лучших знатоков вост. языков и буддизма в Европе во вт. пол. 19 в., намного опередивший совр. ему религиоведение. Осн.часть трудов В. не опубликована. Из его крупных работ свет увидел лишь трехтомный труд «Буддизм,его догматы,история и литература» (1857-1869), заложивший фундамент отечест. буддологич. школы.
ВАСИЛЬЕВ Василий Павлович
ВАСИЛЬЕВ Василий Павлович
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
ВАСИЛЬЕВ Василий Павлович
(1818–1900) — русский востоковед (буддолог, тибетолог, китаевед, монголовед), автор ряда трудов и переводов с восточных языков, профессор Казанского и Петербургского университетов, академик (с 1886 г.), один из основоположников русской школы буддологии. Родился в Нижнем Новгороде в семье военнослужащего, учился в Казанском университете на кафедре монголистики. Первым исследовал «Сутру Алтан герэл» — монгольский перевод XIV в. с тибетского языка буддийской «Сутры Золотого блеска» («Суварна-прабхаса-сутра»). В составе Российской духовной миссии учился языкам и чтению древних текстов (в 1839–1850 гг.) в Китае, где собрал огромную коллекцию китайских, тибетских и монгольских рукописей и ксилографов (только в 1842 г. он отправил в Казань 849 сочинений в 2737 томах). Для философии и творческой деятельности В. как историка буддизма характерно следование принципам, категориям и классификациям гуманитарного наукознания, сложившегося на Востоке, прежде всего в Тибете и Китае. Наибольшей известностью пользуется его труд «Буддизм. Его догматы, история и литература». Часть 1: Общее обозрение (СПб., 1857); Часть 3: История буддизма в Индии, сочинение Даранаты в переводе с тибетского (СПб., 1869).
ВАСИЛЬЕВ Василий Павлович
20.2.1818 - 24.4.1900. Рус. китаевед и специалист по буддизму. В 1837 окончил отд. вост. яз. историко-филол. ф-та Казанского ун-та, защитил канд. дис. и был оставлен при ун-те для подготовки к проф. званию. В 1839 защитил магистерскую дис. "Об основаниях буд. философии". В 1840 - 50 был прикомандирован к 12-й Рос. духовной миссии в Пекине, где изучал санскрит, кит., монг., тибет. и маньчж. яз. С 1851 - проф. Казанского ун-та, с 1855 - С.- Петербургского. С 1866 - чл.-кор. С.- Петербургской АН, в 1886 - акад. В. принадлежат соч. по истории, религиям, географии, лит-ре Китая и кит. яз. Мировую известность ему принесли труды по буддизму, к-рые были переведены на нем. и франц. яз. В. открыл новое в европ. синологии направление исследований - изучение т.н. сев. буддизма. Его работы осн. преимущественно на тибет., кит. и монг. первоисточниках. Возникновение буддизма относил к началу н.э. Его истоки предлагал искать не в Индии, а северо-западнее. Распространение буддизма на Восток выводил из "превосходства силы зап. духа". Историю буддизма рассматривал как процесс постепенного "присоединения" к его первичной основе - "нравственности, или аскетике" - двух др. частей: "теории, или догматов", затем "практики, или созерцания" при одновременном внутр. развитии и "разрастании" каждой из этих составляющих. Подчеркивал практицизм и конформизм буддизма, готовность его апологетов даже на отступление от догматов для приспособления к конкр. историко-культурной ситуации. Интерес зап. науки к буддизму объяснял новизной для нее этого предмета, а также предполагаемым сходством буддизма с христианством и соответственно поиском возможностей возвеличения либо принижения последнего. Сам В. видел в этом сходстве (напр., ин-те монашества и др.) общее для обеих религий зап. влияние. Буд. идею "сделать не только человека, но и всякую тварь божеством" считал самой дерзкой и богохульной в истории человечества. Помимо анализа истории, догматики различных направлений буддизма, его космологии, мифологии и агиографии дал описание буд. методов религ. совершенствования, в т.ч. практики тантрического буддизма. В. отмечал воздействие буддизма на литургику даосизма, структуру даос, канона (см. "Дао цзан") и др. религ. текстов. Высоко оценивая роль зап. влияний в формировании кит. цивилизации, в то же время отвергал гипотезу об инд. происхождении даосизма. Впервые в рос. науке указал на важность его изучения в процессе историч. развития, подразделял даосизм на "филос." и "религ.", рассматривая последний как вырождение даос, философии. До 90-х гг. 20 в. труды В. были единств, в отеч. лит-ре источником сведений по космологии позднего даосизма. Одним из первых осветил даос, методы "обретения бессмертия" (см. Сянь сюэ), даос, агиографию. В. утверждал, что конф. каноны (см. "Ши сань цзин") окончательно сформировались лишь в 1-м тыс. н.э. Заслуга Конфуция (6 - 5 вв. до н.э.) состоит в том, что он "извлек из рукописей и архивов гос. администрации" умение писать и сделал это умение общедоступным, в т.ч. "научился писать все слова", к-рые были в кит. яз., тогда как до него письменно передавалась только стандартная лексика офиц. хроно-графии и делопроизводства. Он оставил ученикам лишь две кн. - "Ши цзин" и более раннюю летопись "Чунь цю", к-рая стимулировала историч. разыскания. Кон-фуцианцы "дали историю своим соотечественникам", интерпретировав немногочисленные факты и легенды в смысле "образовательном, осн. на правилах нравственности и вежливости" (т.е. этико-ритуальной "благопристойности", см. Ли [2]). Вместе с тем идеи конф. памятника "Чжун юн", с течением столетий "озарившие" всю систему конфуцианства, представляют его не просто "гражданскою религиею", но религией "более религиозной, чем все известные нам". Если буддизм все же отличает человека от божества, то "святой" мудрец - шэн жэнь (см. Шэн [1]) конфуцианства видится "тем, что мы называем Богом, Творцом", от к-рого зависит благотворность Неба и Земли (см. Тянь). В. оценивал "новое конфуцианство" (неоконфуцианство) как "новую религию", представлявшую собой "конфуцианство, приведенное... в систему, снабженное метафизич. аргументами", в наличии к-рых усматривал влияние даосизма и буддизма. Отрицал существование в Китае собственно философии, т.е. "стройной системы, вытекающей из метафизики, или логики". Гл. причину отсталости Китая В. видел в стереотипах мышления, побуждающих считать наукой только традиц. конф. ученость. Вину за отсталость возлагал на изоляционистскую политику чужеземного - маньчж.- прав-ва. Предсказывал возможность экономич. и военно-политич. усиления Китая вплоть до завоевания им господствующего положения в мире. Открытие кит. портов для зап. коммерции под давлением военной силы считал благом для кит. нации и всего человечества, победой "общечеловеч. просвещения", под к-рым понимал естественнонауч. и технич. знания. Они не утвердились в Китае, поскольку их распространением занимались миссионеры-иезуиты, деятельность к-рых дискредитировала Запад в глазах китайцев. В то же время "общечеловеч. просвещение" В. связывал с проповедью христианства. Изучение Востока он рассматривал через призму идеи: "призвание России - просвещать Восток". Буддизм, его догматы, история и лит-pa. Ч. 1. Общее обозрение. СПб., 1857; То же. Ч. 3. История буддизма в Индии, соч. Даранаты. Пер. с тибет. СПб., 1869; Религии Востока. Конфуцианство, буддизм и даосизм. СПб., 1873; Очерк истории кит. лит-ры. СПб., 1880; Открытие Китая. СПб., 1900; ** Ольденбург С.Ф. Памяти Василия Павловича Васильева и о его трудах по буддизму. 1818 - 1918 // Изв. Рос. АН. 1918; Козин С. А. Библиографич. обзор изд. и неизд. работ акад. В.П.В. по данным Азиат, музея АН СССР // Изв. АН СССР. Отд. обществ, наук. 1931; Рус. китаевед акад. В.П.В. (1818 - 1900) // Очерки по истории рус. востоковедения. Вып. 2. М., 1956; Илларионов В.Т. Рус. синолог В.П.В. 1818- 1900гг. Горький, 1959; Скачков П.Е. Библиография Китая. М., 1960. № 18510-18530; ЗаводскаяЕ.В. В.П.В. - родоначальник буддологии в России // История и культура Китая. М., 1974; Самойлов Н.А. Публицистика акад. В.П.В. и нек-рые вопросы общественно-по-литич. развития Китая второй пол. XIX в. // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. 11. Л., 1988; Торчинов Е.А. Труды В.П.В. и актуальные проблемы изучения даосизма // 22-я НК ОГК. Ч. 3. М., 1991. А.Ф. Михайлов, А.Г. Юркевич