ВАРНАШРАМА
ВАРНАШРАМА
система традиционного индийского общества. В ней выделяются четыре варны (букв. цвет, вид), общности, сложившиеся еще в эпоху вед: брахманы (жрецы, знатоки писаний), кшатрии (воины, правители), вайшьи (торговцы, земледельцы, скотоводы) и шудры (слуги). Варны считаются сакральным институтом; их часто путают с кастами (санскр. «джати»), т. е. с группами людей, объединенных по родовым, этническим, профессиональным, религиозным и другим признакам. Каст в современном индийском обществе более трех тысяч, исторически они появились в результате дробления варн. Превосходство в варновой структуре отдается брахманам. Они, а также кшатрии и вайшьи могут стать «дваждырожденными», т. е. пройти обряд посвящения в полноправные члены общества. Те, кто прошел этот обряд, под руководством гуру много лет изучают священное знание на первой стадии жизненного цикла (ашрама). Это ученики (брахмачарины). Следующие ступени жизни — «домохозяева» (грихастхи), отшельники (ванапрастхи) и саннъяси. В целом схема В. (особенно в отношении ашрам) отражала, скорее, общественный идеал, чем реальное положение вещей, и призвана была подтвердить идеологическое доминирование брахманов. В истории Индии делались неоднократные попытки изменить варно-кастовую систему. Во многих индуистских направлениях (бхакти, тантризм в целом и др.) варны фактически отрицались, хотя в основном лишь во время ритуала. Современные кришнаиты полагают, что членами варн люди становятся только после определения их склонностей. В то же время кришнаиты распространяют понятие «варна» на все человечество: брахманы — это люди интеллектуальной сферы деятельности, кшатрии — административной, вайшьи — торговофинансовой, шудры — это рабочие.
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм