(Warneck, Gustav Adolph, 18341910). Немецкий протестант, миссиолог. Учился в школе Франке и университете Галле. Рукоположен в пасторы в 1862 г. В свободное время изучал теорию и практику миссионерства; был приглашен занять административный пост в Рейнском миссионерском обществе (Бармен). Однако проблемы со здоровьем заставили его в 1875 г. вернуться к приходской работе; он согласился стать пастором в саксонской деревне Ротенширмбах, что позволило ему продолжить научные изыскания. В 1874 г. Варнек основал "Общий миссионерский журнал" (Allgemeine Missionszeitschrift), ведущий миссиологический журнал Германии, и с 1879 г. организовывал проведение ежегодных миссионерских конференций, собиравших вместе пасторов и мирян. В 1885 г. Варнек принял участие в организации Комитета немецких протестантских миссий, целью крого была координация деятельности различных миссионерских организаций, и с 1885 по 1901 г. исполнял там обязанности секретаря. Уйдя с пасторской должности, Варнек был избран почетным преподавателем курса миссиологии в университете Галле. Из основных его трудов можно отметить: "Современноемиссионерство и культура: их взаимосвязь" (1879), "Очерк по истории протестантских миссий от эпохи Реформации до нашего времени" (1882), "Учение о евангельском миссионерстве" (18921903). Варнек внес большой вклад в пропаганду миссионерства и среди церковных лидеров, и среди мирян, а также способствовал расширению миссионерства за границей.
В теологическом плане Варнек был привержен консервативным взглядам; сильное влияние на него оказала пиетистская мысль. Христианство виделось ему как "жизнь", проникающая во все " жизненные порядки ". Через новое рождение во Христе начало жизни пронизывает все аспекты человеческого бытия. Варнек выделял в существующем мире две составляющие: природную и духовную. К последней он относил все, что связано с Христом, спасением, Церковью и Царством Божьим; к первой все, связанное с природным миром, историей, человеком, вселенной. В природном мире происходит органическое становление народа (Volk), к-рое всегда имеет своеобразный и неповторимый характер. Эффективная миссионерская работа предполагает усвоение Евангелия и основание Церкви, края отражала бы органическое становление народа. Формирование подобных "народных церквей" (Volkskirchen) должно привести к христианизации всех народов и окончательной победе христианства над язычеством. Церковь стоит на Слове Божьем; т.о., чтобы мир был побежден, она должна войти в жизнь народов. В отличие от англосаксонской миссиологии, делавшей упор на индивидуальное обращение, Варнек придавал решающее значение утверждению Церкви, поскольку объект христианской миссии " все народы ". Они должны быть христианизированы в присущих им органических формах, в рамках постепенного процесса, в к-ром решающая роль принадлежит заново родившемуся человеку. Когда будут основаны самостоятельные и самоуправляемые поместные церкви, христианская закваска начнет действовать в каждом народе, пока все люди не покорятся Христу и не наступит Второе пришествие.
R. V. PlERARD(nep. Ю.Т.) Библиография: Н. Kasdorf, "Gustav Warnecks Missiologisches Erbe" (Diss., Fuller Theological Seminary); J.C. Hoekendijk, Kirche und Volk in der deutschen Missionswissenschaft; M. Schlunk, "Gustav Warnek", IRM 23:395404; SHERK, XII, 27374; R.V. Pierard, NIDCC, 1030.
См. также: Миссиология.