ВАРВАРСТВО

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Варварство
греч. barbaros) – в культурно-исторической периодизации, принятой в науке XVIII-XIX вв., средняя из трех эпох истории человечества: дикость, варварство, цивилизация. Схема обоснована Л. Г. Морганом и принята Ф. Энгельсом. Варварство начинается с изобретения гончарного производства и завершается появлением письменности. В современной науке разрабатывается новая периодизация первобытной истории. Переносное значение – крайняя жестокость, грубость.  

Источник: Словарь по культурологии

Варварство
греч. barbaros) – в культурно-исторической периодизации, принятой в науке XVIII-XIX вв., средняя из трех эпох истории человечества: дикость, варварство, цивилизация. Схема обоснована Л. Г. Морганом и принята Ф. Энгельсом. Варварство начинается с изобретения гончарного производства и завершается появлением письменности. В современной науке разрабатывается новая периодизация первобытной истории. Переносное значение – крайняя жестокость, грубость.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ВАРВАРСТВО
отсутствие цивилизации. Имя «варвар» прилагалось греками и римлянами ко всем иностранцам. Было время, когда христиане называли так тех, кто не принадлежал к числу последователей Христа. В действительности не существует разделения на западную цивилизацию и варварство, но существуют различные цивилизации. И даже наоборот: всякая цивилизация может породить акты варварства, т.е. покушение на права человека (нацистские преступления, пытки), разрушение памятников культуры (библиотек, статуй и т.д.). Всякая форма насилия — акт варварства. Варварство прямо противоположно гуманизму.

Источник: Философский словарь

ВАРВАРСТВО
отсутствие цивилизации. Имя «варвар» прилагалось греками и римлянами ко всем иностранцам. Было время, когда христиане называли так тех, кто не принадлежал к числу последователей Христа. В действительности не существует разделения на западную цивилизацию и варварство, но существуют различные цивилизации. И даже наоборот: всякая цивилизация может породить акты варварства, т.е. покушение на права человека (нацистские, сталинские преступления, пытки), разрушение памятников культуры (библиотек, статуй и т.д.). Любая форма насилия – акт варварства. Варварство прямо противоположно гуманизму.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ВАРВАРСТВО
от греч. ???????? – чужеземец) – в периодизации первобытной истории, введенной Л. Морганом, второй период, следующий за дикостью и предшествующий цивилизации. В. началось с изобретения гончарного прозв-ва и закончилось изобретением письменности. В своем труде "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884) Ф. Энгельс использовал и развил схему Моргана. По Энгельсу, В. является периодом начала скотоводства и земледелия. На низшей ступени В. родовой строй достиг своего расцвета. Высшая ступень – разложение родового строя и становление классового общества. В переносном смысле "В." – порождение совр. империализма: разбойничьи войны, расизм, геноцид, поход против культуры, т.е. "цивилизованное В.".

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ВАРВАРСТВО
(от греч. barbaros) — термин, означающий нечто чужое, не свойственное нормам данной культуры. Напр., для древних греков или римлян варвар — любой чужестранец, не принятый как полноценный член античного общества. В переносном смысле термин В. обозначает невежественного, не просветленного знанием человека. В области культуры понятие В. чаще всего применяется для выделения отдельных этапов истории человечества в оппозиции докультурное — культурное. В связи с этим существует длительная традиция употреблять понятие В. для выявления тех качественных перемен, которые произошли на территории Древней Греции от VII до V в. до н.э., когда проявилась способность первобытных племен «избавиться от слепоты животного состояния и взглянуть на мир глазами человека». На фоне предшествующей дикости «цивилизация представляет совокупность изобретений и открытий, имеющих целью защитить человеческую жизнь, сделать ее менее зависимой от сил природы» (А. Боннар). Понятие В. сохранило свое значение в эволюционных теориях развития цивилизации для оценки ранних этапов ее существования. В ХIХ в. имела распространение периодизация исторического процесса с выделением отдельных стадий: дикость, В. и цивилизация, а Э.Б. Тайлор (1832—1917) в кн. «Первобытная культура» (1871), принимая эту шкалу за основу, видел смысл движения от В. к цивилизации и культурности в том, что общество проникается высшей целью «содействия развитию нравственности, силы и счастья человека». Таким образом, понятие В. применительно к жизни общества, как правило, не означает только низкий уровень материальной культуры или благополучия, но прежде всего указывает на забвение высших духовных ценностей и утрату идеалов гуманизма.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Варварство
Варварское поведение, а также все, что наводит мысли о варварах. Почти всегда слово «варварство» употребляется с оттенком осуждения (я не знаю ни одного философа, кроме Ницше, который хоть иногда придавал бы понятию варварства позитивное значение), хотя его смысл, разумеется, относителен: он предполагает существование какой‑либо цивилизации, отсутствие или уничтожение которой и именуется варварством. Подобная точка зрения чаще всего выражает стремление защитить «своих»: варвар – это в первую очередь «чужой», «не наш», тот, кто не принадлежит к нашей цивилизации, а потому, рассуждаем мы, вообще не принадлежит к цивилизации, а если и принадлежит, то эта его так называемая цивилизация слова доброго не стоит. «Каждый именует варварством то, что ему непривычно», – сказал Монтень. Вот почему словом «варварство» следует пользоваться с большой осторожностью – слишком велика опасность того, что здесь прячется чистосердечный этноцентризм. Однако это не отменяет необходимости проявлять еще большую бдительность по отношению к самому явлению варварства. Бессмертных цивилизаций нет. Где гарантия, что человеческой цивилизации как таковой ничто не грозит?
Лично я иногда использую слово «варварство» в более узком смысле, для обозначения явления, обратного или симметричного сверхдуховности. В этом значении варварство есть смешение порядков (как и сверхдуховность), но только в пользу низшего порядка; это стремление низвести высокое к низкому. Паскаль мог бы назвать его тиранией низших порядков. Примеры такого варварства? Стремление свести политику или право к науке, технике или экономике (это технократическое варварство, или тирания экспертов; иногда, поскольку существует две школы, ее же именуют либеральным варварством, или тиранией рынка). Еще один пример: стремление свести мораль к политике или праву (это политическое, или юридическое, варварство: тоталитарное варварство Ленина или Троцкого; демократическое варварство, больше угрожающее странам Запада; тирания военных, всеобщего голосования или судов). Наконец, варварство может проявляться в стремлении подчинить любовь морали (морализаторское варварство, или тирания нравственного порядка). Можно также привести примеры «перепрыгивания» через порядок: скажем, стремление подчинить мораль науке (сциентизм, нравственный дарвинизм и т. д.); любовь – деньгам (проституция, браки по расчету) или власти (культ личности, фанатизм, евгеника и т. д.). Объяснение всех этих феноменов лежит в сфере низших, а не высших порядков, но не отменяет необходимости бороться с ними. Только так можно спасти политику (от тирании экспертов или рынка), мораль (от тирании партий, собраний или судов) и любовь (от тирании моралистов, общественного мнения или денег). Конца этой борьбе нет и не будет. Любые группировки почти всегда тяготеют к низшим порядкам (даже внутри Церкви властные отношения превалируют над нравственностью или любовью). Всякая группировка, если позволить ей действовать бесконтрольно, стремится впасть в варварство, иными словами, установить свою диктатуру в той или иной форме. Именно их Платон называл «большим зверем». Только индивидуумы иногда способны противостоять этому зверю – при условии, что не попадутся в ловушку сверхдуховности.

Источник: Философский словарь.



Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
168.75 кб

Варварство как оборотная сторона цивилизации

Мотрошилова Н. В.
Читать PDF
457.53 кб

Свидетель как обличитель варварства

Малышев Михаил Алексеевич
Концлагерь это кульминация брутального господства тоталитарного государства над человеком. Цель статьи показать расчеловечение человека на основе свидетельств жертв «Холокоста», подкрепленных показаниями очевидцев «Гулага».