(р. 6.2.1969) — спец. в обл. истории заруб, филос; д. филос. н., проф. Р. в Барнауле. Окончил филос. ф-т МГУ (1993). С 1993 работает на кафедре ист. заруб, филос. филос. ф-та МГУ. С 2003 — проф., с 2004 — зав. кафедрой ист. заруб филос. Канд. дис. — «Дедукция категорий в метафизике Канта» (1995). Докт. дис. — «Учение о душе в западноевропейской философии XVIII в.». Осн. напр. иссл.: трансцендентальная филос. Канта, метафизика Нового времени, психол. XVIII в., аналитическая филос. XX в., филос. сознания; коммент. переводы с нем. и англ. (фрагменты рукописного наследия И. Канта по метафизике — Кант. Из рукописного наследия. М., 2000; Колыванов А. П. Наблюдения о человеческом духе и его отношении к миру. Калининград, 2003; Коплстон Ф. Ч. От Фихте до Ницше. М., 2003; Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека. М., 2004; 100 этюдов о Канте. М., 2005 и др.). Соред. сб. «Философия сознания: классика и современность» (М., 2007). - 9 1 - Исследовал историю возникновения и специфику трансцендентальной проблематики в филос. Канта, структуру и разл. варианты кантовской «трансцендентальной дедукции категорий», влияние Юма на Канта и Лейбница на Юма, а также роль Д. Юма, Хр. Вольфа, И. Н. Тетенса и И. Канта в истории филос. психологии. Иссл. трактовку проблемы сознания в аналит. филос. конца XX — нач. XXI в. Гл. идеи: конкретизация предм. области филос. психологии Нового времени через проблему «психологической редукции», к-рая может быть либо отысканием источников обыденных онтологич. установок (убеждения в существовании внешнего мира, веры во всеобщую каузальность и т. п.) в изначальном устройстве когнитивных механизмов человека, в частности в фундаментальной склонности человеческого воображения переносить прошлое на будущее, либо сведением разл. производных «способностей» — воображения, рассудка, воли и др., к «основной способности» души. В. полагает, что в метод, плане филос. психология должна опираться не только на прямые дескрипции сознания, но и на «феноменологические дедукции», позволяющие прояснять смутные диспозиции ума, соотносить их друг с другом и обнаруживать их общие когнитивные основания. Примером феноменологических дедукций является доказательство необходимой связи каузальной и экзистенциальной веры в человеческом сознании. В сферу интересов В. входит аналитическая филос. сознания конца XX в., которая сумела ассимилировать достоинства и преодолеть недостатки раннего феноменологического движения, что позволило вывести обсуждение темы сознания на новый уровень. С одной стороны, совр. авторы не ограничиваются дескрипциями модусов сознания, с другой — уже не выдвигают на первый план обоснование тезиса о зависимости сознания от мозга (что было характерно для радикальных мыслителей XVIII в.). Они исходят из истинности этого тезиса и пытаются прояснить природу данной зависимости. Особое внимание В. уделяет анализу «трудной проблемы сознания», сформулированной Д. Чалмерсом в 1994 и состоящей в вопросе о том, почему функционирование мозга вообще сопровождается субъективным опытом. В. доказывает, что ответ на этот вопрос возможен лишь при допущении возможности реального влияния ментальных состояний на поведение человека, и пытается согласовать подобное допущение с положением о каузальной замкнутости физич. мира и производностью ментального от физ. Он выдвигает аргументы против эпифеноменализма, а также против теории тождества ментального и физ., восходящей к У. Плейсу и Дж. Смарту, и обосновывает концепцию эмерждентного интеракционизма.
Соч.: Дэвид Юм и новоевропейский рационализм // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1991. № 5; Влияние Лейбница на философию Юма // Историкофилософский ежегодник (1992). М., 1993; Кант, Юм и проблемы дедукции категорий // ВФ. 1995. № 4; Дедукция категорий в метафизике Канта // Историко-философский ежегодник (1995). М., 1996; «Высшее проникновение» новоевропейской философии// ВФ. 1997. № 1; Подвалы кантовской метафизики (дедукция категорий). М., 1998; И. Кант: «Пробуждение от догматического сна» // ВФ. 1999. № 1; Размышления о «Кантианских вариациях» М. К. Мамардашвили // ВФ. 1999. № 10; Учение о душе в метафизике XVIII века. Барнаул, 2000; Загадка Андрея Колыванова // Колыванов А. П. Наблюдения о человеческом духе и его отношении к миру. Калининград, 2003; История философской психологии. Западная Европа — XVIII век. Калининград, 2003; Философская психология И. Н. Тетенса и современные мифы о сознании // Философия сознания: история и современность. М., 2004; статьи: Лейбниц, Беркли, Юм, Кант, Фихте, Шеллинг, Шопенгауэр, Второй позитивизм, Деннет, Сёрл, Линкер // История философии. Под ред. В. В. Васильева и др. М., 2005; Философия Артура Шопенгауэра // Западная философия XIX века. М., 2005; Мозг и сознание: выходы из лабиринта // ВФ. 2006. № 1; Кока-кола и секрет Китайской комнаты // Философия сознания: классика и современность. М., 2007; Споры о сознании в аналитической философии // Историко-философский альманах. Вып. 2. М., 2007; История философии. Уч. для студентов вузов. (В соавт.). 2-е изд. М., 2008.
ВАСИЛЬЕВ Вадим Валерьевич
ВАСИЛЬЕВ Вадим Валерьевич
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009