итальянский философ (Тауризано, близ Неаполя, 1585 —Тулуза, 1619). Священник из Падуи, он написал произведение, отрицающее бессмертие души («Amphi-theatrum aeternae Providentiae», 1615). Он стал монахом, был изгнан из своего ордена и приехал в Париж. Его диалоги «О секретах природы» были запрещены Сорбонной. Обвиненный в атеизме и использовании магии, он был сожжен на костре.
ВАНИНИ Лючилио
Источник: Философский словарь
1585, Тауризано, Юж. Италия — 9 февраля 1619, Тулуза) — итальянский философ. В юности принял монашеский сан в ордене кармелитов. Учился в университетах Неаполя, где получил степень доктора юриспруденции, и Падуи, где стал доктором философии и теологии. С 1606 имел сан священника. Читал лекции и проводил диспуты в разных странах Европы — Германии, Швейцарии, Франции и др. Вольномыслие Ванини вызвало гнев ордена кармелитов — в 1612 он бежал в Англию, отрекся от католичества. Вернувшись на континент, покаялся под давлением инквизиции и снял с себя духовный сан. Во Франции издал «Амфитеатр вечного провидения» (1615) и «О чудесных тайнах природы, царицы и богини смертных» (1616), где под видом критики излагал взгляды древних атеистов, отвергал бессмертие души и божественную природу Христа, развивал пантеистические идеи, близкие учению Дж. Брут. Сорбонна осудила труды Ванини, они были публично сожжены. В 1617 бежал из Парижа в Тулузу, где был заключен в тюрьму и по приговору суда, обвинившего его в атеизме, сожжен. Впоследствии взгляды Ванини нашли защиту в работах Бейля, Вольтера.
Соч.: Le opere, v. 1—2. Lecce, 1912; Le opere di G. C. Vanini e le lor fonti, a cura di L. Corvaglia. Mil.—-Roma, 1933—34. Лит.: Рутенбург В. И. Великий итальянский атеист Ванини. М., 1959; Palwnbo R. Giulio Cesare Vanini e i suoi tempi. Napoli, 1878; Documents sur la vie de J.-C. Vanini de Taurisano, ed. E. Namer. Ban,1965.
Д. М. Брагича
Источник: Новая философская энциклопедия
(1584 – 9 февр. 1619) – итал. философ-пантеист. Священник, казнен в Тулузе по обвинению в ереси и атеизме. Находился под влиянием Помпонацци, Чезальпино, Кардано и особенно Бруно. Оставил два соч. на лат. яз.: "Амфитеатр вечного провидения" ("Amphytheatrum aeternae providentiae", 1615) и "Об удивительных тайнах природы, царицы и богини смертных" ("De admirandis naturae reginae, deaeque mortalium arcanis", 1616). Первое, якобы направленное против древних атеистов, фактически излагало их взгляды. Во втором В. более открыто формулировал свои воззрения, близкие материалистич. содержанию учения Дж. Бруно. Бог, по В., как бесконечное бытие сливается с природой и действует в ней как божеств. сила. Мир в целом един и вечен, но ничто в нем не продолжается бесконечно, т.к. все преходяще. В. отрицал бессмертие души, божественность Иисуса, творение мира из ничего. Чудесам он давал рационалистич. истолкование. Психич. жизнь человека В. ставил в зависимость от климата, питания, наследственности и влияния звезд, а человеч. добродетели и пороки – от различия телесных качеств. По В., учение о высшем божеств. существе служит средством удержания простого народа в страхе и рабстве. Соч.: Oeuvres philosophiques, trad. par M. X. Rousselot, P., 1842; Le opere, v. 1–2, trad. di G. Porzio, Lecce, 1912; Le opere, v. 1–2, Roma 1933–34. Лит.: История философии, т. 1, [M.], 1940 [см. Указатель имен]; Дынник ?. ?., Ванини и падуанский аристотелизм в сб.: Доклады и выступления представителей советской философской науки на XII Международном философском конгрессе, М., 1958; Рутенбург В. И., Великий итальянский атеист Ванини, М., 1959; Fuhrman W. D., Leben und Schicksale, Charakter und Meinungen des Lucilio Vanini, Lpz., 1800; Va?sse E., L. Vanini,... [s. l., s. a.]; Toulan J., Е?tude sur L. Vanini, Stras., 1869; Cattaneo G., Idee di Vanini sull´origine ed evoluzione degli organismi, "Riv. filos. scient.", 1885, v. 4; Lenoir E., Au seuil du grand si?cle, P., 1939. В. Соколов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.