род. 29 июля 1809, Торнсенэ, близ Лангра - ум. 28 июля 1897, Париж) - франц. философ, в 1839 - 1852 - профессор. Принадлежал к антиматериалистическому, антипозитивистскому направлению во франц. философии. Испытал большое влияние нем. идеализма. В его метафизике, созданной им под влиянием Гегеля, Бог более чем бесконечен, ибо он - совершенное. Осн. произв.: "La metaphysique et la science", 1863, 3 vol.; "La science et la conscience", 1870.
ВАШЕРО Этьен
ВАШЕРО (Vacherot) Этьен
Источник: Философский энциклопедический словарь
ВАШЕРО Этьен
французский философ; р. 29.7.1809 (Торсенэ, близ Лангра) — ум. 28.7.1897 (Париж); в 1839—1852 — профессор. Как последователь Кузена принадлежал к антиматериалистическому, антипозитивистскому направлению во французской философии XIX в. Испытал большое влияние немецкого идеализма. В его метафизике, созданной им под влиянием Лейбница и Гегеля на психологической основе, Бог более чем бесконечен, ибо он — совершенное. Осн. соч.: La métaphysique et la science, I—II, 1858,1—III, 1863; La science et la conscience, 1870; Le nouveau spiritualisme, 1884. Olle-Laprune. V. Paris, 1898.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ВАШЕРО Этьен
(1809, Торсене, близ Лангра, – 1897, Париж) – историк философии, сторонник «позитивной метафизики». Учился в Высшей нормальной школе, по окончании которой преподавал в Шалонсюр-Марне, Анже и Париже. Согласно В., только в XIX в. появляются условия для создания подлинно научной метафизики. Прежняя метафизика и наука не могли убедительно решить важнейшие мировоззренческие проблемы. Истинная метафизика – наука об абсолютном и всеобщем; она включает в себя учение о Боге. Атрибуты Бога – бесконечность, необходимость, самодостаточность, всеобщность, единство. Бог безличен: стремление персонифицировать абсолютное бытие делает его ограниченным. В. утверждал, что теологи прошлого ошибочно пытались отдалить Бога от мира, тогда как Бог и мир – это один и тот же объект, рассмотренный в различных аспектах. Не существует двух субстанциально различных порядков бытия. Учение о творении мира – фикция ума. Бог – аспект бытия, взятого в его идее, мир – аспект бытия, взятого в его реальности. Согласно В., существование Бога носит идеальный, а не реальный характер. Бог – высший идеал мышления.
Соч.: Histoire critique de l’école d’Alexandrie. V. 1–3. P., 1846–1851; La métaphysique et la science ou principes de métaphysique positive. V. 1–2. P., 1858; Essais de philosophie critique. P., 1864; La science et la conscience. P., 1876; Le nouveau spiritualisme. P., 1884; La démocratie libérale. P., 1892. Лит.: Janet, P. La crise philosophique. M. Taine, Renan, Littré, Vacherot. P., 1865. A.A. Кротов
Соч.: Histoire critique de l’école d’Alexandrie. V. 1–3. P., 1846–1851; La métaphysique et la science ou principes de métaphysique positive. V. 1–2. P., 1858; Essais de philosophie critique. P., 1864; La science et la conscience. P., 1876; Le nouveau spiritualisme. P., 1884; La démocratie libérale. P., 1892. Лит.: Janet, P. La crise philosophique. M. Taine, Renan, Littré, Vacherot. P., 1865. A.A. Кротов
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.